В конце января стриминговый сервис Spotify оказался в центре скандала из-за одного из самых известных в мире подкастов – The Joe Rogan Experience. Ведущего подкаста, комика Джо Рогана, обвиняли в расизме и распространении фейков о вакцинах и COVID-19. Spotify предстояло сделать выбор: оставить противоречивый подкаст, за который компания заплатила $100 млн, или отказаться от Джо Рогана. СЕО компании Даниэль Эк пошел на компромисс. Какова его финансовая мотивация
Форум «Енергія бізнесу» у Києві вже 9 жовтня
Бізнес будує нову енергореальність, забезпечуючи незалежність в умовах блекаутів. 9 жовтня на форумі «Енергія бізнесу» обговоримо технології та інвестиції, що змінюють правила гри на енергоринку. Дізнайтеся, як адаптувати бізнес до майбутніх енергетичних викликів, за посиланням.
Запоздавшая реакция Spotify
Поводом для скандала стало интервью Джо Рогана с американским вирусологом Робертом Малоуном, который критиковал вакцины и назвал реакцию США на эпидемию COVID-19 «массовым психозом». Поэтому Spotify получил неодобрительные письма от ученых, учителей и врачей, а 76-летний музыкант Нил Янг удалил свои песни с платформы и призвал сделать это других.
Инвесторы отреагировали на проблемы Spotify: акции компании упали с 26 по 28 января со $185 за акцию до $166, а капитализация за несколько дней упала с $35 млрд до $33 млрд.
Первым шагом стала публикация правил модерации контента. По словам СЭО Spotify Даниэля Эка, эти правила существуют давно, но не были публичными. Например, компания удаляет фейковый медицинский контент, в частности призывающий сознательно инфицироваться коронавирусом, чтобы получить иммунитет к нему.
Когда споры вокруг Рогана и COVID-фейков начали затихать, певица Индия Ари опубликовала клипы из его старых подкастов, где комик использовал расистские шутки. Роган извинился, а Spotify удалил около 70 из 1700 эпизодов подкаста, которые могли бы скомпрометировать его.
Почему Spotify не удаляет подкаст полностью
«Заставить Джо замолчать – это не ответ, – написал Эк в обращении к команде Spotify. – Мы должны иметь ограничения относительно содержания и реагировать, когда кто-то нарушает их, но удалять мнения – это скользкий путь».
Чтобы принести извинения за расистские комментарии Рогана, Spotify пообещал инвестировать $100 млн – сумму, которую сервис якобы заплатил за The Joe Rogan Experience – в развитие подкастов «маргинализованных групп» (национальных меньшинств, мигрантов). Просто отказаться от подкаста Рогана для Spotify невыгодно еще и ввиду того, что на него уже есть покупатели. Канадский сайт для видео Rumble предложил Рогану $100 млн за возможность в течение четырех лет показывать все его шоу без цензуры. Ведущий отказался.
Созданный в 2009 году подкаст The Joe Rogan Experience стал известен благодаря интервью с известными певцами, бизнесменами, учеными, политиками. В 2019 году, например, Роган поговорил с политиком с левыми взглядами Берни Сандерсом, в 2020-м курил в прямом эфире марихуану с Илоном Маском и говорил о религии, абортах и расизме с рэпером Канье Вестом.
Это нравится слушателям и привлекает рекламодателей. Через два года The Joe Rogan Experience стал подкастом №1 на 93-х рынках Spotify. Один эпизод подкаста набирает около 11 млн прослушиваний – это значительный отрыв от других популярных американских ток-шоу. К примеру, эпизод Tucker Carlson Tonight имеет около 3,2 млн просмотров, CNN Prime Time – 820 000.
Бизнес на подкастах
Конфликт с Роганом напомнил инвесторам и пользователям, что Spotify – это уже не просто приложение для музыки – это медиа-гигант, который публикует информационный контент и должен нести за него ответственность.
Движение Spotify в сторону подкастов понятно: каждый раз, когда пользователи слушают музыку через Spotify, компания теряет деньги, ведь платит лейблам музыкантов роялти. Spotify тратит около 75% своего годового дохода на выплаты авторам песен, издателям и владельцам звукозаписей. Музыканты могут заработать в среднем от $3300 до $3500 за 1 млн уникальных прослушиваний.
Другое дело подкасты – они помогают компании заработать на рекламе. За последний год выручка от рекламы выросла на 40% – с €281 до €394 млн. В целом выручка Spotify за прошлый год выросла на 22% по сравнению с данными прошлого года – до €9,67 млрд.
Чтобы развивать сферу подкастов, Spotify совершил несколько стратегических покупок: купил издателя подкастов Gimlet Media примерно за $195 млн, сеть подкастов Parcast за $55 млн, платформу для создания подкастов Anchor за $154 млн и сеть подкастов The Ringer за $196 млн.
На мировом рынке у Spotify мало конкурентов. Компания имеет 406 млн посетителей ежемесячно – они оставляют свои данные, позволяющие генерировать уникальные музыкальные и подкаст-плейлисты. В отличие от музыки подкасты возвращают инвестиции Spotify. Рекламодатели готовы платить $18-50 за 1000 слушателей, согласно данным компании Mindroll. Шоу Джо Рогана имеет около 190 млн скачиваний в месяц, поэтому, по подсчетам издания The Verge, Spotify может ежемесячно зарабатывать $3 млн на рекламе.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.