«Лелеки» на €130 000. Украинские топ-айтишники решили построить фонд для военных по принципам стартапа. Вот что выходит /Фото Shutterstock
Категория
Инновации
Дата

«Лелеки» на €130 000. Украинские топ-айтишники решили построить фонд для военных по принципам стартапа. Вот что выходит

Фото: Shutterstock Фото Shutterstock

«Есть несколько десятков миллионов долларов от донора – нужно купить «Байрактар». Такое сообщение в семь утра получил кофаундер нового фонда KOLO Павел Педенко от своего коллеги-волонтера Михаила Нестора из «Киевстара». Турецкий беспилотник купить не удалось, вздыхает Педенко. Его работа в мирной жизни – управлять проектами британского финтеха с эстонскими корнями Wise.

Фонд нашел €100 000 на «маленькие украинские байрактарчики» – ударные дроны Punisher. За два месяца команда KOLO собрала около $2 млн и отправила на передовую сотни единиц снаряжения. Как полтора десятка айтишников поставили волонтерство для армии на стартап-рельсы.

Авторитарная демократия

У KOLO узкий фокус – тепловизоры, дроны и средства связи для подразделений Сил специальных операций (ССО) и ВСУ в горячих точках. «Есть контакты с Минобороны, СНБО, через них получаем запросы от ребят», – говорит Сергей Бережной, 39, бывший CPO Parimatch, работающий в медтех-стартапе ComeBack Mobility.

У KOLO 13 основателей, но формального лидера нет. Фонд вырос из чата украинского IT-топ-менеджмента. Когда началась война, волонтерить вместе оказалось эффективнее, чем поодиночке. «Я искал компьютеры для воинских частей, – говорит Педенко, 33. – Но это была не системная работа».

История о неприобретенном «Байрактаре» – волонтерский эпос. Среди крупнейших закупок KOLO – поставка тепловизоров почти на четверть миллиона евро. В апреле оплатили партию украинских беспилотников-разведчиков «Лелека-100» на €130 000 и Punisher на €100 000, перечисляет Бережной.

Последний – разработка проекта UA Dynamics Максима Музыки – способен поражать цели 75-миллиметровыми бомбами с точностью до 4 метров. Дроны не продают коммерчески, а собирают только под заказ. Первые пять «Карателей» после успешных полевых испытаний отправили ССО в апреле 2022-го.

Как айтишники управляют милитарными закупками? Ориентируются на максимальную эффективность. «Ты не можешь помочь всем», – говорит Педенко. Не попадающие в фокус запросы отклоняют – так легче не размывать внимание и получать лучшие условия от поставщиков.

Еще одно правило: искать золотую середину между ценой снаряжения и сроком доставки. «Ты можешь купить очень дешево, но твой заказ будет выполняться 180 дней», – приводит пример Педенко. Или найти тепловизор за два-три дня, но переплатить втрое.

Свой подход учредители в шутку называют авторитарной демократией. Идеи и системные решения обсуждаются в общем чате. Далее проект получает собственника. «Тогда начинается немного тирании», – смеется Бережной.

Пример: подписка на регулярные пожертвования ВСУ. Идея – набрать тысячу людей, которые каждый день жертвовали бы по 200 грн. Учитывая, насколько иссяк волонтерский потенциал украинцев, планка казалась амбициозной. Но первую тысячу набрали за три дня, сейчас патронов уже 1200. Это более 7,2 млн грн пожертвований в месяц, или партия из почти 160 тепловизоров по $1500.

Есть и элемент геймификации. Патронов зачисляют в виртуальные «колонны», названные в честь украинского вооружения – ракетных комплексов «Стугна» и «Нептун», которым потопили крейсер «Москва».

Что мотивирует подписчиков? Чувство причастности к победе и желание оставить след в истории войны. Аудитория фонда – айтишники. Многие из них не потеряли работу, но чувствуют психологический дискомфорт и вину, что не защищают Украину с оружием в руках, считают фаундеры KOLO.

Кто есть кто в KOLO

Учредители фонда

  • Евгений Ковалевский, CPO TECHIIA Holding (Украина)
  • Павел Педенко, Senior Product Manager Wise (Великобритания)
  • Антон Дятлов, Senior Product Manager Bolt (Эстония)
  • Богдан Кит, Head of Product Tumblr (США)
  • Евгений Коваль, Product Manager Corefy (Великобритания), основатель соревнований Games of Heroes (Украина)
  • Оксана Крикун, директор по продукту и маркетингу WattEV (США)
  • Рей Астафичев, Head of Growth Readdle (Украина)
  • Андрей Уманский, CPO MAUDAU (Украина)
  • Михаил Нестор, CPO «Киевстар» (Украина)
  • Игорь Соколов, Head of Strategy Pragmatech (Украина)
  • Евгений Плохой, Head of Product Readdle (Украина)
  • Яр Бирзул, CPO ЛУН (Украина)
  • Сергей Бережной, Growth Officer ComeBack Mobility (Украина), бывший Chief Product Officer Parimatch (Украина)

Стартап на ранней стадии

По состоянию на конец апреля фонд собрал более 67 млн грн. Более половины денег – партнерские, уточняет Бережной. KOLO помогает делать закупки меньшим фондам и частным волонтерам, которые не могут открыть банковские счета, приобрести валюту и т.д.

KOLO преодолевать бюрократию проще – он использует юрлицо харьковского фонда «Майбутерра», работающее с 2016 года. Его директор – Анна Биндич из аудиторской компании «Рейтинг» – финансовый директор KOLO.

Один из первопроходцев системного подхода в волонтерстве – «Повернись живим», который в марте 2015-го основал айтишник Виталий Дейнега. За 69 дней войны фонд собрал более 3,4 млрд грн. Сборы фонда шоумена Сергея Притулы – не менее 200 млн грн.

Бережной оценивает конкурентный ландшафт по бизнес-привычке, но в волонтерстве соперничать не за что. Общая боль – дефицит снаряжения.

«За месяц Украина выкупила все, – говорит Бережной. – Уверен, закупки были на миллиарды долларов». На безумный спрос наложились и глобальные факторы. Логистические цепочки порвались из-за весеннего локдауна в Китае, где власти закрыли в домах всех жителей Шанхая, и давний кризис микрочипов. Он продлится до 2024 года, прогнозирует CEO Intell Пэт Хелсингер.

Главным навыком стал поиск складских остатков по миру. «30–40 раций, которые удалось найти, сейчас везем из ЮАР», – говорит Бережной. KOLO вместе с «Повернись живим», «Фондом Сергея Притулы» и другими выжидает в Telegram-чатах поставщиков. Новые партии распределяют между волонтерами по квотам.

С защитным снаряжением ситуация лучше, говорит директор KSE Foundation Светлана Денисенко. По состоянию на 3 апреля фонд получил $23 млн пожертвований и готовится оплатить заказ на 5000 комплектов касок и бронежилетов. Осталось лишь собрать чуть больше половины из $3,5 млн.

«У нас сейчас главная проблема – средства, как бы банально это ни звучало», – говорит Денисенко. На третий месяц войны благотворители охотнее жертвуют на приборы ночного видения, прицелы и дроны, чем на защиту, объясняет она.

Среди доноров KOLO – Grammarly, Preply, Wirex. Однако большинство пожертвований анонимны. Правила крупных международных IT-компаний часто запрещают помогать связанным с армией фондам. Некоторые делают частные пожертвования в криптовалюте. В настоящее время доля донатов в крипте упала до 2–3%, говорит Бережной.

Новый проект KOLO – пожертвования по подписке для бизнеса. Компании могут раз в месяц переводить фиксированные $10 000 или процент от прибыли. Так хотят собрать 100 донаторов. Уже подписались маркетинговая платформа Promo Republic и два проекта Макса Ищенко: портал DOU и сервис с IT-вакансиями Djinni.

«Это стартап, который в самом начале показал рост», – говорит Педенко. У него уже есть продукт и признание пользователей, которые доверяют лично учредителям. Следующий шаг – выйти за пределы своей аудитории и продвигать именно бренд KOLO.

Материалы по теме