Саша Мішо, співзасновник Glovo. /коллаж Александра Карасева
Категория
Компании
Дата

Страна, стоящая риска. Соучредитель Glovo Саша Мишо о €80 млн инвестиций в Украину и виды на поглощение Zakaz.ua

7 хв читання

Саша Мишо, соучредитель Glovo. Фото коллаж Александра Карасева

2023-й – не лучший год для стартапов в нише быстрой доставки. Но не для Glovo в Украине. О выходе украинского бизнеса на безубыточность, увольнениях и слухах о покупке Zakaz.ua в интервью Forbes рассказал соучредитель Glovo Саша Мишо.

24 февраля топ-менеджмент испанского сервиса доставки Glovo решил прекратить все операции в Украине. «Помню новости, которые мы видели на BBC», – год спустя вспоминает соучредитель компании Саша Мишо, 52. Возобновить работу уже в начале марта убедили сотрудники украинского офиса. И были правы – несмотря на войну, украинская часть бизнеса вышла на самоокупаемость.

Завоевание украинского рынка Glovo начал на четвертый год своего существования – в 2018 году. Теперь Украина – пятая по объему заказов для стартапа. Здесь он значительно нарастил свои позиции после банкротства конкурента Rocket и закрытия нескольких более мелких региональных сервисов. Летом 2022-го Glovo финализировал соглашение с давним инвестором – немецкой компанией Delivery Hero, которая купила 39,4% акций стартапа и оценила его в €2,3 млрд.

В интервью Forbes Мишо рассказал, сколько Glovo инвестировал в украинский рынок и будет ли в списке инвестиций Zakaz.ua, который до войны мог стоить около $40 млн.

Интервью сокращено и отредактировано для ясности.

Glovo вышел на украинский рынок, когда война с Россией уже продолжалась. Просчитывали ли вы риски полномасштабного вторжения и на сколько они совпали с реальностью?

Мы видели возможности и, конечно, риски. Однако считали, что Украина – достаточно важный рынок, чтобы брать на себя эти риски и инвестировать. И мы очень довольны этим решением. До полномасштабной войны Украина была третьей страной по объему заказов. Сегодня она все еще пятая из 25 стран.

Надеюсь, эта ужасная реальность скоро закончится и мы сможем сосредоточиться на росте экономики и увеличении инвестиций. Украина – уникальная страна в регионе, в которой много талантов. Поэтому я считаю, что она очень привлекательна для иностранных компаний.

Ваша страна сильно ориентирована на технологии. Когда я вернулся в Испанию после предварительного визита в Украину, в разговоре с нашим министерством цифровой трансформации предложил следовать примеру Украины. Потому что у нее лучшее приложение для граждан, которое я когда-либо видел.

Полномасштабное вторжение создало больше рисков для бизнеса, чем война в 2014 году. Какова была ваша первая реакция 24 февраля?

Первая реакция головного офиса в Барселоне касалась безопасности команды, курьеров, клиентов и партнеров. Поэтому мы решили прекратить все операции. Помню новости, которые мы видели на BBC. Второе – финансовый вопрос. Тогда было много шума вокруг потенциального закрытия банковских систем, поэтому мы хотели убедиться, что наши сотрудники получат свои зарплаты, и выплатили их наперед.

Когда мы остановили все, курьеры начали использовать Telegram и другие приложения для осуществления социальных поставок. Рестораны и магазины тоже хотели продолжать работу. Поэтому уже через несколько дней местная команда сказала, что нам нужно возобновить бизнес. Мы спрашивали их, уверены ли они в этом, ведь идет полномасштабная война.

Местная команда заверила, что нужно возобновлять операции. Мы составили план поэтапного обновления, начиная с наиболее безопасных районов. Также мы вносили технологические изменения в приложение, чтобы приостанавливать все операции на время воздушной тревоги. Сейчас мы работаем в 35 городах Украины, до полномасштабного вторжения – в 39.

