Рик Коэн. /Michael Prince for Forbes
Категория
Компании
Дата

Повелитель роботов. Рик Коэн совершил революцию, которая помогает догонять супербыстрый Amazon. Что следует знать о его компании

12 хв читання

Рик Коэн. Фото Michael Prince for Forbes

Заработав миллиарды на оптовой торговле, Рик Коэн ушел в стартап, который тайком создавал много лет. Его новая компания произвела революцию в складской логистике: роботов Symbotic используют розничные гиганты Walmart и Target

Рик Коэн, 69, ведет меня по промышленному зданию в пригороде Бостона, Уилмингтоне. Он показывает клеть высотой от пола до потолка, разделенную перегородками на множество ярусов. В джинсах хаки, голубой рубашке и темно-синем свитере Коэн щелкает выключателем. В клети приходят в движение роботы из стали и зеленого пластика. Ширина каждого – почти метр, вес – больше 100 кг. Машины под управлением искусственного интеллекта снуют со скоростью до 40 км/ч: забирают товары со склада и укладывают их на поддоны.

Это испытательная площадка компании C&S Wholesale Grocers. На одном из ее крупных складов свыше 400 таких автономных роботов (их может быть и больше тысячи) молниеносно перемещаются по 10 уровням узких проходов и выполняют по 30 операций в час. Масштабы поражают. «Мы называем это гигантским кубиком Рубика или тетрисом, – говорит Коэн. – То, что вы видите, – миниатюрная копия настоящего склада».

Коэн – не простой робототехник. Он владелец и председатель совета директоров C&S Wholesale Grocers, крупнейшего в США оптового дистрибьютора продовольственных товаров с выручкой $25 млрд. Бизнесмен живет в крошечном городке Кин в Нью-Гэмпшире, где расположена штаб-квартира C&S. Он не любит быть на виду и почти никогда не дает интервью. Хотя о Коэне мало кто слышал, он один из самых успешных бизнесменов США. Владелец C&S в третьем поколении, Коэн превратил эту компанию из регионального игрока в восьмую по величине частную корпорацию Америки.

Сейчас Коэн готов выйти из тени и представить новый проект – компанию по производству складских роботов Symbotic. Бизнесмен тайком создавал ее почти 15 лет. Коэн и его семья владеют 95% акций Symbotic, остальные принадлежат сотрудникам. Недавно фирма объявила о планах по выходу на биржу. Это произойдет благодаря сделке на сумму $5,5 млрд с компанией по специализированным слияниям и поглощениям (SPAC), финансируемой фондом венчурных инвестиций SoftBank. Решение вывести Symbotic на биржу созрело у Коэна через полгода после сделки с Walmart. Розничный гигант стал крупнейшим клиентом и миноритарным инвестором Symbotic в SPAC-сделке. Стартап внедрит роботизированные системы в 25 из 42 региональных логистических центров Walmart. Эта мегасделка, а также контракты с Target, Albertsons и принадлежащей Коэну C&S помогут Symbotic нарастить выручку в 2022-м примерно на 80% – до $430 млн. Портфель заказов Symbotic достигает минимум $5 млрд.

Историю о том, как Symbotic стал влиятельным игроком в быстрорастущей нише роботизации складов, еще никто не рассказывал. Она началась с того, что Коэн захотел автоматизировать склады для решения внутренних проблем C&S. Дистрибьюция продовольственных товаров – сложный и низкомаржинальный бизнес. Любое повышение эффективности или новая технология дают конкурентное преимущество. Но разработки Symbotic вышли далеко за рамки внутреннего проекта C&S. Выручка Symbotic в 2021 финансовом году не дотягивает до $250 млн: это всего 1% от суммы, заработанной за то же время C&S. Но компания стоит вдвое больше основного семейного бизнеса Коэна, подсчитал Forbes. На Symbotic приходится большая часть совокупного состояния бизнесмена и его жены Джен, которое Forbes оценивает в $6 млрд.

Ставка Коэна на Symbotic, скорее всего, принесет ему еще больше денег. Розничные сети страдают от нехватки рабочих рук и пытаются не отстать от Amazon, который в 2012-м купил компанию по производству складских роботов Kiva за $775 млн. Объем рынка автоматизации складов вырастет с $30 млрд в 2020 году до $70 млрд в 2025-м. «Рынок складской логистики измеряется триллионами долларов, – считает главный аналитик Interact Analysis Аш Шарма. – По мере развития электронной торговли его значение будет только расти».

Коэн основал Symbotic на собственные деньги и занял пост гендиректора в ноябре 2017-го. Сотни миллионов долларов и годы работы, потраченные на совершенствование технологии, окупятся сполна. Даже после выхода компании на биржу он сохранит за собой более 75% ее акций. SPAC-сделка принесет Symbotic $705 млн. Это развяжет Коэну руки при покупке других активов, в том числе небольших конкурентов.

«C&S превратилась в гиганта. Но теперь я понимаю, что она могла стать еще больше, сумей я привлечь больше капитала, – говорит Коэн. – Когда нужны деньги, их всегда не хватает. Поэтому, как только открывается возможность, зовите инвесторов».

Дед Коэна Израэль и его партнер Абрахам Зигель создали C&S Wholesale Grocers в 1918-м. Названная по первым буквам фамилий основателей, C&S начинала как типичный малый бизнес. Компания имела небольшой склад, доставлявший продукты в магазины по соседству. В 1921-м Коэн выкупил долю Зигеля, но оставил прежнее название. При отце Рика Лестере бизнес медленно, но верно рос. Лестер пришел в компанию в 1955-м и руководил ею два десятилетия.

Детство Коэна прошло на фирме, но он не собирался в ней работать. «Дед говорил, что я должен стать врачом», – вспоминает он. Биохимия в колледже при Пенсильванском университете давалась Коэну с трудом, и его лучший друг, который тогда учился в Уортоне, посоветовал ему уйти в бизнес. «Мне показалось, что это очень легко. Я решил, что у меня хорошо получится, – говорит Коэн. – На первом курсе я спросил отца, могу ли устроиться в семейную фирму. Тот пришел в восторг».

Я вижу не просто перемещение товара. Я понимаю, что должно было произойти пару минут назад, и знаю, почему этого не случилось

Рик Коэн

В 1974-м, когда Коэн пришел в C&S, фирма зарабатывала $50 млн в год. В 1990-м Коэн выкупил доли отца и старшего брата. Он расширил бизнес и укрепил его позиции благодаря приобретениям. «Долгие годы Коэн сильно рисковал. Мы вливали в развитие огромные деньги, использовали любую возможность для роста, а их открывалось множество, – рассказывает исполнительный директор C&S Боб Палмер, который работает с Коэном с 1986-го. – Мы могли нажить себе проблем – и финансовых, и операционных. Но он преуспел».

Коэн заключал сделки для C&S и одновременно вынашивал планы по повышению эффективности компании с помощью автоматизации. В таком низкомаржинальном бизнесе, как дистрибьюция продуктов, эффективность имеет огромное значение. Коэн провел на складах столько времени, что, по его словам, научился мгновенно понимать, что работает, а что нет. «Я так устроен: могу видеть происходящее в трех измерениях, во времени и пространстве, – говорит Коэн, который однажды сам собрал компьютер. – Я хожу по складу и вижу не просто перемещение товара. Я понимаю, что должно было произойти пару минут назад, и знаю, почему этого не случилось. Хорошо бы иметь дар устанавливать мир во всем мире, но у меня его нет. Мой дар – организовывать и упорядочивать работу, добиваться, чтобы она делалась в нужное время».

В 1989-м Коэн внедрил в C&S первую крупную технологическую инновацию – беспроводную систему управления складом. С ее помощью водители погрузчиков обменивались информацией с другими складскими работниками. По словам Коэна, в то время беспроводная система была революционным решением. «Производительность труда на складе сильно выросла. Это был огромный прорыв. Мне говорили: создай компанию по разработке программного обеспечения. Я отвечал: нет, система предназначена только для C&S. Это была моя огромная ошибка, – говорит Коэн, ссылаясь на успех компании Manhattan Associates, которая продает схожие технические решения. – Я пообещал себе: если откроется еще одна возможность, я ее не упущу».

Успех беспроводной системы заставил Коэна задуматься о следующем технологическом прорыве. «Я начал читать все об автоматизации», – говорит он.

В конце 1990-х C&S начала строительство первого автоматизированного склада в Йорке, Пенсильвания. Компания использовала готовые технические решения. Строительство здания площадью 130 000 кв. м растянулось на годы. Для системы автоматизации потребовался отдельный корпус. Хотя автоматика повысила эффективность работы склада, он получился настолько огромным и дорогим, что оказался нерентабельным. «Так я узнал, как не следует внедрять проекты автоматизации», – говорит Коэн.

Michael Prince for Forbes

Symbotic автоматизирует процессы, ранее невозможные без ручного труда. Фото Michael Prince for Forbes

В 2007-м Коэн познакомился с изобретателем-самоучкой Джоном Лертом. Сейчас Лерт руководит компанией Alert Innovation, которая разрабатывает роботов. Лерт работал над идеей автоматизации розничной торговли и искал деньги на ее воплощение. Он обратился к двум крупным дистрибьюторам продовольственных продуктов – C&S и Supervalu. Supervalu ему отказала, а C&S пригласила в Кин на встречу с руководителем отдела управления логистическими цепочками. «C&S перемещала множество ящиков, и ей было необходимо снизить затраты на эти операции», – говорит Лерт.

Коэн согласился инвестировать небольшую сумму в компанию Лерта, которая тогда называлась CasePick Systems. «Переговоры шли тяжело. Он – жесткий переговорщик, – говорит Лерт, который в 2009-м продал свою долю в CasePick Коэну и двумя годами позже ушел из компании. – Если хотите о чем-то договориться с Риком Коэном, знайте: он неуступчивый человек».

Поначалу дела у новой компании шли туго. Переименованная в Symbotic (симбиоз складской логистики и робототехники), компания столкнулась с техническими сложностями: она опробовала восемь вариантов конструкции складского робота. В Symbotic сменилось множество руководителей, в том числе четыре гендиректора. «Мы не раз спрашивали себя: может, лучше все бросить? Зафиксировать убытки и уйти?» – вспоминает Коэн.

В 2011-м Symbotic построил прототип роботизированной системы на складе C&S в Ньюбурге, штат Нью-Йорк. «Клиенты приходили посмотреть на склад и спрашивали: сможете сделать нам такой же?» – говорит Коэн.

Первый робот Symbotic напоминал деревянный поддон на колесах. Но компания постоянно дорабатывала автоматику и программное обеспечение. Роботы учились точнее перемещать товар и постепенно делали это все лучше. В 2011-м руководитель отдела закупок розничной сети Target, которой C&S поставляла замороженные продукты, приехал на экскурсию на склад в Ньюбурге и увидел раннюю версию системы.

В то время Target пытался решить, что делать с одним из своих крупных логистических центров в Калифорнии. Чтобы поддерживать рост продаж на западном побережье США, компания нуждалась в расширении площадей, но земельный участок не позволял пристраивать к существующему складу новые помещения. «Они осмотрели склад C&S и сказали: ваша система идеальна, – вспоминает Коэн. – Мы ответили: C&S создавала ее, чтобы экономить на рабочей силе». В Target отказались дать комментарий Forbes.

На роботизированных стеллажах Symbotic товар укладывается очень плотно, поэтому Target увеличил вместимость склада без расширения площадей. Типичный продуктовый склад вмещает 10 000–12 000 единиц товара. С помощью технологии Symbotic на двух третях его площади можно разместить до 300 000 единиц. Роботы компонуют товар на паллетах эффективнее и быстрее людей. Поэтому на доставку в магазин уходит меньше времени, сокращаются трудозатраты, снижается затоваренность.

В 2014-м Target стал первым внешним клиентом Symbotic. Через три года компания заключила контракт с сетью продуктовых магазинов Albertsons. Тогда же Коэн полетел в Арканзас поговорить с руководством Walmart. Он уже работал с этой розничной сетью: в 1990-х C&S поставляла продукты в ее супермаркеты. «В Walmart меня помнили, – говорит Коэн. – Мир тесен, особенно мир дистрибьюции продовольственных товаров. Тут все друг друга знают».

Walmart – гигант с выручкой $572 млрд. Symbotic нужно было доказать, что он может масштабироваться и удовлетворять потребности этой сети. В 2017-м Symbotic начал испытания в логистическом центре Walmart во Флориде. Дело двигалось медленно, возникла масса проблем, но Коэн продолжал работать. «Рик не любит проигрывать, – говорит Билл Бойд, директор по стратегии Symbotic и бывший юрист C&S. – Он не боится неудач и ошибок. Если он считает, что прав, то найдет выход».

В ноябре 2017-го Коэн ушел с поста гендиректора C&S и встал у руля Symbotic. «Я пришел в Symbotic, потому что верил: научившись на своих и чужих ошибках, я готов занять эту должность», – рассказывает Коэн. Он был убежден, что никто не сможет сделать эту работу лучше него. «Я всем повторяю: это моя пенсия, – говорит бизнесмен. – Вот чем я буду заниматься на пенсии».

Коэн начал анализировать, как повысить эффективность роботов. Он хотел, чтобы те научились распаковывать поступающие на склад паллеты с производительностью 1650 коробок в час по сравнению с 900 в декабре 2019-го. Повторяя «либо 1650, либо ничего», бизнесмен следил за роботами с секундомером. «Было очень сложно заставить их работать быстрее, – рассказывает Коэн. – Но, когда это получилось, все выглядело так, будто они всегда работали с такой скоростью». Примерно через год роботы впервые достигли нужной производительности на одном из складов Albertsons в пригороде Чикаго.

Летом 2020-го Коэн и директор Symbotic по информационным технологиям Джордж Драмалис провели неделю на складе Walmart во Флориде. Несмотря на утреннюю жару и высокую влажность, они по нескольку часов стояли в масках и наблюдали за тем, как роботы перемещают товар и упаковывают паллеты. Затем шли завтракать в Waffle House или McDonaldʼs и обсуждали улучшения. Коэн заметил, что в местах разгрузки ящиков роботы устраивают заторы, и Symbotic добавил для них дополнительные полосы движения.

В июле Walmart объявил, что установит систему Symbotic в 25 региональных центрах складской логистики. Первый этап сделки принесет Symbotic миллиарды долларов и, скорее всего, Walmart докупит еще больше роботизированных систем. «Скажу коротко: наступил переломный момент, – написал в своем блоге исполнительный вице-президент Walmart по логистическим цепочкам Джо Метцгер. – Эта уникальная технология, впервые реализованная в масштабах Walmart, произведет революцию. Она поможет еще быстрее доставлять товары на полки магазинов и сэкономит время нашим сотрудникам».

Когда нужны деньги, их всегда не хватает. Поэтому, как только открывается возможность, зовите инвесторов

Рик Коэн

Для Symbotic сделка с Walmart тоже стала переломным моментом. Она доказала, что разработанные компанией технологии кардинально меняют принципы работы складов. За Walmart пристально следят другие ритейлеры и перенимают его методы.

Сотрудничество с Walmart открыло Symbotic дорогу к SPAC-сделке. В августе один из топ-менеджеров инвестиционного подразделения SoftBank Викас Парекх узнал, что Symbotic ищет партнера для выхода на биржу. Он отправился во Флориду посмотреть на систему Symbotic в действии. «Выручка игроков рынка промышленной автоматизации, на котором у SoftBank большой опыт работы, очень стабильна», – рассказывает Парекх. После сделки со SPAC он войдет в совет директоров Symbotic. SoftBank инвестирует в компанию $200 млн.

