Категория
Компании
Дата

Украинцы собирают миллионы для армии на банковские карты. Могут ли быть проблемы с налогами?

Когда волонтер собирает деньги на свою банковскую карту, у него возникает доход, который должен быть задекларирован в годовой декларации и обложен налогами. Чем больше средств собрал, тем больше налогов придется заплатить.

Весь мир убедился в том, насколько консолидированными могут быть украинцы. В том числе это касается сборов средств на автомобили для армии, военную экипировку и даже «Байрактары».

Часто такие сборы производятся не напрямую благотворительными фондами или общественными организациями, а отдельными гражданами через свои банковские карты с дальнейшим перечислением средств.

Такие операции могут привести к негативным налоговым последствиям. По крайней мере до тех пор, пока в Налоговый кодекс Украины (НКУ) не внесут поправки, которые решат проблему.

Для украинских граждан база налогообложения по их доходам, полученным в течение календарного года (с 1 января до 31 декабря), определяется без вычета каких-либо расходов. Не из-за того, что такие расходы ограничены, а из-за того, что по закону база налогообложения физических лиц, кроме отдельных исключений, определяется только по доходам без вычета расходов

Таким образом, если физическое лицо собрало средства, например на приобретение автомобиля для армии и затем перечислило их в полном объеме по целевому назначению, то с точки зрения Налогового кодекса Украины у такого физического лица возник облагаемый доход в виде всей суммы собранных средств без вычета расходов.

А как же налоговые льготы?

Они есть, но покрывают далеко не все случаи сбора средств. Например, НКУ предусматривает освобождение от налогов в случае сбора средств физическими лицами, которые включены в Реестр волонтеров АТО, если деньги тратятся на цели, прямо указанные в НКУ, в частности направляются военнослужащим. 

В то же время, если лицо, которое собирает средства, не включено в этот реестр или направляет средства не на цели, которые предусмотрены НКУ (к примеру, сборов на автомобили и экипировку нет в числе льготируемых), налоговая льгота не применяется. 

В этом случае у физического лица возникает доход, который должен быть задекларирован в годовой декларации (подается по итогам года – до 1 мая) и обложен 18% НДФЛ и 1,5% военного сбора. Чем больше средств собрал, тем больше налогов придется заплатить.

Эта ситуация несправедлива в условиях войны и с учетом огромной помощи, которую передают волонтеры армии. Как быть?

Первый путь – оставить все как есть. Выявить неуплату налога проверяющим будет сложно – информация о движении средств по счету является банковской тайной, которую банки вправе передавать в налоговую службу в очень ограниченных случаях, в частности по решению суда или по согласию налогоплательщика. 

Призывать нарушать НКУ и не платить налоги мы не можем. Поэтому стоит рассмотреть второй и третий пути.

Второй путь – проводить сборы средств через благотворительные организации и прочие неприбыльные организации. В этом случае риски налоговых доначислений отсутствуют или сведены к минимуму. Зарегистрировать такую организацию и оформить на нее неприбыльный статус достаточно просто (главным препятствием для ее создания могут быть только ограничения работы Единого госреестра).

Третий путь – менять законодательство. Ряд поправок в НКУ, связанных с благотворительностью, уже дорабатывается, однако полностью проблему они не решают. 

Например, законопроект №7364 вносит льготы для волонтеров по полученным им тренингам/семинарам и компенсации таких тренингов/семинаров. Также вводятся определенные послабления для неприбыльных организаций, а именно право предоставлять помощь физическим лицам, пострадавшим от вооруженной агрессии РФ, без риска потери неприбыльного статуса. 

Тем не менее проблему благотворительных переводов на карту он не решает.

Материалы по теме
Контрибьюторы сотрудничают с Forbes на внештатной основе. Их тексты отражают личную точку зрения. У вас другое мнение? Пишите нашему редактору Катерине Рещук - [email protected]