Glovo в цифрах /Shutterstock

Glovo в цифрах

Год основания – 2015, Барселона.

Основатели – Оскар Пьер и Саша Мишо.

Владелец – немецкий Delivery Hero, которому принадлежит 94% акций, формально соглашение о поглощении завершилось в июле 2022 года.

Команда – 5000 человек в 25 странах, украинский офис – 250 сотрудников.

Финансы – оборот (GMV) материнской Delivery Hero в третьем квартале 2022 года вырос на 12%, до €11,45 млрд. Финансовые показатели Glovo не раскрываются, однако совокупный оборот на всех рынках за тот же период увеличился на 40%. Прогнозируемый годовой оборот сервиса в 2022 году – €3,7–3,9 млрд.

Сколько Glovo совокупно инвестировало в развитие бизнеса в Украине с 2018 года?

В Украину мы вложили €80 млн. Это средства на операционную деятельность, инфраструктуру, маркетинг. В украинском Glovo работают 250 сотрудников в головном офисе в Киеве и восьми меньших офисах.

Когда ожидаете окупаемости инвестиций в украинский рынок?

Украинский офис вышел на самоокупаемость, если отбросить поддержку головного офиса в виде инженеров, инфраструктуры и т.д. Сам бизнес в Украине как таковой нам не стоит ничего.

Потому что Glovo – монополист на украинском рынке?

Нет, у нас есть конкуренция. В нашей области происходит консолидация. Однако мы работаем во многих нишах. Доставляем не только блюда из ресторанов, но и продукты и товары из магазинов.

Какова доля Украины в глобальном бизнесе Glovo в выручке?

Мы не раскрываем такие данные. Украина – важная часть нашего бизнеса, пятый рынок по количеству заказов.

В начале 2022-го украинские медиа писали, что Glovo планирует поглотить украинский стартап Zakaz.ua. Действительно ли были переговоры?

Нет, мы их не покупали и не планируем. На рынке ходило много слухов и предположений. Мы лично встречаемся со многими игроками, но главная тема разговоров не M&A. Мы обсуждаем планы развития и то, как мы можем вместе двигать рынок.

Как вы оцениваете бизнес-результаты украинской команды в 2022 году?

Они поражают, учитывая произошедшее. Заказов стало больше, чем до вторжения. Бизнес не только адаптировался, но и вырос. Для нас это только начало. Украина – ключевой рынок и лидер региона.

Выросла ли украинская локация по выручке и на сколько?

Все важные показатели выросли – от выручки до числа заказов. Улучшилось также время доставки. Недавно у нас был рекордный месяц, и мы превысили показатели, которые были до вторжения.

В ряде городов объем заказов вырос в два-три раза по сравнению с довоенным уровнем, в частности в Хмельницком заказы выросли на 318%, в Виннице – почти на 300%, в Тернополе – на 275%, в Ровно, Ивано-Франковске и Луцке – почти на 250 %, в Черновцах – на 200%.

предоставлено пресс-службой

Саша Мишо, соучредитель Glovo. Фото предоставлено пресс-службой

Каковы ваши бизнес-цели на украинском рынке?

Наши планы по расширению на украинском рынке зависят от многих факторов. Очевидно, для нас очень важны безопасность и стабильность ситуации. Мир и так динамичный, а в Украине эта динамика умножена на 10. Поэтому наши планы по расширению будут зависеть от уровня безопасности и стабильности, а также от стратегических решений нашей местной команды по развитию в разных городах и районах.

Местная команда в Украине демонстрирует большую инновационность. Мы запускаем новые сервисы, которых нет в других странах. К примеру, мы впервые внедрили телемедицину в нашем приложении в Украине. Это лишь один из примеров. Мы часто внедряем разные инициативы именно на украинском рынке, а не на испанском, к примеру.

Я очень верю в потенциал Glovo в сфере быстрой доставки из розничных точек. Мы можем помочь розничным магазинам цифровизировать свой бизнес и продавать товары онлайн с максимальной скоростью. Наше видение – дать клиентам возможность получать товар за 30 минут.

С какими показателями глобальный Glovo окончил 2022-й и какие цели ставите на этот год?

В декабре прошлого года мы достигли 500 млн заказов. На глобальном уровне Glovo еще не прибыльный. В конце 2021 года нас купила компания Delivery Hero. Этот процесс официально завершился через девять месяцев. С тех пор наша основная цель – достичь доходности к концу следующего года и увеличивать бизнес на 30–35% ежегодно.

В начале 2023-го Glovo уволил 6,5% специалистов, увольнения затронули и украинский офис. Планируются ли еще сокращения?

Мы разрабатывали наш бизнес-план в конце 2022 года, когда наступил общий спад потребительской активности во всем мире. Макроэкономическая ситуация – рост процентных ставок и инфляция – снизили покупательную способность, поэтому некоторые потребители заказывали меньше. Чтобы поддержать наш путь к прибыльности во времена экономической неопределенности, мы оптимизировали наши операционные настройки, сотрудничество и общие процессы, чтобы стать более эффективными.

В Украине увольнения затронули очень малую часть команды, поскольку это одна из наших самых быстрорастущих стран. В будущем мы не намерены проводить какую-либо дополнительную реструктуризацию.

С 2019 года ситуация для стартапов в нише быстрой доставки дважды изменилась радикально. Как через все это проходит Glovo?

У нас нет ответов на вопрос, будет рецессия или нет и какие регионы будут развиваться. Мы работаем в разных частях света, но наши регионы не одинаковы. В целом страны, где работает Glovo, демонстрируют более высокий уровень роста по сравнению со средним мировым показателем.

Что изменилось для компании после того, как она стала частью Delivery Hero?

Это гарантия будущего проекта. Ежегодный сбор средств – это непросто. Это требует времени и усилий. Мы должны каждый год убеждать инвесторов, что наши действия правильны, и просить их инвестировать в нашу компанию. Это большой труд, выполненный командой, в частности Оскаром Пьером – CEO и соучредителем компании. Теперь у нашего проекта есть гарантии существования.

У Delivery Hero есть до 10 брендов по всему миру, каждый из которых работает независимо. Они имеют собственные технологии и платформы. У нас есть возможность узнать много нового и поделиться нашим опытом с их брендами. Думаю, мы присоединились к одному из лучших игроков в отрасли и одному из лидеров по всему миру.

За свою карьеру вы сменили несколько ролей: кофаундер молодого стартапа, затем – быстрорастущей компании на горячем рынке, теперь – крупной компании внутри Delivey Hero. Как изменились подходы к управлению, навыкам и видению?

Я выбрал технологии, когда основал свою первую компанию в 25 лет, и тогда этот сектор быстро развивался, всегда предлагая новые возможности обучения. То, что могло быть эффективным 10 лет назад, не обязательно станет лучшим выбором для стартапа сегодня.

Первые годы существования Glovo были направлены на быстрый рост и расширение, и именно на это шли инвесторы. Однако сегодня они больше заинтересованы в компаниях с четким видением достижения доходности, с фокусом на стабильном росте. Времена быстро меняются.

Постоянное обучение важно. Нельзя думать, что только потому, что вы уже что-то сделали однажды, вы знаете все. Вы никогда не перестаете учиться и должны всегда начинать снова. Glovo – особый проект, поскольку сочетает цифровую платформу, технологии и логистику в городе. Мы работаем одновременно в физическом и цифровом пространствах, что создает значительные вызовы. Мне пришлось изучить много нового. Я верю в постоянное обучение, рационализм и упорный труд.

Объединение усилий с Delivery Hero создало уникальные условия, чтобы расти более стратегически и с долгосрочным видением. Поэтому я полностью нацелен на развитие Glovo. Это моя страсть.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд