Космический рой. Аграрии, страховщики и военные отбирают рынок у телевидения. Почему спутниковые услуги так кардинально меняются /Фото Shutterstock
Категория
Инновации
Дата

Космический рой. Аграрии, страховщики и военные отбирают рынок у телевидения. Почему спутниковые услуги так кардинально меняются

Shutterstock

На орбите становится теснее. С 2010 по 2020 год количество активных спутников выросло в 3,5 раза, до 3371 устройства, подсчитала аналитическая компания BryceTech. Чаще всего, по данным компании, они используются для связи (48%), дистанционного зондирования (17%), R&D‑проектов (11%), военных целей (7%) и правительственной связи (6%). Космический рой становится гуще и полезнее.

Отдельно взятый спутник может сэкономить миллиарды гривен, которые уходят на борьбу с пожарами. С мая 2021 года специалисты Национального центра управления и испытаний космических средств (НЦУ‑ ИКС) обрабатывают кадры с орбиты, чтобы в течение 30 минут устанавливать очаги крупных возгораний. Раньше территориальные общины и оперативники получали эти данные в лучшем случае спустя полтора часа.

В 2020 году пожары нанесли Украине ущерб в 12 млрд грн, еще 600 млн грн страна потратила на тушение. «В 2021 году мы практически не слышали о массовых пожарах», – говорит начальник информационно‑аналитического отдела НЦУИКС Сергей Янчевский. Дело не только в мягкой летней погоде, но и в новых системах оповещения.

Пожарная сигнализация – не единственное полезное применение спутников. Последние 20 лет три четверти выручки спутниковых услуг обеспечивает телеве‑ щание – $88,4 млрд в 2020 году, по данным BryceTech. Объемы впечатляющие, но за прошедшие пять лет индустрия просела на 10% под давлением стриминговых сервисов вроде Netfl ix, Amazon Prime и аналогов.

В Украине тенденция та же – люди идут в интернет, говорит директор по стратегии и развитию бизнеса «Медиа Группы Украина» Федор Гречанинов. Но еще пару лет назад спутник был на слуху – в 2019 году медиагруппы едва не закодировали сигнал основных национальных каналов. Это могло отрезать от бесплатного вещания 4 млн домохозяйств. Резкий переход сорвался из‑за вмешательства властей, в итоге количество абонентов платного спутникового телевидения выросло с 60 000 до 300 000 человек. Рынок, объем которого Forbes оценивает примерно в 500 млн грн в год, застолбили два оператора: 40% у Xtra TV («Медиа Группа Украина»), 60% у Viasat (1+1 media).

Другой потребительский запрос – телефония. Спутниковой связью и геолокацией пользуются активные туристы, охранные компании и службы по чрезвычайным ситуациям. Крупного рынка они сформировать не могут – ниша стагнирует с момента появления сотовых операторов, говорит Александр Зеленков, учредитель компании «Спотмі», которая продает и монтирует оборудование для спутниковой связи. Порог входа действительно высок: специализированный телефон стоит от $700 до $1700, абонплата составляет от $80 в месяц (включает 10 минут).

Хоронить коммерческий спутник не стоит, даже если падает потребительский интерес. С 2016 по 2020 год, по оценке BryceTech, сегмент дистанционного зондирования земли вырос на треть. Рынок «подключенного» сельского хозяй‑ ства в 2026‑м способен достичь $3,35 млрд, полагают в ком‑ пании EOS Data Analytics. Она входит в группу «Ноосфера» Максима Полякова и развивает облачную платформу для анализа геопространственных данных. Ниша прибыльная – маржинальность у EOSDA может превышать 50%, говорит CEO компании Артем Анисимов. Главное условие – наличие собственных спутниковых снимков. Сейчас компания их покупает.

В Украине снимков со спутников ежегодно продается примерно на $3,5 млн, оценивает глава дистрибьюторской компании TVIS Олесь Ясинский. $1,5 млн тратит государственный сектор, а $2 млн – частники. Зачем покупают? Военным эти данные нужны для разведки и анализа территорий, правоохранителям – для обнаружения нелегальной застройки, вырубки леса и добычи янтаря. На следующий год Ясинский ждет особо крупного улова: Госгеокадастр закажет съемку оккупированных территорий Украины для обновления базовой карты масштаба 1:10 000.

Инфографика Леонид Лукашенко

Инфографика Леонид Лукашенко

В бизнесе основной покупатель – аграрии, которые следят за состоянием посевов. Спутниковый мониторинг позволяет узнавать об уровне хлорофилла в растениях, говорит координатор космических проектов группы «Ноосфера» Наталья Боротканич. «Чем он выше, тем здоровее урожай», – объясняет заместитель гендиректора по инновациям агрохолдинга ИМК Богдан Кривицкий.

ИМК пользуется бесплатными снимками с точностью до 8–10 м, чтобы оценить ситуацию, а для более точных замеров (до 0,5 м) берет кадры у американской компании Planet – примерно по $0,5 за гектар. Готовую аналитику компании также поставляет белорусский стартап One Soil. Более половины клиентов стартапа, оцененного, по данным Pitchbook, в $26 млн, – украинские компании.

Государство планировало создать группировку спутников дистанционного зондирования «Сич» еще в первой космической программе 1993–1997 годов. Не сложилось: за годы независимости запустили всего три спутника. Последний был запущен в 2011 году и проработал менее полутора лет из‑за поломки батареи российского производства. Ни одного снимка не продали. Исправиться планируют в 2022–2025 годах – в космической программе на эти годы заложена группировка из семи спутников. Первый, «Сич‑2‑30», с разрешением 7,8 м на пиксель, будет готов к полету в январе 2022 года. На разработку и производство остальных закладывают 3,94 млрд грн. Но программу еще не приняли.

До 2030‑го украинский рынок дистанционного зондирования земли будет расти как минимум на 30% ежегодно, прогнозирует Ясинский из TVIS. Постоянно возникают новые ниши: недавно заказывать снимки стали землеустроители для создания карт ОТГ, а также страховщики – чтобы исследовать состояние объектов. Государство тоже будет все более активным заказчиком. В 2017 году TVIS провела опрос среди центральных и местных органов власти и оценила потенциальный спрос в €300 млн. «Мы были в шоке. Потребность рас‑ тет безумно», – говорит Янчевский.

Материалы по теме