Объем рынка складской робототехники огромен, эта ниша быстро растет. Конкуренция высока. Крупные компании вроде американской Honeywell и немецкой Dematic предлагают складам сортировочные конвейеры и программное обеспечение, а стартапы при поддержке венчурных инвесторов создают мобильных роботов и другие передовые решения. В июле Berkshire Grey, основанная бывшим директором iRobot по технологиям, вышла на биржу через SPAC-сделку. С тех пор ее акции упали более чем на 40%, капитализация держится на уровне $1,2 млрд. Стартап Locus Robotics, который разрабатывает автономных роботов для электронной торговли, в феврале провел очередной инвестиционный раунд. Рыночная оценка компании достигла $1 млрд, и через семь месяцев Locus снова привлек инвестиции. AutoStore вышел на IPO, ставшее в Норвегии самым крупным за последние два десятилетия. Капитализация компании достигла $15 млрд.

«Альтернативных технологий хватает. Думаю, на этом рынке не будет явного победителя», – полагает эксперт аналитической компании Interact Analysis Аш Шарма. Самый большой успех Symbotic – сделка с Walmart – несет для него и самый большой риск. Когда Amazon решил автоматизировать свои склады и поглотил компанию Kiva, бывшим клиентам Kiva пришлось искать других поставщиков. Они начали внедрять в своих логистических центрах конкурирующие технологии и развязали гонку вооружений. «Крупные ритейлеры видят, что Walmart очень тесно сотрудничает с Symbotic, – говорит Шарма. – Они могут решить, что связываться с ним опасно: компания может повторить судьбу Kiva». Другой риск – клиенты могут предпочесть более дешевые решения. Одна из таких альтернатив – мобильные роботы для обработки заказов в электронной торговле, хотя они и не столь эффективны в масштабе крупной розничной сети. «Мы считаем, что в нише мобильных роботов для электронной торговли отдача от инвестиций гораздо выше», – говорит гендиректор Locus Рик Фолк.

Стратегия роста Symbotic предусматривает выход на новые рынки вроде производства одежды и автозапчастей, международную экспансию и разработку новых продуктов. Компания прогнозирует рост годовой выручки более чем на 90% – до $832 млн в 2023-м финансовом году. В 2025-м она планирует взять планку $2 млрд. Валовая прибыль увеличится со $102 млн в этом году до $652 млн в 2025-м благодаря росту выручки от подписки на программное обеспечение для автоматизации.

Коэн уже работает над новой технологией. Существующая система Symbotic перемещает ящики с галантереей, молочными продуктами и продовольственными товарами. Специалисты Symbotic трудятся над роботами, способными выдерживать низкие температуры в морозильной камере. Это технически сложная задача: чтобы электроника работала на холоде (мороженое, например, хранится при температуре -20 градусов), требуются более совершенные компоненты – микросхемы военного класса и морозоустойчивые системы смазки для роботов и подъемников. Symbotic также работает над компактными роботами шириной около полуметра для перемещения не целых ящиков, а отдельных предметов вроде бутылок и банок. Это поможет Symbotic выйти на быстрорастущий рынок электронной торговли.

Деньги, полученные от новых инвесторов, не только ускорят исследования и разработки. Они дадут Коэну возможность поглощать небольшие фирмы. «Мы положили глаз на пару компаний, которые не смогли масштабировать бизнес и завершить работу над продуктами, – говорит Коэн. – Думаю, мы сможем прийти и сказать: давайте мы купим вашу фирму и будем ее развивать. Я хочу, чтобы у меня появилась возможность для поглощений».

Привлечение инвесторов – огромная перемена для человека, который два десятилетия руководил одной из крупнейших частных компаний Америки. «Я до смерти боюсь, – смеется Коэн. – Мы живем в маленьком городке. Не то чтобы мы были скрытными, просто не стремились к публичности. Теперь все изменится».

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд