Основатели компании Re-Leaf Валентин Фречка (справа) и Андрей Варцаба. /Александр Чекменев
Категория
Инновации
Дата

Валентин Фречка научился делать бумагу из опавших листьев. Как изобретатель пытается сделать из этого бизнес

5 хв читання

Основатели компании Re-Leaf Валентин Фречка (справа) и Андрей Варцаба. Фото Александр Чекменев

Бизнес ищет альтернативу пластиковой упаковке и у Re-Leaf Paper есть, что ему предложить. Но против стартапа играет время

Як створити продукт, який полюблять клієнти? Отримайте цінні поради від співвласника monobank™ – Олега Гороховського. Купуйте квиток на Форум підприємців, який відбудеться 27 червня.

«Спасти Землю – дорого», – повторяет студент-биотехнолог Киевского университета им. Т. Шевченко Валентин Фречка, 20. В 17 лет он придумал, как делать бумагу из опавших листьев, а не из древесины. Первой лабораторией стала кухня родного дома в селе Сокирница на Закарпатье, где пришлось использовать духовку вместо сушилки.

За три года Фречка – герой списка Forbes «30 до 30» – довел технологию до ума и научился производить бумагу тоннами. В мае 2021 года бренд Re-Leaf запустил продажи – 1,5 тонны пакетов из его бумаги разлетелись за две недели. Потенциальные заказчики выстраиваются в очередь, а сырье валяется под ногами. Что может пойти не так?

Стартап на аутсорсе

На родительской кухне Фречка не задержался. Летом 2018-го он со своим проектом выиграл «золото» на международной «Олимпиаде гениев» в США. Эта новость попалась на глаза заместителю директора Житомирского картонного комбината Сергею Рудковскому. Тот пригласил Фречку продолжить эксперименты на настоящем производстве.

«Проект рождался у меня на предприятии», – говорит Рудковский. Вскоре после этого он уволился с комбината и запустил компанию по производству упаковки из переработанной макулатуры SEMecopack. Экспериментируют и с альтернативным сырьем – кофейным жмыхом и газонной травой. 

Попав в Житомир, Фречка понял, что из школьного проекта можно сделать бизнес. Оставалось обеспечить поставки сырья и его переработку. Стартапу годятся любые листья. Их нужно измельчить, обработать паром и химикатами – на выходе получится волокно, из которого можно делать бумагу. 

Что для Re-Leaf – ценный ресурс, для городских властей – источник головной боли. Только в столице каждую осень собирают около 120 000 т листьев, оценивает КГГА. Фречка вышел на связь с чиновниками, чтобы организовать поставки. Первым откликнулось руководство Соломенского района Киева. Потом посыпались предложения забрать листву из Житомира, Ужгорода, Харькова, Одессы. Желающим пришлось отказывать – к таким объемам стартап не был готов.

Александр Чекменев

Андрей Варцаба, сооснователь компании Re-Leaf. Фото Александр Чекменев

На одну тонну бумаги уходит 2,3 тонны листьев. Волокно добывают на Житомирском комбинате и смешивают напополам с макулатурой. В бумагу смесь перерабатывают либо на Моквинской бумажной фабрике под Ровно, либо на Цюрюпинской в Херсонской области. Затем готовые рулоны везут в Харьков – там из бумаги делают пакеты.

До конца 2021 года стартап планирует нарастить производство с нынешних 1,5–2 т в месяц до 10 т или около 400 000 единиц. Следующая цель глобальнее – выйти на выпуск от 2500 т до 14 000 т продукции в год. Что для этого нужно? Не возить полуфабрикаты через пол-Украины, а построить собственную фабрику.

Материалы по теме

Венчур против грантов

Хочешь строить – найди деньги. О мире инвестиций вчерашний школьник Фречка не знал ничего. На старте в дело шли донаты, призовые от участия в конкурсах и сбережения. Когда внезапно пришло предложение об инвестициях из Казахстана, Фречка растерялся. «Искал людей, которые помогли бы разобраться с теми бумагами», – рассказывает он. Так осенью 2019-го познакомился с будущим бизнес-партнером Андреем Варцабой, 56.

Варцаба – физик по образованию, построил карьеру, работая с грантовыми проектами. В конце 90-х на деньги от Еврокомиссии он организовывал в Ужгороде бизнес-инкубатор. Позже четыре года руководил управлением по трансграничному сотрудничеству и евроинтеграции в Закарпатской ОГА.

«Я по жизни занимаюсь тем, что поддерживаю, консультирую малый и средний бизнес», – говорит о себе Варцаба. От казахских инвестиций Фречку он отговорил, взамен предложил развивать проект вдвоем. Совместную компанию зарегистрировали в 2020-м, доли поделили пополам. Судя по открытой отчетности, прибыли она пока не имеет.

В общей сложности в развитие Re-Leaf вложили около $100 000, подсчитывают партнеры. На фабрику нужно в разы больше. Для небольшого тестового производства около $600 000, полномасштабное потянет на $4 млн. Где их взять?

Александр Чекменев

Валентин Фречка, сооснователь компании Re-Leaf. Фото Александр Чекменев

Импакт-инвестиции или гранты, отвечает Варцаба. С венчурным капиталом у Re-Leaf не срослось. В 2020-м стартап с третьей попытки выиграл посевные $25 000 от Украинского фонда стартапов (УФС), но денег так и не взял. «У них условия по договору очень кабальные», – говорит Варцаба. Его возмущает требование предоставить доступ ко всей информации о продукте и технологии. Менять контракт фонд отказался. «Есть политики и процедуры, которые обязательны для исполнения всем, – говорит глава УФС Павел Карташов. – Их либо принимают, либо нет».

С грантами было привычнее. В начале 2021-го Re-Leaf получил €350 000 от Всемирного фонда Дикой природы (WWF). Деньги будут поступать несколькими траншами. Их хватит, чтобы развиваться и ждать, пока появится крупный инвестор.

Отложенные возможности

Re-Leaf родился в удачное время. Евросоюз планомерно запрещает одноразовый пластик, упаковку и пакеты. Заменить их на 100% перерабатываемые материалы планируют до 2030 года. Украинский парламент летом 2021-го постановил вывести из обращения пластиковые пакеты – тонкие, сверхтонкие и оксоразлагаемые – в супермаркетах и общепите до января 2023 года.

Некоторые ритейлеры играют на опережение. Сеть АТБ распространяет в своих магазинах биоразлагаемые пакеты с 2019 года. «Ашан» объявил, что заменит на кассах обычные пакеты на аналоги из переработанного пластика летом 2021-го. О полном отказе от одноразовых пакетов заявил Jusk – предлагает сумки из переработанных материалов. 

Себестоимость бумаги из листьев – $560–600 за тонну. Пакеты из нее на сайте Re-Leaf продают по 9–10 грн за штуку. Это дороже, чем обычные бумажные сумки, – на маркетплейсе Prom.ua их стоимость начинается от 300–400 грн за сотню штук. 

«Маржинальность – 45%», – уточняет Фречка. На рынке пластиковых пакетов цифры скромнее – чуть больше 20%, оценивает руководитель компании UKRPAK Антон Богомаз. К запрету его основной продукции харьковский производитель готовился заблаговременно – разработал линейку биоразлагаемых пакетов из кукурузного крахмала. Объемы пока небольшие – до 20–30 т в месяц, подсчитывает Богомаз. Когда закон заработает на полную, их планируют увеличить в несколько раз. Кроме листьев и крохмала, в Украине также можно купить сумки из хлопка, льна, агроволокна, сахарного тростника, бумаги с добавлением латекса.

О прибыльности Re-Leaf речь не идет – продажи идут в основном небольшими партиями через сайт. Сеть гипермаркетов METRO готова была закупать его пакеты для всех своих магазинов в 18 городах Украины. Такая партия стартапу оказалась не по зубам. Запросы были от «Сільпо», «Good Wine», сети ресторанов «Евразия». Отказывать пришлось и зарубежным покупателям.

«Мы поддерживаем связь с компанией и ждем их полного запуска», – говорит руководитель отдела собственных торговых марок METRO Катерина Дубровина. Фречка рассчитывает, что когда найдутся деньги, на создание производства уйдет не меньше года.

Есть ли это время? «Конкуренты Re-Leaf – каждое бумажное предприятие», – говорит Рудковский. Патентом технологию не защитить. Тому, кто захочет ее повторить, достаточно лишь слегка изменить состав бумаги, поясняет он.

Пока план Фречки – наращивать производство на аутсорсе и получить сертификацию в ЕС. «Цена на экспорт будет на 15% больше, чем для Украины», – подсчитывает он. В приоритете – Норвегия, Финляндия и Дания. «Делай то, что можешь, с тем, что имеешь, там, где есть», – озвучивает принцип Re-Leaf Фречка. А масштаб приложится.

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Передзамовлення нового номеру Forbes Ukraine. Купуйте зараз за 209 грн замість 279 грн

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине