Космический рой. Аграрии, страховщики и военные отбирают рынок у телевидения. Почему спутниковые услуги так кардинально меняются /Shutterstock
Категория
Инновации
Дата

Космический рой. Аграрии, страховщики и военные отбирают рынок у телевидения. Почему спутниковые услуги так кардинально меняются

Shutterstock

На орбите становится теснее. С 2010 по 2020 год количество активных спутников выросло в 3,5 раза, до 3371 устройства, подсчитала аналитическая компания BryceTech. Чаще всего, по данным компании, они используются для связи (48%), дистанционного зондирования (17%), R&D‑проектов (11%), военных целей (7%) и правительственной связи (6%). Космический рой становится гуще и полезнее.

⚡️Ми дуже хочемо, щоб наші читачі знали більше, створювали більше і заробляли більше. Тому даруємо 44% знижки на річну підписку на сайт Forbes. Діє з промокодом SMART до 19.05 Оформлюйте зараз за цим посиланням

Отдельно взятый спутник может сэкономить миллиарды гривен, которые уходят на борьбу с пожарами. С мая 2021 года специалисты Национального центра управления и испытаний космических средств (НЦУ‑ ИКС) обрабатывают кадры с орбиты, чтобы в течение 30 минут устанавливать очаги крупных возгораний. Раньше территориальные общины и оперативники получали эти данные в лучшем случае спустя полтора часа.

В 2020 году пожары нанесли Украине ущерб в 12 млрд грн, еще 600 млн грн страна потратила на тушение. «В 2021 году мы практически не слышали о массовых пожарах», – говорит начальник информационно‑аналитического отдела НЦУИКС Сергей Янчевский. Дело не только в мягкой летней погоде, но и в новых системах оповещения.

Пожарная сигнализация – не единственное полезное применение спутников. Последние 20 лет три четверти выручки спутниковых услуг обеспечивает телеве‑ щание – $88,4 млрд в 2020 году, по данным BryceTech. Объемы впечатляющие, но за прошедшие пять лет индустрия просела на 10% под давлением стриминговых сервисов вроде Netfl ix, Amazon Prime и аналогов.

В Украине тенденция та же – люди идут в интернет, говорит директор по стратегии и развитию бизнеса «Медиа Группы Украина» Федор Гречанинов. Но еще пару лет назад спутник был на слуху – в 2019 году медиагруппы едва не закодировали сигнал основных национальных каналов. Это могло отрезать от бесплатного вещания 4 млн домохозяйств. Резкий переход сорвался из‑за вмешательства властей, в итоге количество абонентов платного спутникового телевидения выросло с 60 000 до 300 000 человек. Рынок, объем которого Forbes оценивает примерно в 500 млн грн в год, застолбили два оператора: 40% у Xtra TV («Медиа Группа Украина»), 60% у Viasat (1+1 media).

Другой потребительский запрос – телефония. Спутниковой связью и геолокацией пользуются активные туристы, охранные компании и службы по чрезвычайным ситуациям. Крупного рынка они сформировать не могут – ниша стагнирует с момента появления сотовых операторов, говорит Александр Зеленков, учредитель компании «Спотмі», которая продает и монтирует оборудование для спутниковой связи. Порог входа действительно высок: специализированный телефон стоит от $700 до $1700, абонплата составляет от $80 в месяц (включает 10 минут).

Хоронить коммерческий спутник не стоит, даже если падает потребительский интерес. С 2016 по 2020 год, по оценке BryceTech, сегмент дистанционного зондирования земли вырос на треть. Рынок «подключенного» сельского хозяй‑ ства в 2026‑м способен достичь $3,35 млрд, полагают в ком‑ пании EOS Data Analytics. Она входит в группу «Ноосфера» Максима Полякова и развивает облачную платформу для анализа геопространственных данных. Ниша прибыльная – маржинальность у EOSDA может превышать 50%, говорит CEO компании Артем Анисимов. Главное условие – наличие собственных спутниковых снимков. Сейчас компания их покупает.

В Украине снимков со спутников ежегодно продается примерно на $3,5 млн, оценивает глава дистрибьюторской компании TVIS Олесь Ясинский. $1,5 млн тратит государственный сектор, а $2 млн – частники. Зачем покупают? Военным эти данные нужны для разведки и анализа территорий, правоохранителям – для обнаружения нелегальной застройки, вырубки леса и добычи янтаря. На следующий год Ясинский ждет особо крупного улова: Госгеокадастр закажет съемку оккупированных территорий Украины для обновления базовой карты масштаба 1:10 000.

Инфографика Леонид Лукашенко

Инфографика Леонид Лукашенко

В бизнесе основной покупатель – аграрии, которые следят за состоянием посевов. Спутниковый мониторинг позволяет узнавать об уровне хлорофилла в растениях, говорит координатор космических проектов группы «Ноосфера» Наталья Боротканич. «Чем он выше, тем здоровее урожай», – объясняет заместитель гендиректора по инновациям агрохолдинга ИМК Богдан Кривицкий.

ИМК пользуется бесплатными снимками с точностью до 8–10 м, чтобы оценить ситуацию, а для более точных замеров (до 0,5 м) берет кадры у американской компании Planet – примерно по $0,5 за гектар. Готовую аналитику компании также поставляет белорусский стартап One Soil. Более половины клиентов стартапа, оцененного, по данным Pitchbook, в $26 млн, – украинские компании.

Государство планировало создать группировку спутников дистанционного зондирования «Сич» еще в первой космической программе 1993–1997 годов. Не сложилось: за годы независимости запустили всего три спутника. Последний был запущен в 2011 году и проработал менее полутора лет из‑за поломки батареи российского производства. Ни одного снимка не продали. Исправиться планируют в 2022–2025 годах – в космической программе на эти годы заложена группировка из семи спутников. Первый, «Сич‑2‑30», с разрешением 7,8 м на пиксель, будет готов к полету в январе 2022 года. На разработку и производство остальных закладывают 3,94 млрд грн. Но программу еще не приняли.

До 2030‑го украинский рынок дистанционного зондирования земли будет расти как минимум на 30% ежегодно, прогнозирует Ясинский из TVIS. Постоянно возникают новые ниши: недавно заказывать снимки стали землеустроители для создания карт ОТГ, а также страховщики – чтобы исследовать состояние объектов. Государство тоже будет все более активным заказчиком. В 2017 году TVIS провела опрос среди центральных и местных органов власти и оценила потенциальный спрос в €300 млн. «Мы были в шоке. Потребность рас‑ тет безумно», – говорит Янчевский.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине