В конце января стриминговый сервис Spotify оказался в центре скандала из-за одного из самых известных в мире подкастов – The Joe Rogan Experience. Ведущего подкаста, комика Джо Рогана, обвиняли в расизме и распространении фейков о вакцинах и COVID-19. Spotify предстояло сделать выбор: оставить противоречивый подкаст, за который компания заплатила $100 млн, или отказаться от Джо Рогана. СЕО компании Даниэль Эк пошел на компромисс. Какова его финансовая мотивация
Запоздавшая реакция Spotify
Поводом для скандала стало интервью Джо Рогана с американским вирусологом Робертом Малоуном, который критиковал вакцины и назвал реакцию США на эпидемию COVID-19 «массовым психозом». Поэтому Spotify получил неодобрительные письма от ученых, учителей и врачей, а 76-летний музыкант Нил Янг удалил свои песни с платформы и призвал сделать это других.
Инвесторы отреагировали на проблемы Spotify: акции компании упали с 26 по 28 января со $185 за акцию до $166, а капитализация за несколько дней упала с $35 млрд до $33 млрд.
Первым шагом стала публикация правил модерации контента. По словам СЭО Spotify Даниэля Эка, эти правила существуют давно, но не были публичными. Например, компания удаляет фейковый медицинский контент, в частности призывающий сознательно инфицироваться коронавирусом, чтобы получить иммунитет к нему.
Когда споры вокруг Рогана и COVID-фейков начали затихать, певица Индия Ари опубликовала клипы из его старых подкастов, где комик использовал расистские шутки. Роган извинился, а Spotify удалил около 70 из 1700 эпизодов подкаста, которые могли бы скомпрометировать его.
Почему Spotify не удаляет подкаст полностью
«Заставить Джо замолчать – это не ответ, – написал Эк в обращении к команде Spotify. – Мы должны иметь ограничения относительно содержания и реагировать, когда кто-то нарушает их, но удалять мнения – это скользкий путь».
Чтобы принести извинения за расистские комментарии Рогана, Spotify пообещал инвестировать $100 млн – сумму, которую сервис якобы заплатил за The Joe Rogan Experience – в развитие подкастов «маргинализованных групп» (национальных меньшинств, мигрантов). Просто отказаться от подкаста Рогана для Spotify невыгодно еще и ввиду того, что на него уже есть покупатели. Канадский сайт для видео Rumble предложил Рогану $100 млн за возможность в течение четырех лет показывать все его шоу без цензуры. Ведущий отказался.
Созданный в 2009 году подкаст The Joe Rogan Experience стал известен благодаря интервью с известными певцами, бизнесменами, учеными, политиками. В 2019 году, например, Роган поговорил с политиком с левыми взглядами Берни Сандерсом, в 2020-м курил в прямом эфире марихуану с Илоном Маском и говорил о религии, абортах и расизме с рэпером Канье Вестом.
Это нравится слушателям и привлекает рекламодателей. Через два года The Joe Rogan Experience стал подкастом №1 на 93-х рынках Spotify. Один эпизод подкаста набирает около 11 млн прослушиваний – это значительный отрыв от других популярных американских ток-шоу. К примеру, эпизод Tucker Carlson Tonight имеет около 3,2 млн просмотров, CNN Prime Time – 820 000.
Бизнес на подкастах
Конфликт с Роганом напомнил инвесторам и пользователям, что Spotify – это уже не просто приложение для музыки – это медиа-гигант, который публикует информационный контент и должен нести за него ответственность.
Движение Spotify в сторону подкастов понятно: каждый раз, когда пользователи слушают музыку через Spotify, компания теряет деньги, ведь платит лейблам музыкантов роялти. Spotify тратит около 75% своего годового дохода на выплаты авторам песен, издателям и владельцам звукозаписей. Музыканты могут заработать в среднем от $3300 до $3500 за 1 млн уникальных прослушиваний.
Другое дело подкасты – они помогают компании заработать на рекламе. За последний год выручка от рекламы выросла на 40% – с €281 до €394 млн. В целом выручка Spotify за прошлый год выросла на 22% по сравнению с данными прошлого года – до €9,67 млрд.
Чтобы развивать сферу подкастов, Spotify совершил несколько стратегических покупок: купил издателя подкастов Gimlet Media примерно за $195 млн, сеть подкастов Parcast за $55 млн, платформу для создания подкастов Anchor за $154 млн и сеть подкастов The Ringer за $196 млн.
На мировом рынке у Spotify мало конкурентов. Компания имеет 406 млн посетителей ежемесячно – они оставляют свои данные, позволяющие генерировать уникальные музыкальные и подкаст-плейлисты. В отличие от музыки подкасты возвращают инвестиции Spotify. Рекламодатели готовы платить $18-50 за 1000 слушателей, согласно данным компании Mindroll. Шоу Джо Рогана имеет около 190 млн скачиваний в месяц, поэтому, по подсчетам издания The Verge, Spotify может ежемесячно зарабатывать $3 млн на рекламе.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.