Вокруг Земли разрастается рой интернет-спутников. Почему Илон Маск и другие миллиардеры сражаются за место в небе? /Shutterstock
Категория
Инновации
Дата

Вокруг Земли разрастается рой интернет-спутников. Почему Илон Маск и другие миллиардеры сражаются за место в небе?

3 хв читання

Shutterstock

Возможность обеспечить мир доступным интернетом с небес, как магнит, притягивает богатейших людей планеты. На индустрию спутникового интернета до 2040 года прямо и опосредованно придется 50–70% роста космической экономики, выручка которой должна достигнуть $1 трлн, прогнозирует Morgan Stanley. Речь не только о плате за доступ в сеть, но и об изготовлении, запуске и обслуживании новых спутниковых группировок.

Подключать есть что. Из 250 000 самолетов и судов, кото‑ рые работают вне зоны доступа сотового сигнала, только 15% пользуются спутниковым интернетом, подсчитал Euroconsalt. Каждый четвертый житель Земли пока не в сети.

Первым за спутниковой мечтой погнался Билл Гейтс. В 1994‑м он вместе с земляком из Сиэтла Крейгом Маккоу инвестировали по $5 млн в компанию Teledesic. Речь шла о выводе на орбиту 840 спутников, чтобы обеспечить мир интернетом. В Teledesic оценивали стоимость проекта в $9 млрд (почти в $17 млрд по нынешним ценам). От инвесторов удалось собрать около $1 млрд, но эйфория длилась недолго. Сначала число спутников сократили до 300, потом сдвинули запуск с 2001‑го на 2004 год. В 2002 году Teledesic обанкротилась.

2016 год. Инженер Грег Вайлер продал спутниковую группировку O3b, насчитывающую 20 аппаратов, люксембургской SES и запустил новую компанию, OneWeb, с намерением вывести на низкую околоземную орбиту (500– 2000 км) порядка 650 спутников. Партнер проекта, Airbus, должен был наладить выпуск компактных 150‑килограммовых спутников по $0,5 млн за штуку. Это на порядок дешевле геостацио нарных спутников, которые стоят минимум $50 000 за кг, а весят несколько тонн.

Запускать группировку планировали на российских «Союзах» через европейскую Arianespace. За пару лет компания привлекла $3,4 млрд и зафрахтовала доставку порядка 228 спутников. В 2020 году деньги закончились. OneWeb прошла через банкротство, но возродилась из пепла, заняв денег у индийского бизнесмена Сунила Бхарти Миттала и британского правительства.

OneWeb вывела на орбиту 358 спутников, они покрывают территорию Скандинавии, Великобритании, Ирландии и Канады. Коммер‑ ческую эксплуатацию начнут с 2022 года.

Больше всех к мечте о всемирном интернете приблизился основатель SpaceX и Tesla Илон Маск. Его Starlink вывел на орбиту более 1800 спутников и начал тестирование технологии в 12 странах. У Маска прямой доступ к самой дешевой ракете‑носителю, многоразовой Falcon 9, а производство налажено на мощностях SpaceX.

Пользователи в США и ряде европейских стран могут за $499 купить моторизированную антенну для приема и платить $99/месяц за безлимитный доступ в сеть. При хорошей погоде и отсутствии естественных заграждений это дает до 400 Мбит/с при загрузке. Задержка – около 25 мс. Такая скорость сопоставима с оптоволоконным соединением, задержка – на порядок меньше геостационарных спутников с их 600–800 мс. Без инвестиций в маркетинг Starlink набрал около 100 000 клиентов и планирует в 2022 году довести их число до полумиллиона.

Расти есть куда даже в Штатах: 8 млн американцев полагаются исключительно на спутниковый интернет. Крупнейший провайдер страны, HughesNet, выставляет чек от $60 за 10 ГБ до $150 за 50 ГБ, и все это на средней скорости порядка 25 Мбит/с с гораздо большей задержкой.

В обозримом будущем Starlink будет генерировать до $30 млрд выручки в год и станет дороже самой SpaceX, полагает Маск. Понадобится около 25 млн клиентов. Схожие ам‑ биции имеет и Amazon. Компания Джеффа Безоса намерена запустить на орбиту более 3000 спутников в рамках проекта Kuiper. Часть команды она перекупила у Facebook, который расстался с амбицией обеспечить мир интернетом.

Будут ли среди пользователей нового поколения спутни‑ ковой связи украинцы?

Глобальным игрокам Украина неинтересна объемом. «Рынок стагнирует, поскольку на нем используются технологии 10‑летней давности», – говорит бывший владелец «Датагруп» Александр Кардаков. «Датагруп» – единственный провайдер услуг спутникового интернета в Украине.

«Спрос стабильный. Нам это приносит до 10% доходов», – заочно спорит с Кардаковым нынешний CEO компании Михаил Шелемба. Речь идет примерно о $5 млн. Содержать спутники дорого, операционная маржа «Датагруп» в этом сегменте – не более $1 млн, уверяет Шелемба.

Аудитория услуги консервативна: это спецпользователи, а также компании, которым нужно обслуживать отдаленную инфраструктуру или иметь под рукой резервный канал связи.

Для полярной станции «Академик Вернадский» спутник – единственный способ связи. До весны 2021‑го в распоряжении исследователей был канал со скоростью скачивания в 500 Кбит/с. В апреле IT‑компания MacPaw оплатила установку спутниковой системы от General Dynamics за $30 000. Теперь на «Вернадском» безлимит со скоростью до 4 Мбит/с на загрузку и задержкой порядка 560–700 мс.

«Связь отличная – проблемы появляются только во время снежной бури», – рассказывает заместитель директора НАНЦ Вячеслав Марченко. Проекты вроде Starlink на «Вернадском» ждут с распростертыми объятиями – годовая абонплата у провайдера, Marlink, дороже самого оборудования.

Starlink до Украины не добивает еще и потому, что для работы спутникового интернета нужно получить в пользование участок спектра в каждой из юрисдикций, а также разместить шлюзовые станции для координации сигнала.

Получение спектра в Украине – процесс из 10 этапов, включая факс в отдел лицензирования радиочастотного ресурса (РЧР) Национальной комиссии по связи с ксерокопией справки об оплате. Дальше придется лицензировать оборудование, включая пользовательские терминалы. «Стоимость, сложность и длительность процедур, как и цена РЧР, могут повлиять на стоимость услуг Starlink в Украине», – пишет о перспективах проекта заслуженный профессор КПИ Михаил Ильченко. Руководство Минцифры говорило, что обсуждает Украину в качестве тестовой площадки для Starlink в Европе, но конкретики пока нет.

«Спутник был, есть и будет, – говорит издатель журнала «Медиасат» Александр Глущенко. – Просто нам до него далеко».

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд
В новом журнале Forbes Ukraine: список NEXT 250 перспективных компаний малого и среднего бизнеса

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине