Окраина Киева, август 2018 года, 30-градусная жара. На оптовом рынке Троещины мужчины с грузовиков лениво продают арбузы, рядом люди мешками скупают перец и лук. А в 500 м от рынка голливудский актер Роберт Патрик, более известный как жидкометаллический робот Т‑1000 из фильма «Терминатор‑2», защищает украинские земли от монгольской орды. Патрик играет главную роль в историческом экшене «Захар Беркут» с бюджетом 118 млн грн.
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
Для съемок ленты сотни людей поместили в декорацию 3000 кв. м, имитирующую ущелье Карпат. Ее строительство обошлось в не менее чем 6 млн грн. «Построить Карпаты на окраинах Киева оказалось выгоднее, чем снимать масштабные сцены в горах», – рассказывает Сергей Созановский, 53, совладелец Film. ua Group, объединяющей более 20 компаний в сфере кино‑ и телепродакшена.
Бывший юрист Созановский 15 лет развивает студию, которую в шутку называют «Голливудом на Троещине». В 2019‑м доход Film.ua достиг 1 млрд грн. Сериалы компании покупают Netflix и Amazon, некоторые фильмы посмотрели в 50 странах мира. А еще 10 лет назад студия зарабатывала в основном на российских телеканалах.
«Телеменеджеры не воспринимали нас, юристов, как творческую единицу»
Виктор Мирский
История началась, когда Созановский основал адвокатскую контору «Коннов и Созановский». В числе прочих она обслуживала предпринимателя и политика Игоря Плужникова. Тот попросил адвокатов навести порядок на телеканале «Интер».
«Никакой любви к телевидению у меня тогда не было», – говорит Виктор Мирский, 44, партнер Созановского по Film.ua. Он работал юристом в «Коннов и Созановский» и вместе с другими начал разбираться в телеиндустрии. Впоследствии возглавил направление закупок контента на «Интере».
В 2002 году Созановский и Мирский по примеру европейских телевизионщиков создали в структуре «Интера» компанию для изготовления контента. Название Film.ua придумал Созановский, «который всегда был ловок на названия», говорит продюсер Влад Ряшин, в то время председатель правления «Интера».
Плужников умер в 2005 году в результате токсического гепатита. Контрольный пакет «Интера» у его наследников приобрел Валерий Хорошковский. Film.ua не была нужна новому акционеру, и Созановский с Мирским выкупили ее. «Укомпании не было никаких активов, только название»,– вспоминает Мирский. Тогда же у семьи Плужникова они приобрели завод на Троещине, который когда‑то делал эссенции для лимонадов. В 2006‑м там открыли первый павильон студии на 900 кв. м.
Студия начала снимать сериалы в основном для российских телеканалов, которые платили в шесть‑семь раз больше, чем украинские. 70–80% выручки Film.ua приносила Россия.
«Главная наша фишка в те времена– работа по 20 часов в сутки», – вспоминает Мирский. За первый год Film.ua выдала более 40 телефильмов. «Теоретически все наши конкуренты могли снять столько, но мало кто хотел работать с такой нагрузкой»,– объясняет он.
Период сверхвысокой производительности с 2007‑го по 2010‑й Мирский вспоминает как самые тяжелые времена. Компания тогда завоевывала репутацию надежного поставщика большого количества контента. К тому же Мирский руководил компанией сам, без Созановского.
В 2006 году «Интер» потерял звание первой кнопки страны, уступив в рейтингах каналу «1+1». Хорошковский пригласил Созановского вернуться на должность руководителя канала. Вскоре «Интер» восстановил свое лидерство.
«Интер» транслировал все бои братьев Кличко, победный для «Шахтера» финал Лиги УЕФА и вернул в свой эфир «Квартал 95». «С 2006‑го по 2008 год медиагруппа генерировала более $100 млн прибыли в год», – говорит Созановский. Времени на свою компанию у него оставалось немного.
