Співзасновник Glovo Саша Мішо та CEO українського офісу Марина Павлюк /коллаж Анастасия Левицкая
Категория
Инновации
Дата

53 000 курьеров, €85 млн инвестиций в Украину и потенциальный рынок на €2 млрд. Что происходит с сервисом доставки Glovo после пяти лет работы в Украине (спойлер: дела обстоят неплохо)

Соучредитель Glovo Саша Мишо и CEO украинского офиса Марина Павлюк Фото коллаж Анастасия Левицкая

Около 40% работы сервиса доставки еды Glovo в Украине выпало на полномасштабную войну, говорит CEO украинского офиса Марина Павлюк. Несмотря на это, состоянием на осень 2023-го стартапу быстрой доставки удалось превысить довоенные темпы. Чем он живет сейчас

«С момента выхода на рынок в октябре 2018 года компания Glovo инвестировала €85 млн в Украину», – говорит соучредитель компании Саша Мишо во время пресс-бранча со СМИ в Киеве в октябре 2023-го.

По случаю пятилетия в Украине топ-менеджмент поделился результатами работы компании. Forbes выбрал главное из разговора с Мишо и CEO Glovo в Украине Мариной Павлюк.

Темпы Glovo в Украине

Украина – четвертый по объему рынок для Glovo. «Год к году мы закладываем десятки процентов роста. 90% довоенных темпов в ноябре 2022-го – классно. Однако только в марте мы вышли на 100% объемов», – говорит Павлюк.

В 2021 году в среднем один пользователь Glovo в Украине делал примерно 10 заказов еды в год. В военном 2022-м этот показатель опустился до 6,6 заказов, рассказывает Павлюк. «Мы просели. Лишь где-то к концу 2022 года мы начали восстанавливаться. 6,6 – цифра, которой я горжусь», – добавляет она.

Довоенные темпы удалось немного превысить уже в 2023 году. «35–40% нашего существования в Украине пришлось на войну», – отмечает она. По состоянию на октябрь украинец в Glovo заказывает доставку около 10,3 раза в год. «Тот путь, который европейские страны проходили десятилетиями, мы прошли через два или три года. Частота заказов у нас почти одинаковая», – объясняет Павлюк.

Выручку украинского бизнеса и долю Glovo на рынке Павлюк не комментирует. С начала 2023 года компания растет до 5% ежемесячно, добавляет она. «Сейчас мы лидеры рынка», – уточняет Павлюк.

В 2021 году в среднем один пользователь Glovo в Украине делал примерно 10 заказов пищи в год. В 2022 году этот показатель опустился до 6,6 заказов.

В 2021-м в среднем один пользователь Glovo в Украине производил примерно 10 заказов пищи в год. В 2022 году этот показатель опустился до 6,6 заказов.

По состоянию на октябрь 2023 года украинец в Glovo заказывает доставку около 10,3 раза в год

По состоянию на октябрь 2023 года украинец в Glovo заказывает доставку около 10,3 раза в год

Что чаще всего заказывают украинцы

Последний рекорд по количеству заказов пришелся на начало сентября. «За один день мы выросли на 25% по заказам. Мы не могли понять, что происходит. История в том, что люди стали больше ценить маленькие радости», – объясняет Павлюк.

Самые быстрорастущие категории доставки – специфические, говорит Павлюк. Каждый третий заказ в Q-Commerce – зоотовары. Каждый пятый – цветы. В то же время за последние 12 месяцев возросло количество заказов на детские игрушки. «Моему сыну полтора года, поэтому я оценила еще и эту сторону Glovo», – смеется Павлюк.

Также среди украинцев растет спрос на «заканчивающиеся в неуместный момент товары», добавляет она. «Речь идет о личной гигиене. К примеру, презервативы», – объясняет она.

Сколько Glovo инвестировала в украинский бизнес

«До войны Украина была одним из четырех самых мощных рынков. Затем началась война. Однако после перезапуска Украина – снова один из приоритетных рынков», – говорит Мишо. С мая 2023 года инвестиции Glovo в украинский сегмент бизнеса выросли на €5 млн – до €85 млн, добавил он. Компания также проинвестировала около €800 000 в социнициативы: разминирование, поддержку благотворительных фондов, малого бизнеса и волонтеров.

Большим европейским технологическим предпринимателям необходимо демонстрировать, что Украина остается важным игроком на рынке, считает Мишо. «Нужно увеличивать их осведомленность. Тогда здесь действительно будет успешный бизнес», – говорит он.

Армия курьеров

В 2018 году сервис запускался с 15–20 курьеров, вспоминает Павлюк. По состоянию на октябрь 2023 года с желтыми рюкзаками в Украине – около 53 000 человек. «У нас небольшая армия курьеров. Более 50 000 человек сделали как минимум одну доставку за эти пять лет», – добавляет она.

Как выглядит Glovo в цифрах /Getty Images

Как выглядит Glovo в цифрах

Год основания: 2015-й – Барселона, 2018-й – запуск в Украине.

Основатели: Оскар Пьер и Саша Мишо.

Владелец: немецкий Delivery Hero, которому принадлежит 94% акций, формально соглашение по поглощению завершилось в июле 2022 года.

Команда: более 4000 человек в 25 странах, украинский офис – 287 сотрудников.

Финансы: оборот (GMV) материнской Delivery Hero в третьем квартале 2022 года вырос на 12% – до €11,45 млрд. Финансовые показатели Glovo не раскрываются, однако совокупный оборот на всех рынках за тот же период увеличился на 40%. Прогнозируемый годовой оборот сервиса в 2022 году – €3,7–3,9 млрд.

Glovo – предприятие критической инфраструктуры

С момента запуска компания уплатила в госбюджет более €20 млн налогов. «Мы были признаны правительством критическим предприятием», – сказала Павлюк. Благодаря этому компания уже забронировала от мобилизации до 12 сотрудников.

В фокусе – топ-менеджмент, вынужденный выезжать в главный офис в Барселоне. «Украина всегда была центром региона Восточной Европы и Центральной Азии. Туда входят Казахстан, Кыргызстан, Армения и Грузия. Наши четыре региональных директора – украинцы. Началась война, и это повлекло за собой проблемы», – сказала Павлюк.

Саму процедуру гендиректор оценивает положительно. «Вопросов к ребятам на границе не было», – добавила Павлюк. Однако бронирование не панацея, говорит она.

Инвестиции во внутренние проекты

В Украине компания создала так называемые облачные кухни – кухонное помещение, где готовят только на доставку – и дарксторы – супермаркет для доставки. Для запуска одной облачной кухни в Украине Glovo тратит около €200 000. Всего таких локаций семь. Шесть в Киеве и одна в Днепре, говорит Павлюк.

Запуск одного даркстора стоит вполовину дешевле – €100 000. Таких пунктов в Украине 12. В каждом магазине – до 3000 позиций товаров.

Миллиардный рынок

«Если экономически ситуация будет складываться, как сейчас, рынок доставки Украины может достичь €2 млрд», – делится своими прогнозами Павлюк. На такой показатель Украина выйдет в течение пяти лет, считает она.

Поскольку Украина больше по объему населения, в отличие от европейских стран, Glovo только в самом начале своего пути, убеждена Павлюк. «Глобально компания еще не прибыльная. Это инвестиционный рынок», – добавляет Мишо. «Каждый евро, который мы инвестируем в Украину, в разы эффективнее, чем в другие страны», – говорит Павлюк.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине