Лондонский ИИ-стартап Stability AI достиг отметки в $1 млрд благодаря безумной популярности ИИ-генератора изображений на основе текстовых запросов Stable Diffusion. Однако в истории успеха, которую рассказывает ее основатель Эмад Мостак, много несоответствий, о которых в интервью Forbes сообщили более 30 человек
Forbes Ukraine выпустил новый номер журнала. Приобрести его с бесплатной доставкой можно по этой ссылке. В журнале: первый список лучших работодателей для ветеранов, список перспективных молодых украинцев «30 до 30», 40 компаний, которые вышли на иностранные рынки во время войны, истории Марии Берлинской, Всеволода Кожемяко и почти два десятка текстов.
Эмад Мостак, 40 – создатель современного Ренессанса, который способствовал началу ИИ-лихорадки. Владелец диплома магистра Оксфорда, менеджер мегауспешного хедж-фонда, доверенный советник ООН и основатель Stable Diffusion, ИИ-генератора изображений, ставшего хитом прошлым летом.
Сегодня Мостак – лицо течения генеративного ИИ, ему удалось привлечь более $100 млн для воплощения собственного видения действительно открытого ИИ, который трансформирует Голливуд, демократизирует образование и оставит в прошлом PowerPoint.
«Надеюсь, что мне за это Нобелевскую премию мира дадут», – сказал он в шутку в интервью Forbes.
Успех Stable Diffusion и то, что о компании рассказывает ее основатель, действительно впечатляет:
- В октябре 2022-го Мостак отмечал Bloomberg, что у Stable Diffusion 10 млн ежедневных пользователей.
- В мае 2023-го Белый дом назвал Stability одним из семи «ведущих разработчиков ИИ» рядом с Microsoft и Nvidia, которые будут сотрудничать над ключевыми федеральными инициативами по безопасности ИИ.
- Мостак заявил, что ему удалось убедить бескомпромиссную Amazon согласиться на «стратегическое партнерство» с 80% скидкой для молодой компании.
- Во время питчинга для инвесторов Мостак утверждал, что Организация экономического сотрудничества и развития, ВОЗ и Всемирный банк являются партнерами Stability.
Правда ли это?
ИИ-эксперты и потенциальные инвесторы уже некоторое время сомневаются в том, что говорит Мостак. Несмотря на сумасшедшие аппетиты на ИИ-стартапы, ряд венчурных инвесторов рассказали Forbes, что у основателя Stability проблемы с привлечением дополнительных инвестиций, и это при оценке в около $4 млрд.
В прошлом октябре Мостак публично заявил, что прогнозы на годовую выручку компании превысили $10 млн, но инсайдеры утверждают, что продажи не улучшились. Представитель компании отказался комментировать текущую выручку.
«Многовато несоответствий», – отметил один венчурный капиталист, отказавшийся вкладывать деньги в компанию Мостака.
С чего начиналась Stability
В 2005-м Мостак окончил Оксфорд с дипломом бакалавра, а не магистра, как он позже утверждал.
На вопрос об этом от Forbes спикер Stability Мотез Бишара сказал, что Мостак намеревался отправиться на получение Oxford MA («Магистр гуманитарных наук»), который университет предоставляет выпускникам без дополнительной курсовой работы. Он ожидает одобрительного решения в июле.
Затем Мостак ушел в мир финансов. По его словам, в 2017 году он присоединился к проблемному хедж-фонду Capricorn, за реструктуризацию и управление которым получил вознаграждение. Соучредитель фонда Дэймон Гофф уточнил, что в 2018-м фонд закрылся из-за плохих результатов.
Далее последовал черед заброшенных стартапов (среди которых криптпроект вокруг оцифрованного Корана), пока в 2019-м Мостак не основал Stability, дата-хаб на основе ИИ, который мировые агентства будут использовать для принятия решений о COVID-19.
Запуск компании состоялся в июле 2020 года во время виртуального события, на котором выступали стэнфордский ИИ-эксперт Фэй-Фэй Ли и представители ЮНЕСКО, ВОЗ и Всемирного банка. Но тогда быстрого взлета не произошло, и проект выживал около года.
Фокус деятельности Stability менялся несколько раз. Одни из первых сотрудников сказали, что исследовали создание сети автоматов-холодильников с продуктами быстрого питания по всему Лондону, а также линейку NF-токенов собак для эмоциональной поддержки. Мостак говорил сотрудникам, что собаки заинтересовали рэпера Snoop Dogg, но комментарий самого рэпера получить не удалось.
