В медицинском сервисе Helsi врачи годами создавали фейковые посещения пациентов. Поэтому государство могло терять средства. Как эту проблему будут решать Минздрав и медстартап /Иллюстрация Александра Карасева
Категория
Инновации
Дата

В медицинском сервисе Helsi врачи годами создавали фейковые посещения пациентов. Поэтому государство могло терять средства. Как эту проблему будут решать Минздрав и медстартап

Иллюстрация Александра Карасева

Helsi – частный медтек-стартап, обслуживающий львиную долю украинской медицины и принадлежащий «Киевстару». Когда и как возникла проблема с записями к врачам, которых никогда не было

Як мотивувати команду не збавляти темп у надскладних умовах? Дізнайтесь 25 квітня на форумі «Надлюди» від Forbes. Купуйте квиток за посиланням!

«Кто-то пришел в мой Helsi-кабинет, записался и прошел видеоконсультацию у моего семейного врача», – написала 11 мая в Facebook Наталья Макогон. Она бывшая коммуникационщица Киевского метрополитена из более 6000 подписчиков и ныне работающая в реабилитационном центре Superhumans. Это не первый и не уникальный случай – только под постом Макогон собралось под две сотни комментариев с похожими кейсами. Что происходит с медицинским сервисом, в котором зарегистрированы десятки миллионов украинцев?

Что известно о Helsi /Иллюстрация Александра Карасева

Что известно о Helsi

Helsi – запущенный в 2016 году медицинский стартап, разрабатывающий одноименную систему записи к врачам.

Helsi – ключевой игрок на рынке медицинских информационных систем, работающих в первую очередь с государственными больницами. Они приносят основной заработок сервису, оплачивая подписку от $10 за одного активного врача-пользователя. На май 2023 года на платформе зарегистрировано 25,2 млн пользователей.

В августе 2022 года Helsi поглотил крупнейший в Украине мобильный оператор «Киевстар». Стороны не комментируют сумму сделки. До войны сервис мог оцениваться в $30–40 млн, говорил Forbes глава Chernovetsky Investment Group (CIG) Владимир Кривко. В разгар полномасштабного российского вторжения Forbes оценил стартап в $10 млн.

Выручка украинского юрлица сервиса за 2020 год – 23,4 млн грн, свидетельствуют данные YouControl. В 2022 году он сократился до 16,3 млн грн.

О том, кто основал и владеет малопубличной компанией, – в детальном разборе Forbes.

Что не так с Helsi и насколько это массовая проблема

«Да, то, что происходит сейчас, мне как CEO известно», – говорит руководитель Helsi Евгений Донец. Версию взлома руководство сервиса отвергает, уверяя, что персональные данные пациентов не были скомпроментированы. «Система предполагает внесение данных только врачами, возможности вмешательства в работу системы третьими лицами не существует, поскольку все действия в системе фиксируются», – утверждает член наблюдательного совета Helsi Дмитрий Шимкив. На вопрос, знал ли «Киевстар» об этой проблеме и существовала ли она при покупке Helsi, Шимкив не ответил.

Виртуальные записи – дело рук не хакеров, а медиков, имеющих исключительное право вносить данные в систему. В случае Макогон оказалось, что визит в системе зарегистрировал не семейный врач, а врач вторичного звена. «Кроме собственно консультации, мне еще назначили обследование гинеколога и рентген», – написала она в обновлении до поста.

По состоянию на 11 мая в Helsi зарегистрировано 25,2 млн украинцев и 33 500 активных врачей, сообщила пресс-служба компании. Helsi зарабатывает на плате за подписку от больниц, для пациентов сервис бесплатный. Количество аккаунтов с фейковыми записями в Helsi не уточняется. Из 10 пользователей, с которыми пообщался Forbes, только двое обнаружили в личном кабинете визиты, о которых даже не догадывались.

Однако проблема, по-видимому, существует годами. В распоряжении Forbes есть скриншоты с фейковыми записями по меньшей мере за 2021-й и 2022-й годы. Почему о ней стало известно только сейчас?

Большинство украинцев редко заходят в личный кабинет Helsi – за последний месяц в системе зарегистрировано 2 млн уникальных визитов. Но посты в соцсетях повлекли за собой «эффект лавины», и многие начали проверять свои учетные записи.

«Я очень давно не заходила в это приложение, вот обновила его, вошла и удивилась», – говорит пользователь Анастасия, которая проверяла данные в Helsi по просьбе Forbes. Она обнаружила записи о визитах к терапевту и фтизиатру, которых никогда не совершала. «Я обнаружила одну запись и два направления на процедуры, муж в своем кабинете увидел несколько визитов и направлений на дополнительные обследования», – рассказала Forbes Макогон.

В медицинском сервисе Helsi врачи годами создавали фейковые посещения пациентов. Поэтому государство могло терять средства. Как эту проблему будут решать Минздрав и медстартап /Фото 1

Как Helsi собирается решать проблему с фейковыми записями

Какой смысл врачам делать записи о приемах, которых не было? С апреля 2018 года в Украине стартовала медреформа, ее главный принцип – «деньги идут за пациентом». То есть украинцы самостоятельно выбирают врача и медучреждение, где хотят лечиться. Больше пациентов и процедур – больше государственного финансирования.

Оплачивает медицинское обслуживание Национальная служба здоровья по специальной программе медицинских гарантий. Ее бюджет на 2023 год – более 142 млрд грн. Один из самых дорогих пакетов – лечение недоношенных младенцев в перинатальных центрах. За это больница получит 162 000 грн. Тариф за комплексные медицинские услуги матери и ребенку – 20 000 грн.

Министерство здравоохранения тоже знает о фейковых посещениях в Helsi. «Мы обнаруживаем пациентов, которых приходило в тысячи раз больше чем обращений, и начинаем реагировать достаточно серьезно», – говорил на встрече с журналистами глава Минздрава Виктор Ляшко.

Пока вычислить, сколько и как долго государство заплатило за лечение, которого никогда не было, сложно. Постановление Минздрава, разрешающее мониторить НСЗУ, принято только недавно, говорит Ляшко. Все посещения, по его словам, будут попадать в специальную базу. Если на одного пациента будет приходиться аномально много процедур, это будет сигналом для расследования. Когда заработает система, министр не уточняет.

«На вас списали государственные средства, что тоже преступление», – возмущается Макогон. Не меньшая проблема – некорректные медицинские записи о прививках, пройденном лечении и т.д.

«Компания активно сотрудничает с Минздравом, правоохранительными органами и пациентами», – кратко комментирует Шимкив. Донец советует пользователям обращаться в службу поддержки Helsi, но исправить фейковые записи все равно может только больница, где они были сделаны. «В дальнейшем Helsi думает над тем, чтобы пациент мог обозначить визит как несостоявшийся», – говорит он.

В подготовке этого материала участвовал репортер Forbes Александр Шарипов

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине