M-TAC /Игорь Тишенко для Forbes Украина
Категория
Компании
Дата

Рожденный войной. Украинскую военную одежду M-TAC полюбили Зеленский и Залужный. Как небольшой бренд перерос в крупный бизнес

Режим «К победе!»: Денис Головко (слева) и Александр Карасев отложили все долгосрочные планы. Приоритетная цель – обеспечить одеждой фронт Фото Игорь Тишенко для Forbes Украина

У основателей бренда M-TAC никогда не было амбиций строить крупный бизнес, просто хотели делать качественные и удобные вещи для военных. Война вынудила идти в большую игру.

Новый номер журнала Forbes

Новый номер журнала Forbes

Этот материал из последнего номера Forbes. Приобрести его можно по этой ссылке. В номере: подробный обзор состояния крупнейших украинских бизнесменов, предприниматели года Климов и Поперешнюк, последний миллиард Фридмана, путь Grammarly, бренд тактической одежды M‐TAC и еще почти два десятка текстов.

У производителя тактической одежды украинской компании M‑TAC «бренд-амбассадор», о котором могут только мечтать мировые марки – один из самых популярных людей свободного мира, президент Украины Владимир Зеленский. С начала вторжения он минимум три десятка раз появлялся на публике в одежде этого бренда. Кроме Зеленского и его окружения, вещи M-TAC можно увидеть на главнокомандующем ВСУ Валерии Залужном, руководителе «Укрзализныци» Александре Камышине и даже актере Жан-Клоде Ван Дамме. А еще – на сотнях тысяч военных и гражданских украинцев.

M‑TAC был популярен среди украинских ценителей милитари-стиля и до вторжения, большая война придала детищу Александра Карасева, 47, Дениса Головко, 38, и Татьяны Корженюк, 42, реактивного ускорения. Штат швей вырос до 750, которые в три смены производят военную одежду и снаряжение; прогнозируемая чистая выручка бизнеса M‑TAC в 2022 году, по оценке Карасева, вырастет в семь-восемь раз и достигнет 600–650 млн грн.

Это выводит M‑TAC в высшую лигу украинского легпрома. «Такие финансовые показатели и штат на уровне с крупными производителями военной формы, которые отшивают снаряжение по государственным заказам», – говорит Александр Соколовский, основатель группы компаний «Текстиль-Контакт».

Ни одного государственного заказа у M‑TAC нет.

Как создавался самый популярный в Украине бренд милитарной и тактической одежды?

Люди, которые играли в игры

Бренд М-ТАС родился благодаря войне на Донбассе 2014 года. До этого киевлянин, художник по образованию Александр Карасев девять лет занимался организацией и продажей снаряжения для военных игр airsoft (более распространенное название – страйкбол. – Forbes). Карасев увлекся военными играми еще в начале нулевых, тогда в Украине трудно было найти экипировку. Он решил совместить хобби и бизнес: вместе с партнершей Татьяной Корженюк открыл в Киеве небольшой магазин «Милитарист», где продавали импортное оружие и снаряжение.

Популярность страйкбола в Украине росла, как и сеть «Милитарист». Перед Революцией достоинства магазинов уже было шесть в Киеве, Мариуполе, Харькове, Одессе, Днепре и Запорожье. У милитари-энтузиаста дела и любителя реконструкций Карасева даже был парк военной техники из нескольких БТРов и бронированных грузовиков, которые использовались в страйкбольных играх.

Антитеррористическая операция на Донбассе все изменила.

«Военные игры стали никому не нужны, – говорит Карасев. – Началась настоящая война». Всю технику предприниматель отдал на фронт. Тактическую и милитарную одежду скупали уже не страйкболисты, а военные, отправлявшиеся на Восток. «Милитарист» быстро превратился в военторг.

Сначала Карасев начал импортировать военную одежду из Европы, но количество конкурентов росло в геометрической прогрессии. «Тогда я подумал: почему бы не сделать украинский бренд тактической одежды, – вспоминает он. – Планировал часть отшивать у нас, что-то в Китае». Так родился бренд М-ТАС. Карасев позвал в партнеры дизайнера-конструктора Дениса Головко, отвечавшего за создание моделей.

Одним из первых изделий M‑TAC были тактические штаны Agressor, ставшие многолетним хитом продаж. Именно в них можно увидеть Зеленского. Карасев рассказывает, что они с Головко разработали модель на складе «Милитариста». «Все создавалось на коленке», – с улыбкой говорит Карасев. В отзывах в онлайн-магазинах можно увидеть, что флагманские штаны бренда часто сравнивают с моделью Field Pants культовой американской компании Crye Precision. Эти сравнения небезосновательны.

Рожденный войной. Украинскую военную одежду M-TAC полюбили Зеленский и Залужный. Как небольшой бренд перерос в крупный бизнес /Фото 1

У производителя тактической одежды украинской компании M‑TAC «бренд-амбассадор», о котором могут только мечтать мировые марки – один из самых популярных людей свободного мира, президент Украины Владимир Зеленский

Основатели М-ТАС не скрывают, что в начале пути посещали многие иностранные выставки, где детально изучали технологии и дизайн изделий топовых брендов. Через несколько лет появилась собственная экспертиза, сейчас дизайнеры конструируют вещи, несмотря на модели конкурентов. «Да, нас сравнивают, например, с американским брендом 5.11, но мы уже сдвинули их с первых позиций на украинском рынке», – хвастается Карасев.

