Вокруг Земли разрастается рой интернет-спутников. Почему Илон Маск и другие миллиардеры сражаются за место в небе? /Shutterstock
Категория
Инновации
Дата

Вокруг Земли разрастается рой интернет-спутников. Почему Илон Маск и другие миллиардеры сражаются за место в небе?

3 хв читання

Shutterstock

Возможность обеспечить мир доступным интернетом с небес, как магнит, притягивает богатейших людей планеты. На индустрию спутникового интернета до 2040 года прямо и опосредованно придется 50–70% роста космической экономики, выручка которой должна достигнуть $1 трлн, прогнозирует Morgan Stanley. Речь не только о плате за доступ в сеть, но и об изготовлении, запуске и обслуживании новых спутниковых группировок.

Подключать есть что. Из 250 000 самолетов и судов, кото‑ рые работают вне зоны доступа сотового сигнала, только 15% пользуются спутниковым интернетом, подсчитал Euroconsalt. Каждый четвертый житель Земли пока не в сети.

Первым за спутниковой мечтой погнался Билл Гейтс. В 1994‑м он вместе с земляком из Сиэтла Крейгом Маккоу инвестировали по $5 млн в компанию Teledesic. Речь шла о выводе на орбиту 840 спутников, чтобы обеспечить мир интернетом. В Teledesic оценивали стоимость проекта в $9 млрд (почти в $17 млрд по нынешним ценам). От инвесторов удалось собрать около $1 млрд, но эйфория длилась недолго. Сначала число спутников сократили до 300, потом сдвинули запуск с 2001‑го на 2004 год. В 2002 году Teledesic обанкротилась.

2016 год. Инженер Грег Вайлер продал спутниковую группировку O3b, насчитывающую 20 аппаратов, люксембургской SES и запустил новую компанию, OneWeb, с намерением вывести на низкую околоземную орбиту (500– 2000 км) порядка 650 спутников. Партнер проекта, Airbus, должен был наладить выпуск компактных 150‑килограммовых спутников по $0,5 млн за штуку. Это на порядок дешевле геостацио нарных спутников, которые стоят минимум $50 000 за кг, а весят несколько тонн.

Запускать группировку планировали на российских «Союзах» через европейскую Arianespace. За пару лет компания привлекла $3,4 млрд и зафрахтовала доставку порядка 228 спутников. В 2020 году деньги закончились. OneWeb прошла через банкротство, но возродилась из пепла, заняв денег у индийского бизнесмена Сунила Бхарти Миттала и британского правительства.

OneWeb вывела на орбиту 358 спутников, они покрывают территорию Скандинавии, Великобритании, Ирландии и Канады. Коммер‑ ческую эксплуатацию начнут с 2022 года.

Больше всех к мечте о всемирном интернете приблизился основатель SpaceX и Tesla Илон Маск. Его Starlink вывел на орбиту более 1800 спутников и начал тестирование технологии в 12 странах. У Маска прямой доступ к самой дешевой ракете‑носителю, многоразовой Falcon 9, а производство налажено на мощностях SpaceX.

Пользователи в США и ряде европейских стран могут за $499 купить моторизированную антенну для приема и платить $99/месяц за безлимитный доступ в сеть. При хорошей погоде и отсутствии естественных заграждений это дает до 400 Мбит/с при загрузке. Задержка – около 25 мс. Такая скорость сопоставима с оптоволоконным соединением, задержка – на порядок меньше геостационарных спутников с их 600–800 мс. Без инвестиций в маркетинг Starlink набрал около 100 000 клиентов и планирует в 2022 году довести их число до полумиллиона.

Расти есть куда даже в Штатах: 8 млн американцев полагаются исключительно на спутниковый интернет. Крупнейший провайдер страны, HughesNet, выставляет чек от $60 за 10 ГБ до $150 за 50 ГБ, и все это на средней скорости порядка 25 Мбит/с с гораздо большей задержкой.

В обозримом будущем Starlink будет генерировать до $30 млрд выручки в год и станет дороже самой SpaceX, полагает Маск. Понадобится около 25 млн клиентов. Схожие ам‑ биции имеет и Amazon. Компания Джеффа Безоса намерена запустить на орбиту более 3000 спутников в рамках проекта Kuiper. Часть команды она перекупила у Facebook, который расстался с амбицией обеспечить мир интернетом.

Будут ли среди пользователей нового поколения спутни‑ ковой связи украинцы?

Глобальным игрокам Украина неинтересна объемом. «Рынок стагнирует, поскольку на нем используются технологии 10‑летней давности», – говорит бывший владелец «Датагруп» Александр Кардаков. «Датагруп» – единственный провайдер услуг спутникового интернета в Украине.

«Спрос стабильный. Нам это приносит до 10% доходов», – заочно спорит с Кардаковым нынешний CEO компании Михаил Шелемба. Речь идет примерно о $5 млн. Содержать спутники дорого, операционная маржа «Датагруп» в этом сегменте – не более $1 млн, уверяет Шелемба.

Аудитория услуги консервативна: это спецпользователи, а также компании, которым нужно обслуживать отдаленную инфраструктуру или иметь под рукой резервный канал связи.

Для полярной станции «Академик Вернадский» спутник – единственный способ связи. До весны 2021‑го в распоряжении исследователей был канал со скоростью скачивания в 500 Кбит/с. В апреле IT‑компания MacPaw оплатила установку спутниковой системы от General Dynamics за $30 000. Теперь на «Вернадском» безлимит со скоростью до 4 Мбит/с на загрузку и задержкой порядка 560–700 мс.

«Связь отличная – проблемы появляются только во время снежной бури», – рассказывает заместитель директора НАНЦ Вячеслав Марченко. Проекты вроде Starlink на «Вернадском» ждут с распростертыми объятиями – годовая абонплата у провайдера, Marlink, дороже самого оборудования.

Starlink до Украины не добивает еще и потому, что для работы спутникового интернета нужно получить в пользование участок спектра в каждой из юрисдикций, а также разместить шлюзовые станции для координации сигнала.

Получение спектра в Украине – процесс из 10 этапов, включая факс в отдел лицензирования радиочастотного ресурса (РЧР) Национальной комиссии по связи с ксерокопией справки об оплате. Дальше придется лицензировать оборудование, включая пользовательские терминалы. «Стоимость, сложность и длительность процедур, как и цена РЧР, могут повлиять на стоимость услуг Starlink в Украине», – пишет о перспективах проекта заслуженный профессор КПИ Михаил Ильченко. Руководство Минцифры говорило, что обсуждает Украину в качестве тестовой площадки для Starlink в Европе, но конкретики пока нет.

«Спутник был, есть и будет, – говорит издатель журнала «Медиасат» Александр Глущенко. – Просто нам до него далеко».

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд
Головний журнал 2024 року вже у продажу

Заказывайте с бесплатной доставкой по Украине