Основатели компании Re-Leaf Валентин Фречка (справа) и Андрей Варцаба. /Александр Чекменев
Категория
Инновации
Дата

Валентин Фречка научился делать бумагу из опавших листьев. Как изобретатель пытается сделать из этого бизнес

5 хв читання

Основатели компании Re-Leaf Валентин Фречка (справа) и Андрей Варцаба. Фото Александр Чекменев

Бизнес ищет альтернативу пластиковой упаковке и у Re-Leaf Paper есть, что ему предложить. Но против стартапа играет время

«Спасти Землю – дорого», – повторяет студент-биотехнолог Киевского университета им. Т. Шевченко Валентин Фречка, 20. В 17 лет он придумал, как делать бумагу из опавших листьев, а не из древесины. Первой лабораторией стала кухня родного дома в селе Сокирница на Закарпатье, где пришлось использовать духовку вместо сушилки.

За три года Фречка – герой списка Forbes «30 до 30» – довел технологию до ума и научился производить бумагу тоннами. В мае 2021 года бренд Re-Leaf запустил продажи – 1,5 тонны пакетов из его бумаги разлетелись за две недели. Потенциальные заказчики выстраиваются в очередь, а сырье валяется под ногами. Что может пойти не так?

Стартап на аутсорсе

На родительской кухне Фречка не задержался. Летом 2018-го он со своим проектом выиграл «золото» на международной «Олимпиаде гениев» в США. Эта новость попалась на глаза заместителю директора Житомирского картонного комбината Сергею Рудковскому. Тот пригласил Фречку продолжить эксперименты на настоящем производстве.

«Проект рождался у меня на предприятии», – говорит Рудковский. Вскоре после этого он уволился с комбината и запустил компанию по производству упаковки из переработанной макулатуры SEMecopack. Экспериментируют и с альтернативным сырьем – кофейным жмыхом и газонной травой. 

Попав в Житомир, Фречка понял, что из школьного проекта можно сделать бизнес. Оставалось обеспечить поставки сырья и его переработку. Стартапу годятся любые листья. Их нужно измельчить, обработать паром и химикатами – на выходе получится волокно, из которого можно делать бумагу. 

Что для Re-Leaf – ценный ресурс, для городских властей – источник головной боли. Только в столице каждую осень собирают около 120 000 т листьев, оценивает КГГА. Фречка вышел на связь с чиновниками, чтобы организовать поставки. Первым откликнулось руководство Соломенского района Киева. Потом посыпались предложения забрать листву из Житомира, Ужгорода, Харькова, Одессы. Желающим пришлось отказывать – к таким объемам стартап не был готов.

Александр Чекменев

Андрей Варцаба, сооснователь компании Re-Leaf. Фото Александр Чекменев

На одну тонну бумаги уходит 2,3 тонны листьев. Волокно добывают на Житомирском комбинате и смешивают напополам с макулатурой. В бумагу смесь перерабатывают либо на Моквинской бумажной фабрике под Ровно, либо на Цюрюпинской в Херсонской области. Затем готовые рулоны везут в Харьков – там из бумаги делают пакеты.

До конца 2021 года стартап планирует нарастить производство с нынешних 1,5–2 т в месяц до 10 т или около 400 000 единиц. Следующая цель глобальнее – выйти на выпуск от 2500 т до 14 000 т продукции в год. Что для этого нужно? Не возить полуфабрикаты через пол-Украины, а построить собственную фабрику.

Материалы по теме

Венчур против грантов

Хочешь строить – найди деньги. О мире инвестиций вчерашний школьник Фречка не знал ничего. На старте в дело шли донаты, призовые от участия в конкурсах и сбережения. Когда внезапно пришло предложение об инвестициях из Казахстана, Фречка растерялся. «Искал людей, которые помогли бы разобраться с теми бумагами», – рассказывает он. Так осенью 2019-го познакомился с будущим бизнес-партнером Андреем Варцабой, 56.

Варцаба – физик по образованию, построил карьеру, работая с грантовыми проектами. В конце 90-х на деньги от Еврокомиссии он организовывал в Ужгороде бизнес-инкубатор. Позже четыре года руководил управлением по трансграничному сотрудничеству и евроинтеграции в Закарпатской ОГА.

«Я по жизни занимаюсь тем, что поддерживаю, консультирую малый и средний бизнес», – говорит о себе Варцаба. От казахских инвестиций Фречку он отговорил, взамен предложил развивать проект вдвоем. Совместную компанию зарегистрировали в 2020-м, доли поделили пополам. Судя по открытой отчетности, прибыли она пока не имеет.

В общей сложности в развитие Re-Leaf вложили около $100 000, подсчитывают партнеры. На фабрику нужно в разы больше. Для небольшого тестового производства около $600 000, полномасштабное потянет на $4 млн. Где их взять?

Александр Чекменев

Валентин Фречка, сооснователь компании Re-Leaf. Фото Александр Чекменев

Импакт-инвестиции или гранты, отвечает Варцаба. С венчурным капиталом у Re-Leaf не срослось. В 2020-м стартап с третьей попытки выиграл посевные $25 000 от Украинского фонда стартапов (УФС), но денег так и не взял. «У них условия по договору очень кабальные», – говорит Варцаба. Его возмущает требование предоставить доступ ко всей информации о продукте и технологии. Менять контракт фонд отказался. «Есть политики и процедуры, которые обязательны для исполнения всем, – говорит глава УФС Павел Карташов. – Их либо принимают, либо нет».

С грантами было привычнее. В начале 2021-го Re-Leaf получил €350 000 от Всемирного фонда Дикой природы (WWF). Деньги будут поступать несколькими траншами. Их хватит, чтобы развиваться и ждать, пока появится крупный инвестор.

Отложенные возможности

Re-Leaf родился в удачное время. Евросоюз планомерно запрещает одноразовый пластик, упаковку и пакеты. Заменить их на 100% перерабатываемые материалы планируют до 2030 года. Украинский парламент летом 2021-го постановил вывести из обращения пластиковые пакеты – тонкие, сверхтонкие и оксоразлагаемые – в супермаркетах и общепите до января 2023 года.

Некоторые ритейлеры играют на опережение. Сеть АТБ распространяет в своих магазинах биоразлагаемые пакеты с 2019 года. «Ашан» объявил, что заменит на кассах обычные пакеты на аналоги из переработанного пластика летом 2021-го. О полном отказе от одноразовых пакетов заявил Jusk – предлагает сумки из переработанных материалов. 

Себестоимость бумаги из листьев – $560–600 за тонну. Пакеты из нее на сайте Re-Leaf продают по 9–10 грн за штуку. Это дороже, чем обычные бумажные сумки, – на маркетплейсе Prom.ua их стоимость начинается от 300–400 грн за сотню штук. 

«Маржинальность – 45%», – уточняет Фречка. На рынке пластиковых пакетов цифры скромнее – чуть больше 20%, оценивает руководитель компании UKRPAK Антон Богомаз. К запрету его основной продукции харьковский производитель готовился заблаговременно – разработал линейку биоразлагаемых пакетов из кукурузного крахмала. Объемы пока небольшие – до 20–30 т в месяц, подсчитывает Богомаз. Когда закон заработает на полную, их планируют увеличить в несколько раз. Кроме листьев и крохмала, в Украине также можно купить сумки из хлопка, льна, агроволокна, сахарного тростника, бумаги с добавлением латекса.

О прибыльности Re-Leaf речь не идет – продажи идут в основном небольшими партиями через сайт. Сеть гипермаркетов METRO готова была закупать его пакеты для всех своих магазинов в 18 городах Украины. Такая партия стартапу оказалась не по зубам. Запросы были от «Сільпо», «Good Wine», сети ресторанов «Евразия». Отказывать пришлось и зарубежным покупателям.

«Мы поддерживаем связь с компанией и ждем их полного запуска», – говорит руководитель отдела собственных торговых марок METRO Катерина Дубровина. Фречка рассчитывает, что когда найдутся деньги, на создание производства уйдет не меньше года.

Есть ли это время? «Конкуренты Re-Leaf – каждое бумажное предприятие», – говорит Рудковский. Патентом технологию не защитить. Тому, кто захочет ее повторить, достаточно лишь слегка изменить состав бумаги, поясняет он.

Пока план Фречки – наращивать производство на аутсорсе и получить сертификацию в ЕС. «Цена на экспорт будет на 15% больше, чем для Украины», – подсчитывает он. В приоритете – Норвегия, Финляндия и Дания. «Делай то, что можешь, с тем, что имеешь, там, где есть», – озвучивает принцип Re-Leaf Фречка. А масштаб приложится.

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд