Гибель основателя агрохолдинга «Нибулон» Алексея Вадатурского, потеря львиной части активов, подрыв Каховской ГЭС и в 5-7 раз более дорогая логистика заставили гендиректора компании Андрея Вадатурского полностью перестроить одну из старейших компаний страны. Как «Нибулону» удается выдерживать кризис и продолжать инвестировать в украинскую экономику? Вадатурский рассказал об этом во время «Business Breakfast с Владимиром Федориным»
Как война сменила «Нибулон»
Если смотреть на «Нибулон» образца декабря 2021 года – сейчас это совсем другая компания. Мы многое потеряли: зерно, землю. Наш основной офис в Николаеве, с которого начинался бизнес, сейчас не работает. Не работают отделения компании в Луганской, Харьковской, Херсонской и Запорожской областях.
Помимо потери активов из-за обстрелов и оккупации, продолжается экономическая война с РФ: перекрытие портов увеличило цены на логистику агропродукции в 5-7 раз, при этом цены на аграрку в мире опустились до двухлетнего минимума. Убытки «Нибулона» из-за войны только в 2022-м превысили $400 млн и привели к тому, что в компании работающими остались лишь 32% активов.
Мы собрали все доказательства и подсчитали свои потери, будем судиться и делать все, чтобы Россия компенсировала нанесенный ущерб.
Структура управления компанией полностью изменилась
Когда в дом родителей попала российская ракета и отец, возглавлявший компанию последние 30 лет, погиб, 4 августа 2022 года мне пришлось взять управление на себя. Несколько месяцев ушло на стабилизацию финансового состояния компании, и, наконец, его удалось достичь 12 апреля.
Я не боюсь делегировать полномочия, поэтому 17 октября мы зарегистрировали новый устав компании: создали совет директоров, комитеты по принятию решений, привязали заработную плату и бонусы сотрудников к определенным результатам. Мы – первая частная компания в Украине, которая ввела такую структуру в соответствии с новым законом. Наш наблюдательный совет представлен уже двумя людьми, сейчас ищем третью кандидатуру, в том числе среди иностранцев.
О реструктуризации долгов и инвестициях
Для строительства и развития компании мы активно использовали кредитные средства – к началу войны привлекли $570 млн в 26 банках. Половину кредитного портфеля «Нибулона» уже удалось реструктуризировать на долгосрочных условиях. Пока договариваемся с остальными кредиторами. С частью договариваться сложно, но мы объясняем: нам нужно время, чтобы перегруппироваться. Мы не отказываемся от своих обязательств.
В 2022-м доход «Нибулона» упал почти в три раза – с 40 млрд грн до 15 млрд грн. Конечно, если ты работаешь три месяца в году, то каких результатов можно ожидать. Сейчас нам удалось выйти на среднемесячные обороты выручки в $70-80 млн. До конца года рассчитываем выйти на 30 млрд грн.
При всех проблемах мы продолжаем инвестировать в украинскую экономику. В этом году вложили около $30 млн – в развитие филиала «Бессарабский» в порту Измаил, работающего с 15 сентября 2022 года.
Риски переработки
«Нибулону» пришлось приостановить проект строительства мельницы в порту Измаил. К сожалению, пока не вижу перспективы с переработкой в Украине. Главная причина – военные риски.
После того как начались атаки на критическую инфраструктуру Украины, мы поняли, что это неправильное решение во время войны. Я не готов ни морально, ни финансово переживать потерю такого актива из-за прилета. 23 августа этого года нам пришлось ощутить такой опыт, когда россияне обстреляли наше предприятие в Измаиле.
Также среди причин: финансовые трудности, недостающие юридическая и законодательная базы для обеспечения, развитые конкуренты вокруг. Если вы увидите какие условия сегодня предлагают в Польше, Турции, Румынии, где, кстати, также работают украинцы, то увидите, что преимуществ в инвестировании в Украину сегодня не существует, а риски есть.
Во что же вкладывать? В диверсифицированные вещи, например, сельхозтехнику. Ты купишь 10-20 комбайнов и, например, один можешь потерять, но другой будет работать, в отличие от завода.
Как трансформируется судостроительная программа «Нибулона»
«Ниболон» первым начал вкладывать в навигацию по Днепру – это самый дешевый способ перевозки. Мы приобрели судоремонтный завод – и сейчас это единственный завод, который работает в Украине и способен построить флот. Но подрыв Каховской дамбы делает использование Днепра для логистики невозможным на 5-15 лет.
Вся концепция, над которой работали тысячи людей с миллионами инвестиций более 15 лет, сегодня не работает.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.