Helsi – частный медтек-стартап, обслуживающий львиную долю украинской медицины и принадлежащий «Киевстару». Когда и как возникла проблема с записями к врачам, которых никогда не было
Даруємо 40% знижки на річну підписку Forbes Digital. Пропозиція діє за промокодом SEPT40 до 18 вересня включно. Оформлюйте за посиланням.
«Кто-то пришел в мой Helsi-кабинет, записался и прошел видеоконсультацию у моего семейного врача», – написала 11 мая в Facebook Наталья Макогон. Она бывшая коммуникационщица Киевского метрополитена из более 6000 подписчиков и ныне работающая в реабилитационном центре Superhumans. Это не первый и не уникальный случай – только под постом Макогон собралось под две сотни комментариев с похожими кейсами. Что происходит с медицинским сервисом, в котором зарегистрированы десятки миллионов украинцев?
Что известно о Helsi
Helsi – запущенный в 2016 году медицинский стартап, разрабатывающий одноименную систему записи к врачам.
Helsi – ключевой игрок на рынке медицинских информационных систем, работающих в первую очередь с государственными больницами. Они приносят основной заработок сервису, оплачивая подписку от $10 за одного активного врача-пользователя. На май 2023 года на платформе зарегистрировано 25,2 млн пользователей.
В августе 2022 года Helsi поглотил крупнейший в Украине мобильный оператор «Киевстар». Стороны не комментируют сумму сделки. До войны сервис мог оцениваться в $30–40 млн, говорил Forbes глава Chernovetsky Investment Group (CIG) Владимир Кривко. В разгар полномасштабного российского вторжения Forbes оценил стартап в $10 млн.
Выручка украинского юрлица сервиса за 2020 год – 23,4 млн грн, свидетельствуют данные YouControl. В 2022 году он сократился до 16,3 млн грн.
О том, кто основал и владеет малопубличной компанией, – в детальном разборе Forbes.
Что не так с Helsi и насколько это массовая проблема
«Да, то, что происходит сейчас, мне как CEO известно», – говорит руководитель Helsi Евгений Донец. Версию взлома руководство сервиса отвергает, уверяя, что персональные данные пациентов не были скомпроментированы. «Система предполагает внесение данных только врачами, возможности вмешательства в работу системы третьими лицами не существует, поскольку все действия в системе фиксируются», – утверждает член наблюдательного совета Helsi Дмитрий Шимкив. На вопрос, знал ли «Киевстар» об этой проблеме и существовала ли она при покупке Helsi, Шимкив не ответил.
Виртуальные записи – дело рук не хакеров, а медиков, имеющих исключительное право вносить данные в систему. В случае Макогон оказалось, что визит в системе зарегистрировал не семейный врач, а врач вторичного звена. «Кроме собственно консультации, мне еще назначили обследование гинеколога и рентген», – написала она в обновлении до поста.
По состоянию на 11 мая в Helsi зарегистрировано 25,2 млн украинцев и 33 500 активных врачей, сообщила пресс-служба компании. Helsi зарабатывает на плате за подписку от больниц, для пациентов сервис бесплатный. Количество аккаунтов с фейковыми записями в Helsi не уточняется. Из 10 пользователей, с которыми пообщался Forbes, только двое обнаружили в личном кабинете визиты, о которых даже не догадывались.
Однако проблема, по-видимому, существует годами. В распоряжении Forbes есть скриншоты с фейковыми записями по меньшей мере за 2021-й и 2022-й годы. Почему о ней стало известно только сейчас?
Большинство украинцев редко заходят в личный кабинет Helsi – за последний месяц в системе зарегистрировано 2 млн уникальных визитов. Но посты в соцсетях повлекли за собой «эффект лавины», и многие начали проверять свои учетные записи.
«Я очень давно не заходила в это приложение, вот обновила его, вошла и удивилась», – говорит пользователь Анастасия, которая проверяла данные в Helsi по просьбе Forbes. Она обнаружила записи о визитах к терапевту и фтизиатру, которых никогда не совершала. «Я обнаружила одну запись и два направления на процедуры, муж в своем кабинете увидел несколько визитов и направлений на дополнительные обследования», – рассказала Forbes Макогон.
Как Helsi собирается решать проблему с фейковыми записями
Какой смысл врачам делать записи о приемах, которых не было? С апреля 2018 года в Украине стартовала медреформа, ее главный принцип – «деньги идут за пациентом». То есть украинцы самостоятельно выбирают врача и медучреждение, где хотят лечиться. Больше пациентов и процедур – больше государственного финансирования.
Оплачивает медицинское обслуживание Национальная служба здоровья по специальной программе медицинских гарантий. Ее бюджет на 2023 год – более 142 млрд грн. Один из самых дорогих пакетов – лечение недоношенных младенцев в перинатальных центрах. За это больница получит 162 000 грн. Тариф за комплексные медицинские услуги матери и ребенку – 20 000 грн.
Министерство здравоохранения тоже знает о фейковых посещениях в Helsi. «Мы обнаруживаем пациентов, которых приходило в тысячи раз больше чем обращений, и начинаем реагировать достаточно серьезно», – говорил на встрече с журналистами глава Минздрава Виктор Ляшко.
Пока вычислить, сколько и как долго государство заплатило за лечение, которого никогда не было, сложно. Постановление Минздрава, разрешающее мониторить НСЗУ, принято только недавно, говорит Ляшко. Все посещения, по его словам, будут попадать в специальную базу. Если на одного пациента будет приходиться аномально много процедур, это будет сигналом для расследования. Когда заработает система, министр не уточняет.
«На вас списали государственные средства, что тоже преступление», – возмущается Макогон. Не меньшая проблема – некорректные медицинские записи о прививках, пройденном лечении и т.д.
«Компания активно сотрудничает с Минздравом, правоохранительными органами и пациентами», – кратко комментирует Шимкив. Донец советует пользователям обращаться в службу поддержки Helsi, но исправить фейковые записи все равно может только больница, где они были сделаны. «В дальнейшем Helsi думает над тем, чтобы пациент мог обозначить визит как несостоявшийся», – говорит он.
В подготовке этого материала участвовал репортер Forbes Александр Шарипов
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.