Неразорвавшиеся бомбы времен Второй мировой, протесты из-за деревьев, воды и природной среды обитания животных, пристальное внимание профсоюзов и осмотр условий труда рабочих – все это стало на пути строительства нового завода Tesla, Gigafactory. Но еще большими препятствиями могут стать строгие немецкие правила и законы
Tesla как раз была на коне в ноябре 2019-го, когда Маск объявил о строительстве крупного завода электромобилей в Германии, сердце европейского автопрома. Его компания из Кремниевой долины в настоящее время пожинает приятные плоды высоких цен на ее акции, которые поднялись благодаря хорошим квартальным прибылям и, что главнее, головокружительной скорости запуска Gigafactory в Шанхае: завод как раз должен был начать производство Model 3s всего через 11 месяцев после закладки фундамента.
Окрыленный этим успехом и деньгами от соглашения о кредитах на выбросы с Fiat Chrysler, гендиректор-миллиардер и основатель компании решил повторить успех в Грюнхайде, Германия. Именно там, в 38 км от Берлина, Маск запланировал построить новый завод за $4,9 млрд (€4 млрд). «Giga Berlin будет готов с, казалось бы, невозможной скоростью», – написал Маск на своей странице в Twitter в июле 2020-го. Но не тут-то было.
Возведение самого завода близится к завершению, но он может не начать производство электромобилей Model Y до 2022-го. Это значительное отставание от графика, ведь ожидалось, что производство начнется 1 июля. Но запуск может быть и более поздним – все зависит от экологического одобрения от федеральной земли Бранденбург.
Путь Tesla в Германии оказался значительно более тернистым, чем представлял Маск. Компании пришлось убирать неразорвавшиеся бомбы времен Второй мировой войны, найденные на месте строительства. Также она натолкнулась на активное сопротивление защитников окружающей среды из-за вырубки гектаров деревьев, высокие потребности завода в воде и нарушение естественной среды обитания летучих мышей и животных.
Кроме того, на завод посматривает IG Metall, крупнейший профсоюз Германии, который хочет представлять рабочих завода. Проект находится под пристальным наблюдением из-за возможного нарушения трудового законодательства при строительстве и компании могут выписать штраф за оборудование канализации без разрешительных документов.
«И хотя всего лишь несколько недель назад казалось, что для Tesla все складывается хорошо, за этим показным успехом может скрываться совсем другая реальность», – говорит Маттиас Шмидт, независимый автоаналитик из Берлина.
Развертывание этого проекта он сравнивает с проектом нового аэропорта столицы. Тот быстро построили, но открыли почти через десять лет после завершения строительства, потому что немецкие власти не давали окончательного разрешения на работу.
«Я не говорю, что для завода Tesla, который находится неподалеку от наконец-то открытого в прошлом году нового аэропорта, все будет точно так же, – объясняет Шмидт. – Я лишь подчеркиваю, что не все так просто в «бюрократическом аду» Германии».
Такая задержка с покорением Маском богатого европейского рынка затрудняет его попытки оставаться впереди все большего количества конкурентов в производстве электромобилей, особенно немецких производителей, например Volkswagen, Daimler и BMW.
Tesla, может, и дорогой автопроизводитель, но далеко не самый крупный, ведь у нее только щепотка производственных мощностей от тех, которые имеют немецкие, американские, японские и корейские автогиганты. В прошлом году Tesla выпустила 500 000 автомобилей, в то же время VW изготовил 9,3 млн.
И хотя новый завод компании в Китае стал существенным дополнением к ее старой производственной базе во Фремонте, Калифорния, у Tesla по-прежнему не получается достичь давней цели Маска – выпускать миллионы электромобилей в год. Этому не бывать без Giga Berlin и второго американского завода возле Остина, Техас.
«Я лишь подчеркиваю, что не все так просто в «бюрократическом аду» Германии»,
Маттиас Шмидт автоаналитик
«Из-за такого быстрого запуска завода в Шанхае они могли ошибиться с расчетами в том, как скоро им удастся ввести в эксплуатацию берлинский завод. Вполне возможно, что они не полностью учли значительные различия в законодательствах и экологических стандартах», – предполагает Гарретт Нельсон, инвестиционный аналитик в CFRA Research.
Кроме того, строительство происходило во время логистического и поставочного ужаса, связанного с пандемией COVID-19, отмечает он. «Tesla делает все возможное, чтобы придерживаться плана, но реальность такова, что первое производство на заводе может быть отложено до начала 2022 года».
Компания не подтвердила сообщение о том, что Маск согласился на шестимесячную задержку запуска завода спустя два дня после того, как 26 апреля во время отчета о работе компании он заверил инвесторов и аналитиков, что «и в Техасе, и в Берлине все идет хорошо».
«В текущем году от этих заводов мы ожидаем сначала ограниченного производства, а на объемное производство в Техасе и Берлине рассчитываем в следующем году», – сообщил Маск в отчете.
Но во время неожиданного визита на строительство в Грюнхайде в понедельник он сказал журналистам: «Думаю, бюрократии могло бы быть меньше. Так было бы лучше».
«Надо, чтобы существовал определенный активный процесс ликвидации правил. Если же нет, то со временем правила будут накапливаться и их будет становиться все больше и больше, пока ничего нельзя будет сделать», – заявил Маск, по сообщению Reuters.
Аналитики уже изменили свои модели для Tesla, чтобы они отражали задержку. «Giga Berlin – это история начала 2022-го, – говорит Дэн Айвс, инвестиционный аналитик в Wedbush. – Учитывая потери в Европе, даже такой прогноз остается неточным, однако им очень надо начать до марта 2022-го. Если нет, то с общими темпами производства будут проблемы».
То, что Германия известна как мировой автопроизводитель, который имеет сильную базу поставки запчастей и превосходную репутацию в сфере инженерии, привлекло Маска и убедило его остановиться именно здесь, а не в другой европейской стране. (Он рассматривал Великобританию, но нерешенные вопросы относительно брексита в конце концов оказались слишком большим риском.) Кроме продажи автомобилей в Германии, Tesla установила свой флаг здесь в 2016-м, когда купила Grohmann Engineering, ныне Tesla Grohmann Automation.
Возможность посоревноваться на их поле с гигантами страны, которые также агрессивно наращивают темпы, чтобы догнать Tesla в производстве электромобилей, тоже привлекла миллиардера.
После объявления о проекте в 2019 году министр экономики Петер Альтмайер сказал, что решение Tesla «построить высокотехнологичный завод электромобилей в Германии – это дополнительное доказательство привлекательности Германии как базы автомобильного производства».
Учитывая все препятствия на пути, Маск может «задуматься, а стоит ли пометка «Сделано в Германии» на каждом авто с этого завода всех потраченных усилий», рассуждает аналитик Шмидт.
Грюнхайде, что на земле Бранденбург, находится на территории бывшей ГДР (Восточной Германии), которая остается беднее остальной части страны после объединения 30 лет назад. Местные политики были в восторге от проекта, который принесет им тысячи рабочих мест и престиж для региона.
«Целый регион может с нетерпением ожидать новых возможностей развития благодаря проекту Tesla, который выведет Грюнхайде на мировую арену», – сказала в интервью Deutsche Welle Памела Айхманн, председатель совета Грюнхайде (Марк).
И хотя лидеры города выступают в поддержку завода, многие другие не столь приветливы. Завод занимает территорию между шоссе A10 и железнодорожным вокзалом Fangschleuse. Но существенно то, что он расположен в нескольких километрах от природного заповедника Löcknitztal, который пребывает под защитой с 1984 года и зарегистрирован в качестве среды естественного обитания отдельных видов флоры и фауны с 1998 года. Грюнхайде с немецкого буквально переводится как «зеленая пустошь».
Поэтому, когда одним из первых шагов для подготовки территории на 300 га под завод Маска стала вырубка 174 га леса, это было начало не из лучших. Особенно для компании с девизом «Ускоряем переход мира на экологическую энергию».
В начале 2020-го защитники окружающей среды временно заблокировали вырубку деревьев. Но Tesla выиграла суд, который сначала позволил ей вырубить 92 га деревьев, а потом еще 82,8 га. Маск сыграл на качестве деревьев под вырубку, твитнув в январе 2020-го о том, что «это не естественный лес, а просто деревья, которые посадили под промышленность, и лишь небольшая часть пойдет для Berlin Gigafactory».
Компания также пообещала посадить взамен втрое больше деревьев, хотя ученые в целом предупреждают о том, что насаждение новых деревьев – не такая эффективная стратегия в переработке углекислого газа, как сохранение уже имеющихся лесов.
Местные природозащитные объединения также были обеспокоены тем, как уничтожение леса повлияет на животных, которые там обитали. Подготовка территории под завод в Грюнхайде включала перемещение летучих мышей и насекомых, которые жили в лесу, и устранение семи неразорвавшихся бомб, сброшенных США во время Второй мировой войны.
Количество воды, которое будет использовать завод, и влияние на регион с таким истощения грунтовых вод тоже беспокоит местных защитников окружающей среды. Кристиане Шрёдер, руководящая директор Бранденбургской ветви NABU (с англ. Объединение за природу и биоразнообразие), старейшей и крупнейшей природозащитной неприбыльной организации Германии и главного противника Gigafactory, сказала следующее: «Это нас беспокоит, ведь большая часть завода находится на земле, которая относится к защищенной зоне питьевых ресурсов. Кроме того, неподалеку от завода есть две природных зоны под защитой, которые очень чувствительны к изменениям уровня грунтовых вод».
