Вообразите, что 20 лет назад кто‑то вам заявил, что будет конкурировать в ракетной отрасли с Россией, Францией, Boeing, Lockheed. Что бы вы сказали? Очевидно, что надо немедленно позвать психиатра.
С тех пор на планете возникло более 120 000 стартапов. Лучшие игроки в этой гипердинамичной области уважают конкурентов‑гигантов, но не боятся их. Почему? Потому что они развили интереснейшую модель конкуренции и создания стоимости – модель асимметричного действия.
Асимметричная компания:
1.Отлично конкурирует.
2. Использует все возможные рычаги, превращая очень ограниченные ресурсы в неожиданно высокие результаты.
Они – владеющие искусством «Как создавать максимальный удар».
1. Асимметричный игрок всегда в поисках самых масштабных проблем. Выбор проблемы у Илона Маска – «берем курс на Марс». Очевидно, эта формулировка влечет за собой тысячу нужных шагов. На данный момент многие из них уже сделаны. Осталось еще несколько сотен. Однако само озвучивание этого вызова – как мощный магнит для лучших талантов.
2. Каждый асимметричный конкурент понимает: неудачи – кратчайший путь к победе. Никто не овладел этим рычагом в такой мере, как Маск. Зайдите на YouTube и там увидите все его катастрофы. У SpaceX это не просто катастрофы, это катастрофы, которые видят все. Обычного человека эти поражения просто раздавили бы. Для Маска это кислород. Это указания на то, что нужно улучшить, чтобы ускорить движение вперед.
3. Скорость является одной из первых заповедей асимметричных игроков. Маск подает нам поразительный пример. Компания Arianespace закончила разработку ракеты Ariane 5 через 11 лет. SpaceX завершила разработку ракеты Falcon 9 за четыре года. Это только один пример. Присмотритесь ближе к каждому аспекту работы в SpaceX. Быстрое действие – это основной закон жизни, заметный в любом уголке компании.
4. Десятикратная бережливость Разработка Ariane 5 обошлась в €7 млрд, Falcon 9 – в $400 млн. Асимметричные игроки – искатели радикальной бережливости. Их лозунг – «экономь в 10 раз, а то и больше».
Главная цель SpaceX – снизить стоимость запуска в 10 раз. И это буквально. В отрасли стоимость запуска коммерческой ракеты – $110 млн, в SpaceX – $62 млн. И цена постоянно уменьшается. Почему? Среди прочего потому, что SpaceX совершенствует систему «повторного использования» ракеты или главных ее составляющих. Эта концепция была немыслима еще 15 лет назад. Сегодня это действительность. Более того – улучшение заметно из месяца в месяц.
Какова цель Маска? Снизить стоимость запуска до $10–15 млн. И он уже на полпути. Результаты говорят сами за себя. На рынке коммерческих запусков в 2012 году Россия и Европа имели 82% доли рынка; SpaceX – 0%. В 2018 году доля SpaceX была 65%. И она постоянно растет.
5. Доступ Асимметричные игроки знают: как бы гениальны они ни были, их способности – малый процент того, что нужно, чтобы удовлетворить клиента и победить. Поэтому они постоянно ищут доступ к чужим активам и лучшим союзникам. Кто союзники SpaceX? NASA, Министерство обороны, сателлит‑копании и другие. Но, возможно, самый важный союзник – это братская компания Tesla. Почему? Отметим, каковы их общие вызовы и знания:
- батарейная техника;
- новые материалы;
- новые способы производства;
- алгоритмы.
Обмен знаниями создает мощное преимущество для обоих союзников.
6. Алгоритмы Введение компьютеров позволило компаниям радикально поднять производительность труда. Сейчас эту роль играют алгоритмы. Они – «атомная бомба» производительности, качества, скорости, точности. В SpaceX вы найдете алгоритмы повсюду: на ракете, в контрольной команде, в производственных процессах. Алгоритмы – не приложение к процессу, они сама суть всех процессов и товара компании.
7. Топ 1% талантов Каждый асимметричный конкурент скажет вам откровенно: самый большой наш вызов – это привлечь и удержать лучших. Маск этот рычаг использовал, как никто другой. Лучшие инженеры хотят работать в SpaceX. Но это только первый шаг. Маск разработал для них особую диету: целую серию невозможных проблем. А к ней добавил пряности – невозможные дедлайны. Результат? Инженеры SpaceX никогда за свою карьеру не были так счастливы, как теперь
Маск научился у своего наставника Стива Джобса искусству, как завоевать внимание и его удержать
8. Рассказ Какова суть компании? Попробуйте описать это одним предложением. Даже лучше: фразой, которую поймут все и которую легко можно передать другим – из уст в уста. Например: «Берем курс на Марс». Маск научился у своего наставника Стива Джобса искусству, как завоевать внимание и его удержать. Это видим мы все. Труднее увидеть, что за кулисами. Когда внимание мира было сосредоточено на ракетном деле, Маск параллельно работал над сателлитным бизнесом. Как мастер привлечения внимания, он понимает, что всегда нужно готовить позитивную неожиданность для аудитории.
Теперь оказывается, что вскоре у SpaceX будет несколько тысяч низкоорбитальных сателлитов, они будут поставлять интернет в каждый уголок земного шара. В прошлом году ракетный бизнес принес SpaceX $2 млрд оборота. Касательно сателлит‑систем специалисты рассчитывают, что потенциальные доходы будут в 10 или 20 раз больше. Это не просто неожиданность. Это мощный денежный поток, который сможет финансировать даже более амбициозные проекты, находящиеся сегодня в воображении Илона Маска.
Если взглянуть на экономические успехи (еще и в ускоренном времени) таких асимметричных компаний, как SpaceX, Alibaba, Netflix, Tencent, Amazon, Didi Chuxing, WhatsApp и других, можно ощутить силу асимметричного подхода к созданию новой стоимости. Можно разглядеть возможность для малых команд, как одолевать великанов.
Опубликовано в третьем номере журнала Forbes (сентябрь 2020)
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.