Когда генеративный ИИ начал привлекать все большее внимание, Мостак увидел в этом возможность. Благодаря разным маневрам и преувеличениям он сумел поставить Stability в один ряд с ведущими ИИ-единорогами современности.
Преувеличение как стратегия Мостака
Сначала Мостак стал рассказывать инвесторам, что Stability собирает один из 10 крупнейших суперкомпьютеров в мире. В разговорах с ИИ-исследователями он позиционировал себя союзником-благодетелем, который готов предоставить финансирование и суперкомпьютер Stability единичным разработчикам, чтобы те могли противостоять таким гигантам, как Google и OpenAI.
Если у твоей компании большая пресс-служба, ты можешь переписать историю в свою пользу.
Бьорн Оммер, лидер группы оригинальных разработчиков Stable Diffusion, о ситуации с Мостаком
Мостак рассказывал, что его суперкомпьютер построен из тысяч лучших графических процессоров Nvidia, а Amazon Web Services дала ему потрясающие 80% скидки. Во время пяти фандрайзинговых питчингов с мая по август 2022-го AWS отмечалась как «стратегический партнер» или «партнер» его компании.
В январском интервью Forbes Мостак рассказал о своих переговорах с Amazon, во время которых Stability получила «чрезвычайно привлекательное соглашение». Он упомянул «личные гарантии и другие вещи», но не захотел уточнять, ссылаясь на то, что его жена и тогдашняя главная пиарщица Stability Зехра Куреши будут сердиться на него.
Однако Братин Саха, вице-президент ИИ-подразделения Amazon, сказал Forbes в январе, что Stability «получает доступ к инфраструктуре AWS на тех же условиях, что и другие клиенты».
Трое бывших сотрудников рассказали Forbes, что до вливания в компанию венчурного капитала Amazon угрожала забрать доступ Stability к некоторым графическим процессорам из-за миллионов долларов, накопившихся за месяцы неоплаченных счетов.
Когда компанию попросили разъяснить ситуацию, то «чрезвычайно привлекательная сделка» – это действительно стандартная скидка, которую Amazon предлагает тем, кто заключает с ней долгосрочное партнерство. Спикер Stability Бишара заверил, что все проблемы с оплатой за услуги AWS были решены.
В мае и июне 2022 года инвесторам рассказали, что ИИ-генератор изображений Midjourney является частью «экосистемы» Stability, приписывая себе «соавторство» продукта и «организацию» сообщества пользователей.
Основатель Midjourney Дэвид Гольц сказал Forbes, что Мостак сделал его компании «очень маленькое» финансовое пожертвование, но больше никак с ней не связан.
Мостак приказал своей команде упоминать ЮНЕСКО, Организацию экономического сотрудничества и развития, ВОЗ и Всемирный банк как партнеров Stability, хотя, по словам четырех бывших сотрудников, эти организации не помогали с развитием компании.
Бишара отрицал наличие такого приказа Мостака, но эти организации были отмечены как «партнеры» во время питчингов еще в августе 2022-го, когда Мостак назвал себя «ИИ-лидером ООН в вопросах ковида».
Спикер ЮНЕСКО сказал, что сотрудничество агентства ООН по Stability ограничивается инициативой по данным о COVID-19, и она завершилась к лету прошлого года. Остальные три организации сообщили, что у них нет записей об официальном партнерстве с компанией.
На вопрос о таких неточностях Бишара сказал, что после презентаций инвесторам направили дополнительные материалы с уточнениями о соглашении с Amazon и «отношения с партнерами». Но два инвестора, слушавшие презентацию, рассказали, что дополнительных материалов не получали.
Разработчики Stable Diffusion
В июне 2022 года Мостак предложил воспользоваться суперкомпьютером Stability группе немецких ученых, создавших генератор изображений открытого доступа под названием Latent Diffusion. Эта модель была запущена за семь месяцев до этого в сотрудничестве с нью-йоркским ИИ-стартапом Runway.
По словам Бьорна Оммера, преподавателя Университета Людвига Максимилиана в Мюнхене и Гейдельбергского университета, модель тренировали с использованием лишь нескольких десятков графических процессоров Nvidia.
Для исследователей, у которых были ограничены финансовые ресурсы, такое предложение предпринимателя было незаурядной удачей. Вычислительная мощность, предоставленная Stability, существенно улучшила работу Latent Diffusion. В августе новую модель запустили под названием Stable Diffusion как дань благодетелю.
Stability выпустила пресс-релиз, в котором Мостак представил себя публике главным миссионером, как он говорит, «популярнейшего открытого ПО в истории» (Linux или Firefox могут не согласиться с этим.)
«Он очень умело присваивает себе чужую работу или делает заявления, которые невозможно проверить», – сказал о Мостаке один бывший сотрудник. Бишара сообщил, что Мостак «категорически отрицает такую характеристику».
За несколько дней после выхода Stable Diffusion компания Мостака заручилась $100 млн инвестиций от ведущих инвестиционных фирм Coatue и Lightspeed. Обе компании отказались от комментариев.
После этого Stability оценили в $1 млрд, хотя у компании не было значительной выручки. Тогда во время инвестиционных презентаций компания называла Stable Diffusion «нашей» моделью и ни словом не упоминала оригинальных разработчиков.
Вычислительная мощность, предоставленная Stability, существенно улучшила работу Latent Diffusion. В августе новую модель запустили под названием Stable Diffusion как дань благодетелю Фото скриншот
В пресс-релизе об этом раунде инвестиции было сказано, что «Stability AI – это компания, стоящая за Stable Diffusion», то есть опять ни слова о создателях модели. Оммер сказал Forbes, что хотел сделать публикацию о работе его лаборатории, но тогда вся пресс-служба университета была в отпуске.
Бишара отметил, что Stability «неоднократно в публичных заявлениях» упоминала заслуги Университета Людвига Максимилиана и Runway, которые можно найти на сайте компании и на странице Stable Diffusion на GitHub.
Как бы там ни было, оригинальные разработчики считают, что Мостак ввел в заблуждение общественность в важных заявлениях. «Этот случай говорит: если у твоей компании большая пресс-служба, ты можешь переписать историю в свою пользу», – сказал Оммер.
В октябре Stability заявила, что Runway нарушила ее интеллектуальную собственность, выпустив новую версию Stable Diffusion. Соучредитель Runway Кристобаль Валензуэла ответил, что это невозможно, потому что эта технология открыта (open source).
Через несколько часов Мостак удалил свое заявление. Позже Мостак сказал Forbes, что беспокоился о нехватке мер безопасности в версии Runway, хотя разработчиков Stable Diffusion такое оправдание не убедило.
«В отрасль, в которой мы работаем уже не один год, заходят новые люди и пытаются присвоить себе чужие истории», – сказал Валензуэла Forbes в прошлом году.
Лаборатория Оммера и Runway прекратили работу со Stability.
Зарплаты, налоги и хорошая жена
Пока Мостак нахваливал инвесторам и исследователям суперкомпьютер и партнеров Stability, компания столкнулась с проблемами с наличными деньгами.
Зарплаты и налоги регулярно не выплачивались или опаздывали иногда на более чем месяц, о чем рассказали семь действующих и бывших работников компании.
Пять из этих источников сказали, что на себе почувствовали задержку зарплат между 2020-м и 2023-м. Четверо из этих людей независимо друг от друга сообщили Forbes, что британская налоговая наведывалась в компанию и угрожала конфисковать активы из-за неуплаты налогов.
Бишара сказал, что все проблемы с налогами и зарплатами решены.
Эрик Галлаган, бывший интерн, рассказал Forbes, что он с прошлого августа ждет оплаты за 181 из 300 часов работы.
Бишара уверяет, что у компании нет записей о просроченных зарплатах «на регулярной основе» с 2021-го, но признает, что некоторые случаи все же могли произойти при «внешних обстоятельствах».
В случае Галлагана Бишара отметил, что его ситуацию рассматривают после того, как о ней сообщили в апреле.
А пока работники и Великобритания недополучали причитающиеся им выплаты прошлым летом, десятки тысяч фунтов перекочевали с корпоративного счета Stability на личный счет Куреши, жены Мостака. Об этом свидетельствуют скриншоты попавших к Forbes финансовых транзакций.
Эти транзакции Бишара назвал особенностью «стартапа, которым руководит владелец». Он объяснил, что супруги выдавали компании кредиты, а также брали их у Stability.
Он сообщил, что «до конца 2022-го все взаимные финансовые обязательства между компанией и супругами были урегулированы новой опытной финансовой командой».
Адвокаты Куреши отказались отвечать на вопросы, но направили заявление, в котором женщина сказала, что оказывала «эмоциональную и финансовую поддержку» бизнесу мужа с 2021 года.
Официально Куреши занимала должность главы отдела пиара Stability. Впрочем, ранние сотрудники компании рассказали Forbes, что она представляла себя главным операционным директором Stability, о чем также свидетельствуют визитки.
Бишара сказал, что Куреши никогда не занимала роль директора, а визитки «создал друг семьи в качестве варианта дизайна, и ими никогда не пользовались».
После раунда финансирования в сентябре Куреши присоединилась к совету директоров, а в январе, если верить Бишаре, она покинула компанию «ради собственных свершений». Хотя в уставе организации в мае она указывается как «глава фонда».
Сегодня Мостак является лицом течения генеративного ИИ, и ему удалось привлечь более $100 млн для того, чтобы воплотить собственное видение действительно открытого ИИ, который трансформирует Голливуд, демократизирует образование и оставит в прошлом PowerPoint Фото скриншот
Проблем только увеличивается
Венчурные инвесторы перед тем, как инвестировать в компанию, месяцами проводят due diligence, то есть очень тщательно проверяют ее учредителей и деятельность. По словам Мостака, ему понадобилось шесть дней, чтобы привлечь $100 млн от Coatue и Lightspeed после того, как инструмент Stable Diffusion стал вирусным.
«На тот момент мы не знали обо всех возможностях применения инструмента, но мы знаем, что это действительно революционная технология, продемонстрировавшая свой потенциал», – сказал в январе Гаурав Гупта, партнер Lightspeed, возглавивший эту инвестицию. Coatue и Lightspeed отказались от дальнейших комментариев.
Мостак утверждает, что Stability создает по заказу десятков клиентов ИИ-модели, но он может назвать только двух. Первый – это Eros Investments, индийская холдинговая компания, чья медийная «дочка» была исключена из Нью-Йоркской фондовой биржи и недавно пошла на мировую по делу о введении инвесторов в заблуждение. Компания не признала вину по обвинениям, а Eros не ответила на ряд просьб о комментарии.
Вторая – это африканская страна Малави, где, как утверждает сам Мостак, Stability «раздает 4 млн планшетов» детям (Правительство Малави не ответило на запрос Forbes о комментарии).
Менее чем через два месяца после выпуска Stable Diffusion Мостак заявил, что прогнозируемая годовая выручка Stability выше «нескольков десятков миллионов», которые тогда получала OpenAI. Знакомые с вопросом люди рассказывают, что прогнозируемая годовая выручка Stability составляет менее $10 млн, и этого отнюдь не хватает для темпов затрат компании. Чтобы оставаться на плаву, Stability понадобится больше инвестиций.
В январе Мостак дал понять, что у его компании нет проблем с привлечением инвестиций. «Нам очень, очень много организаций предлагали [деньги], и мы отказывали», – сказал он Forbes. Однако три венчурных капиталиста сообщили Forbes, что Мостак уже несколько месяцев пытается убедить их и других инвесторов вложить в его компанию дополнительные $400 млн.
Бишара отказался комментировать выручку, но сказал, что у компании остаются «значительные» запасы наличных денег.
На Stability подали два иска по обвинению в нарушении закона об авторском праве во время тренировки технологии компании. Что касается коллективного иска художников, компания подала ходатайство об отмене иска на основании того, что истцы не могут привести конкретные доказательства нарушения.
В ответ на иск Getty Images Stability заявила, что у штата Делавэр, где был подан иск, нет юрисдикции на рассмотрение этого дела. Поэтому компания подала ходатайство о перенесении дела в Северную Калифорнию или об отмене иска.
Оба ходатайства сейчас рассматриваются судом.
В область, в которой мы работаем уже не один год, заходят новые люди и пытаются присвоить себе чужие истории.
Соучредитель Runway Кристобаль Валензуэла
ИИ-исследования непросто даются Stability, даже когда речь идет о флагманском продукте Stable Diffusion. Последнюю версию модели, опубликованную оригинальными разработчиками в октябре 2022-го, в прошлом месяце загрузили втрое больше на платформе Hugging Face, чем самую популярную версию модели Stability.
А StableLM, ответ компании на популярного бота ChatGPT, вышел в апреле со скудным размахом по сравнению с выходом Stable Diffusion.
Но Мостак невозмутим.
У Stability есть опытный технологический лидер, который возглавит исследование: он сам. Мостак утверждает, что несколько лет назад обнаружил медицинское лечение аутизма, используя ИИ для анализа имеющейся медицинской литературы и создания графика молекулярных соединений.
«Я хороший программист», – сказал Мостак Forbes в январе. Все благодаря тому году перед Оксфордом, когда он работал в ПО компании Metaswitch.
«До этого я не знал, как программировать, поэтому летом я научился сам. Это далось мне достаточно легко», – рассказал он.
По его словам, он предоставил несколько своих кодов в Metaswitch и написал, что «хочет быть программистом, а им стоит платить ему деньги за работу». Компания на это согласилась.
«Я могу быть очень убедительным», – говорит он.




Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.