Хуже того, Tesla попала в немилость к местной власти, которая отвечает за воду и водоотвод, когда та нашла канализационные трубы, установленные без разрешительных документов. Tesla позволили продолжать строительные работы 12-го апреля после недолгого запрета, но, как сообщило Forbes Бранденбургское министерство сельского хозяйства и защиты окружающей среды и климата, компании все еще грозит потенциальный штраф.
Кроме этого, Государственная служба по профессиональной безопасности и другие госслужбы отчитывались о расследовании того, нарушила ли Tesla нормы минимальной зарплаты, рабочих часов, условий труда и проживания рабочих при строительстве завода.
Наконец, заводу не позволят запустить производство, пока компания не получит все необходимые разрешения, а этот процесс может затянуться, говорит Шмидт.
«Неподалеку от завода есть две природных зоны под защитой, которые очень чувствительны к изменениям уровня грунтовых вод»,
Кристиане Шрёдер защитница окружающей среды
IG Metall, крупнейшая профсоюзная организация Германии, насчитывающая 2,2 млн членов, представляет интересы местного инженерного подразделения Tesla и сначала приветствовала план строительства завода. Ранее она пыталась стать представителем рабочих подразделения Grohmann, но Tesla подняла там зарплаты, чтобы убить эту инициативу. Председатель профсоюза Йорг Хофманн в этом месяце сообщил Reuters, что профсоюзная организация намерена собрать совет трудящихся и организовать профсоюз будущих сотрудников Giga Berlin.
Это – ночной кошмар для Маска, известного противника профсоюза. В Калифорнии он работал над тем, чтобы не пустить на порог завода во Фремонте Американский профсоюз работников автопромышленности, хотя ранее, когда завод работал для проекта Toyota-General Motors и для GM, профсоюз там действовал.
Национальная комиссия по трудовым отношениям обнаружила, что в Tesla использовались нечестные трудовые практики, среди них попытки допроса сотрудников, которых подозревали в организации профсоюза на заводе во Фремонте. Обращение 2019 года поддержали в марте 2021-го, и Маску предписали удалить свой твит 2018 года, в котором он призвал фремонтских сотрудников не присоединяться к Американскому профсоюзу работников автопромышленности. (Он этого так еще и не сделал.)
IG Metall пока ждет детали операций на заводе в Грюнхайде, среди которых подтверждение того, собирается ли Tesla организовывать круглосуточную работу с трехсменным графиком, как в США и Китае, а также соблюдать немецкие правила оплаты труда и условий работы.
«Мы не спешим осуждать Tesla по поводу того, какими будут рабочие стандарты на новом заводе», – говорит Биргит Дитце, региональная глава IG Metall.
Опытный аналитик китайской автопромышленности (и владелец Tesla) Майкл Данн, чья консалтинговая фирма ZoZo Go работает с производителями автомобилей и автозапчастей в Азии, считает, что чрезвычайно быстрое начало работы завода в Китае привело к тому, что Tesla поспешила в Германии.
«Думаю, в Tesla рассудили примерно так: «В Китае море всяких правил, лицензий и вмешательства со стороны правительства, однако нам удалось все уладить меньше чем за год. С Берлином все будет раз плюнуть!», – предполагает он. Власть имущие сторонники Tesla в правительстве, так сказать, подстелили ей соломки в Китае, но в Германии так не получится, объясняет Данн.
«В одной стране демократия, а в другой – нет. В Китае все зависит от настроения или прихоти определенных людей. В отличие от Германии, китайские власти не находятся под прицелом суда общественности».
«Думаю, в Tesla рассудили примерно так: «В Китае море всяких правил, лицензий и вмешательства со стороны правительства, однако нам удалось все уладить меньше чем за год. С Берлином все будет раз плюнуть!»,
Майкл Данн основатель Zozo Go
В Германии организации вроде NABU Шрёдер имеют право высказать свое недовольство. Защитница окружающей среды рассказывает Forbes, организация обсуждала свое беспокойство относительно Tesla, но компания учла замечания лишь по некоторым из проблем – тем, которые проще устранить.
«По моему мнению, Илона Маска больше беспокоит собственный бизнес и новые технологии, чем реальное предотвращение изменения климата, – отмечает она. – У него есть прекрасная возможность продать свои изобретения как «часть решения [вопроса изменения климата]», но он не осознает, что побочными следствиями его действий являются новые проблемы».
Глядя на все это, Маску, наверное, было бы лучше строить свой завод в других странах Европейского Союза, говорит аналитик Шмидт. «Возможно, сейчас они начинают спрашивать себя, не лучше ли было присмотреть что-то дальше на восток, ближе к границам Польши или Чехии, где все не так строго, – рассуждает он. – Не зря же Porsche решил производить Cayenne SUV, одну из своих самых прибыльных моделей, в Словакии!»
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.