Во время массированной ракетной атаки на Киев 2 января россияне тремя ракетами Х-101 разрушили киевские производственные мощности и складские помещения изготовителя тактической одежды M‑TAC. Было уничтожено около 2000 кв. м производства и 1700 кв. м складов. От оборудования, сырья и готовой продукции ничего не осталось. К счастью, из сотрудников никто не пострадал – во время воздушной тревоги в цехах никого не было. Что будет с брендом M‑TAC в дальнейшем, в блиц-интервью с соучредителем бренда.
Бренд М-ТАС появился во время войны с Россией на Донбассе в 2014 году, но большая война придала детищу Александра Карасева, 47, Дениса Головко, 38, и Татьяны Корженюк, 42, реактивного ускорения. Штат швей вырос до 750, которые в три смены производят военную одежду и снаряжение.
«Амбасадором» компании является президент Украины Владимир Зеленский, часто появляющийся на публике в одежде этого бренда. Кроме того, вещи M-TAC можно увидеть на главнокомандующем ВСУ Валерии Залужном и даже актере Жан-Клоде Ван Дамме. А еще – на сотнях тысяч военных и гражданских украинцев.
Что будет с компанией после ракетной атаки, Forbes рассказал соучредитель M-TAC Александр Карасев.
Планируете возобновлять производство и склады в Киеве?
Для этого нужно получить инвестиции, потому что ущерб достаточно существенен. У нас уничтожен годовой запас тканей. Если бы было уничтожено только производство, это полбеды, а у нас уничтожены материалы. Есть еще четыре фабрики (из-за вопроса безопасности Forbes не называет их месторасположение. – Ред.), 1000 работников, но не из чего шить. Вторая проблема, что из 10 линий по настилу и раскрою шесть уничтожены.
Из каких источников собираетесь привлечь инвестиции для возобновления производства – собственных средств, кредитных, привлечения партнеров?
У нас есть инвестиционный фонд Orexim Invest, который поддержал нас, когда мы были в критическом состоянии. После вторжения во время обороны Киева мы раздали большинство склада в помощь военным. Когда угроза столице прошла, Orexim Invest предоставил нам инвестиции, которых хватило для строительства нового производства в Киеве. Собственно то, что было разрушено во время этой атаки, было построено во время войны в рамках увеличения спроса со стороны Сил обороны Украины.
Подтвердили ли Orexim Invest свое участие в возобновлении производства M-TAC?
Они – наши друзья и не раз нас выручали, но это все же бизнес-отношения. Окончательное решение последует за инвесторами. Попробуем.
Есть ли у вас план Б, как восстановить производственные мощности?
Собственными силами мы не готовы. С инвестициями в 30% от уничтоженных запасов сможем восстановиться за три года, со 100% – за год.
Восстановление – это не только отстраивание, но и заказ материалов, завоз. Мы работаем с Японией, США, Германией, Италией и другими странами. У каждой компании есть свои сроки производства материалов. Для изготовления сумки или рюкзака требуются материалы от 15–20 поставщиков. Например, молнии YKK разных типов, стропы разной ширины, нити, подкладочные ткани, 3D-сетки, которые также могут быть разных типов на одном изделии. Кордуру можно заказывать в Германии, США и Италии. Чтобы на складе снова был полный список материалов, пройдет минимум полгода, а по-честному – год. Если какие-то материалы есть, нам повезло, но что-то можем 7–8 месяцев ожидать изготовления.
Какая сумма инвестиций необходима для полного восстановления?
Если мы публично заявим, насколько мы пострадали, наши враги смогут оценить вред, который они нанесли. Но я вас уверяю, что ни один фонд не даст в полном объеме инвестиции на объем материала, который потребовался производству на год труда. У нас работало до 1000 человек: швеи, операторы станков, обслуживание раскройных линий и другие.
На какой период может еще хватить запасов изделий из тех, что остались на складах?
Все остановится со дня на день.
Что будете делать с заказами, которые у вас были?
Последним мы разрабатывали рюкзак для глушилки против FPV-дронов. Разработали, утвердили. Теперь просто отдали ребятам чертежи, для того чтобы они создали эти рюкзаки у других украинских производителей. Нам пришлось отказаться от заказа, потому что восстановить этот процесс в лучшем случае мы сможем через полгода, и это при наличии хотя бы 30% инвестиций от запаса, который у нас был.
Есть ли возможность частично восстановить бренд?
С падением качества мы можем разместить заказы на производство за рубежом, например в Китае, но тогда мы потеряем качество. Это будет удар по идеологии бренда. Мы запустили в Украине новые технологии пошива одежды и снаряжения. Всем занимались украинцы. На развитие бренда повлиял постоянный контроль высокого качества производства.
Что будет с сотрудниками компании?
Нам очень сейчас тяжело. Мы должны отпустить наших работников в неоплачиваемый отпуск, затем – увольнение. А потом попытаться их снова принять на работу. Но они уже не все вернутся, ведь найдут себе работу или уедут за границу. Последствия серьезные.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.