После прихода к власти Виктора Януковича Хорошковский возглавил СБУ. На этом их пути с Созановским разошлись. «Для меня канал всегда был бизнесом, а для владельцев– прежде всего средством политического влияния», – объясняет Созановский. В отставку он попросился в кабинете на Владимирской, где находится штаб‑квартира спецслужбы.
Его возвращение совпало с настоящим прорывом для Film.ua. «Мы пришли к качественным и дорогим продуктам», – рассказывает Мирский. Студия сняла несколько сериалов стоимостью $150 000–250 000 за серию. «Баллада о Бомбере», «Бабочки», «Нюхач», «Красная королева» получили хорошие рейтинги на российских и украинских каналах.
По словам Мирского, чтобы снять качественный сериал 10 лет назад, 70% его бюджета должен был закрывать российский рынок. Например, «Бабочки» стоили $250 000 за серию. Украинский канал был готов заплатить $50 000, еще $200 000 нужно было зарабатывать на телеканалах из России.
Большой соседский телерынок помог вырасти украинскому. «Если бы не 2014‑й, сегодня постсоветский ТВ‑рынок был бы в первой мировой пятерке, – говорит Мирский.– Мы летели в космос».
Посадка оказалась жесткой. С началом российской агрессии кинопроизводство остановилось. «Россия ничего не покупала, Украина не покупала», – вспоминает Созановский. Мирский запомнил этот период как «очень болезненный».
Проявились все слабые места бизнеса. Сериалы давали почти 90% дохода Film.ua. В географическом разрезе примерно столько же приходилось на Россию.
Модель удалось изменить. Доля сериалов в доходах снизилась до 60%. Остальное – это дистрибуция и продажа прав на собственный контент (20–25%), производство полнометражных фильмов (5–7%), платное телевидение (5%), теле‑ и киносервисы. По словам Созановского, EBITDA Film.ua – $6–7 млн. «Средний мультипликатор на рынке сейчас 6–8», – добавляет бизнесмен.
Студия потратила немало усилий, чтобы меньше зависеть от рынка СНГ. «Сегодня российский рынок приносит компании 30%», – рассказывает Созановский. Больше всего этому поспособствовал международный успех сериала «Нюхач».
•••
«Это я убила Эрику. Она отняла у меня любимого человека. Простите меня, если сможете».
В марте 2020 года вышло очередное обращение Владимира Зеленского о ситуации с распространением коронавируса. Но в субтитрах на канале ICTV вместо слов президента говорилось об Эрике Лаатц – жертве из детективного сериала «Нюхач» производства Film. ua. Обращение прервало показ новой серии, и канал из‑за технического сбоя вывел неправильные титры. Случайно Зеленский сделал одному из самых успешных сериалов Украины дополнительную рекламу.
«Нюхач» – флагманский продукт Film.ua и один из самых дорогих сериалов Украины. Съемки четырех сезонов стоили $11 млн. Идею о человеке со сверхчувствительным обонянием, который помогает раскрывать преступления, принес Мирскому в 2010‑м режиссер реалити‑шоу «Давай поженимся» Артем Литвиненко. Он хотел снять что‑то похожее на известные сериалы «Менталист» и «Теория лжи».
По данным TNS Russia, «Нюхач» стал самым популярным сериалом России в 2013 году и занимал топ‑позиции в Украине, Казахстане и Израиле. Успех первого сезона добавил адреналина. Второй снимали уже за беспрецедентные тогда $500 000 за серию. Оператором студия взяла британца, который снимал «Аббатство Даунтон».
«Нюхач» стал первым украинским сериалом, появившимся на Netflix. Права на показ купили каналы более 60 стран, а Япония сняла свою адаптацию. Всего на всех платформах «Нюхача» посмотрело более 100 млн зрителей. Кроме славы, он принес студии более $2 млн прибыли.
Еще один успешный экспортный кейс Film. ua – сериал «Тайники». Восьмисерийная криминальная драма, которая стилистически напоминает известный датско‑шведский сериал «Мост», стоила студии $1,6 млн. Эксклюзивные права на его мировую дистрибуцию приобрел немецкий канал ZDF. Впервые за украинский сериал заплатили минимальную гарантию еще до того, как начали его продажу. «Тайники» хорошо продаются в Европе и уже окупили себя», – с гордостью рассказывает Мирский, который продюсировал ленту.
Летом 2019‑го на польском телеканале TVP1 показали историческую драму «Крепостная». Снятый Film.ua и Starlight Films сериал побил несколько рекордов телевидения Польши. Один из эпизодов собрал у экранов около 3 млн зрителей.
«Крепостную» студия продала на польские телеканалы за небольшие деньги – $10 000–15 000 за серию. Но после этого успеха поляки приобрели у Film.ua сериал «Красная королева». А следующий сезон «Крепостной» уже планируют снимать в копродукции с Польшей.
«Film.ua – диверсифицированный и грамотно построенный бизнес с прицелом на различные рынки», – считает бывший генеральный директор медиагруппы «1+1» Александр Ткаченко. Как и в случае с «Интером», владельцы студии не придумывали ничего нового, а просто шли по стратегии крупных компаний Disney и Paramount.
«Film.ua – крупнейшая в Восточной Европе студия полного цикла»,– добавляет Созановский. Правда, дорогие флагманские проекты не являются наиболее коммерчески успешными. Самый прибыльный сериал Film.ua – 140‑серийная мелодрама «Женский доктор» о роддоме.
«Нюхач» – первый украинский сериал, который приобрел Netflix
«Я снимаю мелодрамы, потому что их заказывают, – говорит Мирский. – Приходится искать компромисс, чтобы, с одной стороны, создать продукт, который востребован здесь, а с другой – продукт, который приобретут за рубежом».
Опрошенные Forbes продюсеры оценивают украинский рынок сериального производства в 70–80 млн грн в год. По данным профильного ресурса Media Business Reports (MBR), в прошлом году в эфире украинских телеканалов вышло 1453 премьерных сериалочаса отечественного производства. Почти 15% приходится на сериалы Film.ua. Это самый большой показатель среди украинских студий.
•••
Апрель 2015‑го. В украинском прокате выходит фильм «Незламна» о снайпере Второй мировой войны Людмиле Павличенко. В России и мире это кино показывают под названием «Битва за Севастополь». Film.ua начал снимать ленту еще в 2013 году. Компании даже удалось привлечь государственные деньги в Украине и России.
После аннексии Крыма этот факт сыграл против студии. Министр культуры России Владимир Мединский намеренно подчеркивал, что фильм – российско‑украинский. Хотя 80% ленты финансировала украинская сторона.
Первый поход Film.ua в прокатное кино был хоть репутационно проблемным, но финансово успешным. Фильм заработал в международном прокате $9 млн при бюджете $5 млн.
К 2014 году примерно 15% фильмов в украинском прокате были российского производства. Сегодня – почти ноль. Взамен, по данным МВR, за последние пять лет в прокат вышло 143 полнометражных украинских ленты. Большинство из них получили государственное финансирование.
«На украинском кинорынке может быть только два источника притока денег – или государственный, или российский», – считает Сергей Неретин, бывший первый заместитель председателя Госкино.
«Если уж государство раздает деньги, то нужно их эффективно использовать», – отмечает Созановский. Вместе с бывшим руководителем медиагруппы StarLightMedia Владимиром Бородянским он был главным драйвером инициативы #КіноКраїна. Медиаменеджеры лоббировали принятие закона о господдержке кино, который перезапустил украинскую киноиндустрию.
35% бокс-офиса украинских фильмов в 2017–2019 годах собрали ленты Film.ua
Госкино профинансировало восемь лент Film.ua на 123 млн грн. Компания вернула государству 11% от данной суммы, и это самый большой показатель среди украинских студий. Film.ua даже вернула с прибылью все государственные инвестиции в ленту «Сумасшедшая свадьба». По словам Созановского, каждый доллар, вложенный в эту комедию, принес $2,3.
Здоровый кинобизнес не может держаться только на деньгах студии и господдержке. Даже если лента собирает в кинотеатрах вдвое больше бюджета, она остается убыточной. 50% бокс‑офиса фильма забирают себе кинотеатры, еще 10–15% – дистрибьюторы. Поэтому Film.ua постоянно ищет различные источники софинансирования.
«Половину бюджета обеих частей «Сумасшедшей свадьбы» мы окупили благодаря продакт‑плейсменту», – рассказывает продюсер Ирина Костюк. В кадрах ленты можно увидеть бренды Rozetka, Ощадбанк, водку «Малиновка».
В «Сумасшедшую свадьбу» вложилось не только государство, но и крупнейшая в Украине сеть кинотеатров Multiplex. В 2019‑м она инвестировала в еще пять фильмов студии. «Инвестиция пока не окупилась,– рассказывает CEO Multiplex Роман Романчук. – Но это вопрос не к Film.ua, это комплексный вопрос к индустрии».
Осенью 2019‑го в украинский кинопрокат вышел фильм «Цена правды». Историю валлийского журналиста Гарета Джонса, который первым рассказал на весь мир о Голодоморе в Украине, сняла известная польская режиссер Агнешка Холланд. Лента стоимостью 262 млн грн стала самой дорогой среди кинопроектов Film.ua. Для ее создания удалось привлечь государственные средства Украины и Польши, деньги британской студии и канадского филантропа украинского происхождения. Фильм пока не окупил себя. Однако он был номинирован на Берлинском кинофестивале и попал в список лучших фильмов года от The Guardian.
За 2017–2019 годы общий бокс‑офис украинского кино составил 486 млн грн. 35% этой суммы заработали ленты Film.ua. Из девяти прокатных фильмов студии пять уже прибыльны. Международные проекты «Захар Беркут» и «Цена правды» продолжают зарабатывать.
Еще одно новое направление – анимация. «Благодаря ей мы можем захватить весь мир, – шутит Костюк. – Она говорит на универсальном языке». В 2018‑м Film.ua выпустил свою первую полнометражную анимацию «Похищенная принцесса: Руслан и Людмила». Еще до начала проката права на нее продали более чем 50 странам. Это первый украинский кинопродукт, который показывали в кинотеатрах Китая. В мировом прокате «Похищенная принцесса» заработала $6,5 млн при бюджете $3,5 млн.
Второй анимационный проект Film.ua – долгострой «Мавка. Лесная песня». Наделав шума промо‑кампанией, студия уже несколько раз переносила дату релиза. «PR и маркетинг побежали впереди нас», – объясняет Костюк. Бюджет «Мавки» – $6–8 млн, поэтому у ленты нет шансов окупиться в Украине. По этой причине студия планирует организовать синхронный релиз по всему миру.
За два года до выхода мультфильм успел заработать 20% бюджета. Уже продаются брендированные йогурты, сухие завтраки, дизайнерские платья, временные AR‑тату, книги. Сеть супермаркетов «Сильпо» открыла в Киеве магазин в стиле «Мавки». «Скоро будут куклы. Из‑за коронавируса задержалась партия голов из Китая», – говорит Костюк. Продюсеры планируют только на лицензированной продукции заработать 30– 40% бюджета.
«Для каждого фильма или сериала стараемся создавать мини‑вселенную», – рассказывает Созановский. Он устроил себе «кабинет» за столиком кинокофейни на территории Film.ua. Рядом стоит большая копия Чубакки из «Звездных войн». Семья Созановского – фанаты киновселенной Джорджа Лукаса. Даже собаку они назвали Энакином.
•••
«Мы не хотим быть суррогатными родителями: выносить и отдать,– объясняет стратегию Film.ua Виктор Мирский. – Желаем зарабатывать на правах, а не на производстве».
В самые тяжелые времена компания выживала благодаря библиотеке собственного контента. «Библиотека приносит больше денег, чем эти стены», – говорит Созановский, имея в виду киностудию Film.ua из восьми павильонов общей площадью 8000 кв. м.
Сериал «Баллада о Бомбере» не был прибыльным при первых продажах. «Но прошло пять лет, а мы продолжаем зарабатывать на нем»,– рассказывает Мирский.
Главное правило компании – все права на продукт оставлять за собой. «Я этому правилу даже научил ребят, которые сейчас работают на Банковой»,– вспоминает Созановский.
«Film.ua – наиболее адекватный продакшен Украины», – считает директор по развитию VOD‑платформы Megogo Иван Шестаков. По его словам, некоторые релизы студии попадают в топ просмотров платформы. Правда, последний пакет своих фильмов Film. ua продал в Украине другой VOD‑платформе. «Пришел молодой и задиристый сервис Sweet.tv и предложил лучшие условия»,– говорит Созановский.
Больше всего полнометражный фильм зарабатывает на кинопрокате, потом на продажах телеканалам первого эшелона, далее VOD и дозарабатывает благодаря зарубежному прокату, продаже форматов и YouTube.
«Маленьких денег не бывает. Если есть возможность дополнительно заработать хоть $1000– почему бы и нет», – говорит Созановский. Права на собственный продукт позволяют это делать. Как‑то знакомый Мирского попросил напечатать небольшую партию дисков с телефильмами Film. ua за $200 000. Этот кейс Созановский вспоминает как самые легко заработанные деньги студии.
В 2020 году в прокат вышла литовская адаптация «Сумасшедшей свадьбы». Впервые украинский киноформат приобрели за рубежом. Студия из Литвы заплатила Film.ua несколько тысяч евро. «Эксплуатируем наш продукт как можем»,– говорит Костюк. Компания даже лицензировала персонажей и музыку из фильма для рекламного ролика семечек.
«Продать сериальный формат в Европу можно по €10 000–15 000 за серию»,– рассказывает Мирский. Студия из США приобрела у Film.ua опцион на англоязычную адаптацию «Нюхача». «Если она выйдет, будем долго зарабатывать в Штатах на роялти»,– уточняет он.
С приходом войны Украина стала избавляться от российского телевидения. «Из страны ушли также нишевые каналы и появилось окно возможностей», – вспоминает Сергей Бойко, бывший партнер Film.ua по телебизнесу. По словам Созановского, до 2014 года один только русский канал «Охота и рыбалка» зарабатывал $1 млн. Компания вошла в свободную нишу.
В Film.ua семь тематических телеканалов, которые генерируют ежегодно 55 млн грн. Направление Pay TV стало прибыльным в первый же год. В Украине более 4 млн абонентов платного телевидения (кабельное, спутниковое, OTT). Провайдеры обязаны отчислять роялти каналам за каждого пользователя. К тому же Film.ua продает произведенный для своего ТВ контент и зарабатывает на трансляции в странах, где есть украинская диаспора.
«80% фильмов, которые показывают в украинских кинотеатрах, озвучены нашей компанией», – рассказывает Созановский. Дубляж полнометражной ленты стоит $25 000, час озвучки сериала – $300–600. Компания иногда производит субтитры для Netflix.
Созановского драйвит делать то, чего еще никто не делал в Украине. Одна из компаний Film.ua производила визуальные эффекты для китайского блокбастера «Странствующая земля», который собрал в прокате $700 млн. В сериале «Чернобыль» от HBO также присутствует графика от студии Postmodern, принадлежащей компании.
Созановский видит два варианта развития Film.ua: нарастить доход в ближайшие три года до 3 млрд грн или объединяться и создавать коллаборации для расширения киновселенной.
«Если бы произошло чудо и любая из трех медиагрупп объединилась с Megogo да еще и получила продакшен вроде Film.ua, такая медиакомпания на 100% была бы в топ‑3 Восточной Европы»,– рассуждает Созановский.
Опубликовано во втором номере журнала Forbes (июль-август 2020)
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.