Немецкий SAP – один из крупнейших мировых вендоров с капитализацией €177 млрд – приостанавливает бизнес в России. Благодаря его ПО вращаются шестеренки крупнейших государственных и частных компаний страны. Так же из-за войны в Украине поступили и другие корпоративные IT-гиганты – американские Oracle и Microsoft. Насколько это разрушительно для экономики
Новий номер Forbes Ukraine: 202 найбільші приватні компанії та 303 ефективних СЕО. Замовляйте та отримуйте два журнали за ціною одного!
Среди клиентов SAP – «Газпром» и РЖД. За 2021 год компания заработала на своих сервисах по автоматизации бизнес-процессов €27,8 млрд выручки. В российском офисе работало 2300 человек, но компания очень обтекаемо рассказывает об их дальнейшей судьбе.
Что будет с клиентами? В официальном пресс-релизе CEO SAP Кристиан Клейн ограничился формулировкой «мы приостанавливаем продажи услуг и продуктов в России». О возможных последствиях для российского бизнеса Forbes поговорил с экспертом SAP-рынка, экс-сотрудником SAP и Microsoft Михаилом Куценко.
Что означает заявление SAP?
Для нас тоже не до конца понятно, что значит «прекращаем бизнес в России». Во-первых, это прекращение продажи лицензии. Важно понимать, что для SAP даже это – достаточно большой и непростой шаг. По косвенным признакам, объем бизнеса SAP в России это более €1 млрд. Отказаться от них – тяжелое решение.
Сейчас клиенты SAP в России: «Газпром», «Сбербанк», «Почта России», РЖД. Коммерческих компаний я даже не касаюсь. Прекращение продажи лицензии не повлияет на этих заказчиков сиюминутно.
Лицензии у SAP бессрочные. Но они не смогут совершенствовать свои внутренние процессы. Они могут только заморозить их в нынешнем виде.
В современном мире технологии и процессы меняются очень быстро. Поэтому компания, которая не обновляла систему, не совершенствовала процессы на протяжении трех-пяти лет, безвозвратно отстает от своих конкурентов. Если санкции продлятся долго, то это будет серьезный удар по конкурентоспособности ведущих российских компаний на мировом рынке.
Какие есть альтернативы SAP? Что насчет российской 1C?
Никаких. Если компания 10 лет внедряла SAP, то у нее внедрено столько разного функционала, которого у 1С вообще не существует. С точки зрения функционала 1С – нормальная система учета. И с бухгалтерским учетом она справится. Но крупным компаниям нужно намного больше: оперативный учет, изменение подхода к управлению. Здесь альтернатив SAP и Oracle не существует. Их просто нет на рынке, это мировая практика.
Проекты внедрения SAP длятся не один год. В крупных компаниях – 3-5-10 лет. Нельзя взять модуль и за полгода все сделать. Если компания входит в экосистему SAP, это надолго: нужно переходить на новые версии, на новые технологии.
Например, поддержка текущих версий SAP ERP и SAP Business Suite прекращается в 2027-м году. Весь рынок на пороге того, чтобы глобально мигрировать в новые системы. Заказчики медленно, постепенно движутся в этом направлении. Если ключевые клиенты SAP в России не начали это движение, они совсем отстанут.
Если они вдруг купили лицензии, то этот консалтинговый проект все равно кто-то должен делать. Тут самым правильным партнером был бы сам SAP. Но как приостановка бизнеса в России означает, что услуги по внедрению продуктов они тоже не будут оказывать – это ведь продажа услуг.
Сказать, что вообще некому внедрять, это тоже будет неправда. Есть крупные партнеры и консультанты, которые сейчас по большому счету останутся без работы. У них может быть внутренний спрос на внедрение проектов, но без поддержки вендора это делать все равно сложно.
Во что теоретически выльется переход на другие системы?
Если условный «Сбербанк» вдруг решил поменять SAP на 1С, на этот проект уйдет лет семь.
Когда в России началась первая волна санкций и импортозамещения, было несколько пресс-релизов, что РЖД отказываются от SAP в пользу 1С. Но за эти годы РЖД так и не отказалась от SAP. Она отказалась только от развития SAP на «дочки».
Для таких больших компаний этот процесс долгий, тяжелый, дорогой. Можно кричать, что мы сейчас что-то сами напишем. Но это невозможно, потому что SAP в развитии своих систем и технологий вкладывает миллиарды.
С другой стороны, даже отказ от новых технологий не остановит бизнес моментально.
Что будет, если SAP решит прекратить поддержку текущих продуктов?
Это более существенный удар. Это значило бы, что даже существующие системы находятся под угрозой остановки в любой момент. Даже функционирующая система регулярно требует каких-то обновлений, поддержки законодательства, поддержки каких-то фич, исправление ошибок в системе.
Можно жить без обновлений. Я знаю компании в Украине, которые были без поддержки 5-10 лет. Но они четко осознают, что им через пять лет проще перевнедрить систему, чем обновиться.
Какие могут быть последствия у отключения облачных сервисов SAP?
Это действительно был бы удар. Опять же, это не остановит бизнес. Потому что облачные сервисы у SAP, как правило, не относятся к категории критических для бизнеса. Например, у них в облаках есть управление персоналом: развития, подбор, оценка персонала. Также в «облаках» управление взаимодействием с клиентами, управление закупками.
Но их отключение серьезно ухудшает процессы и принесет серьезную головную боль. Это серьезно испортит внутренние процессы качество внутреннего управления.
SAP год назад сделал акцент на том, чтобы перевести на облачные сервисы и критические для бизнеса процессы и системы. Но этот процесс только начался, и, думаю, что никто из российских компаний еще в эту историю не влез. Возможно они есть в коммерческом сегменте, какие-то единичные случаи среди крупных компаний.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.