За первый год предприятие выросло до 10 швей. Они только отшивали новые экспериментальные модели, вспоминает Головко. Массовый пошив заказывали на фабриках в Украине, Китае, Пакистане и Европе. Вся продукция продавалась через магазины «Милитарист» и оптовиков. «Офлайн-магазины очень помогли в раскрутке M‑TAC. Человек может потрогать вещи и поверить в бренд», – говорит предприниматель.

В 2014 году ажиотажный спрос на военные товары продержался около четырех месяцев, с М-ТАС мы на него не успели, вспоминает Карасев. Но за следующие семь лет бренд пробил путь к поклонникам. «Сначала продажи были небольшие, – вспоминает Карасев. – Но постепенно увеличились». По данным YouControl, в 2020 году выручка компании составила 86 млн грн.

Украинские бренды военной одежды

Украинский бизнес быстро отреагировал на 10-кратный рост спроса на военную одежду. Производителей уже десятки. Во-первых, системные швейные предприятия уделяют 10–30% времени заказу для фронта, говорит Соколов из Pro-Consalting. Во-вторых, есть группа крупных игроков, которые отшивают одежду по заказу Минобороны: «Торнадо», «Астра Люкс», «Текстиль-Контакт», «Мик», «Талан». Forbes опросил 10 военных и волонтеров, у кого они покупают экипировку, кроме M-TAC. Получили такой список: Prof1Group, «Балистика», АТАКА, ТУР ГИР, СТС, U Tactic, ТОР, Stimul, DEF.ua. Этот перечень не является исчерпывающим и репрезентативным, но показывает, что в этой нише сформировалась отдельная прослойка малого и среднего бизнеса.

Испытание войной

Перед началом большой войны бизнес Карасева и Головко был в хорошей форме: семь магазинов, 2000 кв. м цехов и складов в Киеве, более 200 сотрудников, продуктовая линейка сотен изделий, магазин и склад в Польше, где компания также наладила продажи онлайн. Но для большой войны этого оказалось маловато.

По нашим оценкам, москали стояли в 4–5 км от фабрики. У нас был заготовлен бензин для уничтожения складов, если они прорвутся.

Александр Карасев

С конца февраля и до конца марта очереди в магазины «Милитарист» были буквально стометровые. «В соцсетях даже гулял мем, что в магазинах Apple такие очереди бывают только в день презентации, а у «Милитариста» все время», – смеется Владимир Дужик, директор IT-департамента и заведующий оптовыми продажами М-ТАС.

В начале войны было не до смеха. Безумный спрос наложился на то, что большая часть команды была на профильной выставке в Нюрнберге или вывозила семьи, а Карасев и еще несколько сотрудников ушли в ТрО. В итоге на оптовом составе «Милитариста» осталось три сотрудника, хотя обычно работает 50–70 человек, говорит Дужик.

В первые недели войны производство и онлайн-продажи остановились: некому было этим заниматься, все работали на выдачу готовой продукции.

В начале марта боевые действия вплотную приблизились к киевскому производству. «По нашим оценкам, москали стояли в 4–5 км от фабрики, – вспоминает Карасев. – У нас был заготовлен бензин для уничтожения складов в случае, если они прорвутся».

Погоня за спросом

Полностью работу фабрики и магазинов возобновили только в мае, но имеющихся мощностей не хватало. «Сейчас спрос на военную одежду в 5–10 раз выше, чем в прошлом году», – говорит генеральный директор Pro-Consulting Александр Соколов. Государство обеспечивает базовой экипировкой миллион украинцев и украинок, которые сейчас защищают страну, но на практике есть постоянная потребность в дополнительных товарах, облегчающих работу военных, объясняет Соколов источник спроса.

Уже в июне Карасев начал строительство новой фабрики во Львовской области. Для этого он привлек $800 000 финансирования. Средства предоставила компания Orexim Invest, принадлежащая николаевской группе компаний Orexim, которая специализируется на экспорте сельскохозяйственной продукции. Согласно данным YouControl, у нее теперь 10% бизнеса.

Инвесторы – соучредитель Orexim Юрий Будник и гендиректор Александр Худолей. Первый – давний товарищ Карасева. «Он был моим первым репетитором по английскому языку еще в юности», – вспоминает с теплой улыбкой Карасев. Второй – фанат M‑TAC. «Это очень крутой кейс военного времени. Они заслуживают уважения как минимум из-за тех отзывов от военных, которые мы получаем по поводу качества одежды М-ТАС», – говорит Худолей.

Он не без основания расхваливает инвестицию, о М-ТАС действительно большинство отзывов пользователей положительные. «У них все супер по качеству, – говорит глава «Укрзализныци» Александр Камышин, с головы до ног одетый в M‑TAC. – Один минус – сложно купить новые вещи. Дефицит. Очереди».

M-TAC

Денис Головко, соучредитель M-TAC

Рожденный войной. Украинскую военную одежду M-TAC полюбили Зеленский и Залужный. Как небольшой бренд перерос в крупный бизнес /Фото 2

Основатели М-ТАС не скрывают, что в начале пути посещали много иностранных выставок, где детально изучали технологии и дизайн изделий топовых брендов. Через несколько лет появилась собственная экспертиза, сейчас дизайнеры конструируют вещи, несмотря на модели конкурентов

Рожденный войной. Украинскую военную одежду M-TAC полюбили Зеленский и Залужный. Как небольшой бренд перерос в крупный бизнес /Фото 3

Штат швей вырос до 750, которые в три смены производят военную одежду и снаряжение; прогнозируемая чистая выручка бизнеса M‑TAC в 2022 году, по оценке Карасева, вырастет в семь-восемь раз и достигнет 600–650 млн грн

Рожденный войной. Украинскую военную одежду M-TAC полюбили Зеленский и Залужный. Как небольшой бренд перерос в крупный бизнес /Фото 4

Одним из первых изделий M‑TAC были тактические штаны Agressor, ставшие многолетним хитом продаж

Рожденный войной. Украинскую военную одежду M-TAC полюбили Зеленский и Залужный. Как небольшой бренд перерос в крупный бизнес /Фото 5

Бренд М-ТАС родился благодаря войне на Донбассе 2014 года

Предыдущий слайд
Следующий слайд

«М-ТАС – это хороший производитель в масс-маркет сегменте», – говорит Георгий Кравец, инструктор благотворительной организации «Beta – технологии победы». Он добавляет, что для большинства продуктов они дают хорошее соотношение цены и качества. По его мнению, конкурентами М-ТАС можно считать украинских производителей туристического и трекингового снаряжения, но они не производят товары в камуфляже.

У международных производителей М-ТАС выигрывает конкуренцию благодаря цене при сопоставимом качестве:

  • К примеру, Softshell Jacket Special Forces, куртка австрийского бренда Carinthia, стоит $350.
  • Куртка М-ТАС Softshell – $115.
  • Дополнительное преимущество – для украинских военных на все товары М-ТАС действует скидка 15%.

О том, как M‑TAC добивается и контролирует качество, Карасев с Головко говорили львиную долю интервью. Например, компания приобрела станок, искусственно изнашивающий и замеряющий выгорание краски на милитари-одежде. Таких в Украине всего два, отмечает Головко.

Киевская фабрика напоминает муравейник. Десятки швей раскраивают, режут, шьют, вышивают. Другие разгружают, загружают, раскладывают. Молодой парень расставляет бобины кордуры на полочку, подписанную «На бронежилеты для «Азова».

С вдохновением и детализацией Головко рассказывает о станках. Предлагает на спор порвать нить, которой прошивают плитоноски. Карасев знакомит с сотрудниками. «Вы с ним пообщайтесь», – в каждой комнате говорит основатель и подводит к человеку, который, по его мнению, знает гораздо больше о производстве, дизайне, характеристиках, чем он. У многих схожие истории: пришли в М-ТАС грузчиком/разнорабочим/закройщиком и выросли до глав направлений. Практически каждый сказал, что гордится причастностью к созданию изделий, которые носит Зеленский.

из личного архива

«Батальон» М-ТАС. С первых дней войны 10 сотрудников M-TAC защищают страну. На фото*: Александр Карасев, Александр Ш., Олег З., Алексей Я., Константин К., Владислав П., Максим М., Александр К., Игорь П., Даниил А. *В целях безопасности фамилии указано сокращенно Фото из личного архива

Все для фронта

Карасев быстро освоил инвестиции. С июня производство M-TAC выросло втрое. Открыл фабрику во Львовской области на 6000 кв. м, нанял 550 человек. «Во Львове мы с нуля развернули производство за три недели и наняли первых 100 работников», – говорит Головко. Компания арендовала дополнительные 2000 кв. м для Киевской фабрики. «Только новое оборудование обошлось не менее чем в $2 млн», – признается Карасев.

По его словам, в расширение уже вложили все привлеченные инвестиции, сбережения и прибыль, но все равно не хватает для того, чтобы запустить удовлетворяющее спрос производство. Карасев собирается это исправить. На выходе с интервью репортер Forbes столкнулся с представителем банка, у которого предприниматель хочет привлечь финансирование.

Война не будет продолжаться вечно, разумно ли вкладывать все и даже больше в удовлетворение ситуативного спроса? «После войны будем думать. Сейчас нужно сделать максимум для победы», – без тени пафоса говорит Карасев.

У завоевавшего сердца украинцев бренда неплохие перспективы на западных рынках, считает Головко. По крайней мере, на уже упомянутой конференции в Нюрнберге, состоявшейся в конце февраля, M‑TAC пользовался большим вниманием. «Многих заинтересовала наша продукция, привезли пачку из 300 визиток, – говорит Головко. – Но пока главная задача – удовлетворить потребности украинских военных».

Материалы по теме
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине