Фото ETHAN PINES FOR FORBES
Категория
Инновации
Дата

Золотой мусор. Как консультант McKinsey превратил мусоропереработку в прибыльный бизнес и привлек инвестиции Билла Гейтса

3 хв читання

Фото ETHAN PINES FOR FORBES

Мусор – ценный актив, за который стоит побороться, считает гендиректор Republic Services Джон Вандер Арк. Его компания собирает и перерабатывает тысячи тонн мусора в день, а холдинг Билла Гейтса ежегодно зарабатывает на этом по $200 млн. 

Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?

Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!

Почти три сотни грузовиков ежедневно привозят на свалку Apex к северу от Лас-Вегаса 8000 т мусора. Машины съезжают с автострады, а затем поднимаются по извилистой грунтовой дороге к так называемой подготовительной зоне площадью больше гектара. Там огромные бульдозеры измельчают и уплотняют мусор шипованными металлическими катками. В некоторых местах его слой уходит на глубину 150 м, но места еще хватит, чтобы веками закапывать отходы «Города грехов». Владелец свалки, мусорный гигант Republic Services, заключил эксклюзивный 15-летний контракт на вывоз мусора и сбор вторсырья в Лас-Вегасе и его окрестностях.

«Мы предпочитаем называть это не контрактом, а франшизой», – рассказывает Джон Вандер Арк, 47, который в обмен на эксклюзивность отчисляет Лас-Вегасу 5% выручки по контракту (она достигает $250 млн в год).

Republic ежедневно перевозит 28 т пищевых отходов из лас-вегасских отелей и казино на ферму рядом со свалкой. Там их превращают в желто-коричневую массу, которой откармливают 3500 свиней. Остальная органика со временем перегнивает и выделяет метан. Republic его собирает и выгодно продает промышленным предприятиям. А одна из горнодобывающих компаний платит Republic за измельченную горную породу, которую 150 грузовиков ежедневно вывозят с полигона, чтобы освободить место для новых партий мусора. Щебень смешивают с цементом и мостят им тротуары Лас-Вегаса. Еще Republic строит новый региональный центр переработки пластика, который будет зарабатывать на желании производителей продовольствия платить больше за высококачественный переработанный пластик, чем за первичный.

Republic управляет 198 свалками, 71 центром переработки отходов и маршрутами сбора мусора в 41 штате. После спада в 2020-м из-за пандемии объемы сбора восстановились. Компания нарастила чистую прибыль на 17%, до $1,3 млрд, при выручке $11,3 млрд. Акции Republic торгуются по $131 за штуку – всего на 10% дешевле максимального уровня 2021-го. Индекс S&P 500 за это время упал на 18%.

В чем секрет Вандер Арка? Он полностью осознал, что в его бизнесе мусор – это очень дорогой актив. «Мусор стоит куда дороже, чем мы могли когда-либо представить!» – ликует он. Во всяком случае, дороже, чем думало большинство людей. Сам Вандер Арк понял это еще в 2009-м, когда он, молодой консультант McKinsey с гарвардским дипломом, начал работать с Republic. «Пандемия показала: мы можем повлиять только на цену. Мы не контролируем объем и не создаем спрос», – говорит Вандер Арк.

«Я всегда скептически относился к консультантам McKinsey, – говорит Майкл Хоффман, гендиректор инвесткомпании Stifel Investments, которая следит за Republic с 2008-го. – Но Джон понял то, чего не смогли понять остальные. Отрасль никогда не рассматривала мусор как дефицитный дорогой актив. Никто не боролся за новые маршруты его сбора».

С самого начала Вандер Арк убедил тогдашнего гендиректора Republic Дона Слейгера повысить независимым компаниям по вывозу мусора тариф на его захоронение на полигонах компании. Раньше, если мусоросборщик хотел увеличить объем вывоза на свалку на несколько тонн, с него почти ничего не брали сверх того, что он уже платил. Но открывать новые полигоны дорого. По сути, Republic работала в ущерб будущей прибыли.

Вандер Арк настаивал на том, что Republic должна резко взвинтить тарифы. Операторы, которые не могли платить, ушли. Платежеспособные стали мишенью Republic для поглощений. По словам Хоффмана, только в 2019-м один из конкурентов – хьюстонская Waste Management (выручка в 2021 году $18 млрд) – догнала Republic по уровню тарифов.

И Waste Management, номер один на американском рынке мусоропереработки, и Republic (на втором месте) – детища миллиардера Уэйна Хьюзенги, умершего в 2018-м. Он начинал простым работником на мусоровозе, а через годы поглотил сотни конкурентов. В 1971-м Хьюзенги вывел Waste Management на биржу, в 1984-м ушел из компании и создал еще две фирмы того же профиля – Blockbuster Video и AutoNation. В 1999-м из AutoNation была выделена Republic.

Когда спустя 10 лет на сцене появился Вандер Арк, Republic еще так не называлась. Она работала под десятками названий (от Duncan Disposal до Trash Taxi), а обслуживание грузовиков и работа автопарка не были стандартизированы. «Не нужно чинить грузовик 165 разными способами – для одной ремонтной операции должен быть один способ. Время безотказной работы – это прибыль. Нужно иметь автопарк, который работает», – говорит Вандер Арк, который оправляет механиков самолетами в командировки по всей стране, чтобы те чинили мусоровозы.

Подход Вандер Арка к развитию бизнеса хорошо иллюстрирует недавнее поглощение компании U.S. Ecology за $2,2 млрд. У нее самая крупная доля на рынке утилизации опасных веществ (36%) и пять полигонов для захоронения химических, медицинских и слаборадиоактивных ядерных отходов. Republic без колебаний заплатила 70% премию к цене акций за компанию с более низкой операционной рентабельностью, чем у нее самой. Причина проста: объемы опасных отходов растут быстрее, чем обычного мусора, а открыть новые предприятия по их утилизации практически невозможно. Значит, Republic сможет повышать цены и наращивать маржу.

Несмотря на крупное приобретение, Republic прилежно выплачивает дивиденды. Ее крупнейший акционер Cascade Investments (личная холдинговая компания основателя Microsoft Билла Гейтса) получает за свою долю в 34% – свыше $200 млн в год. Хоффман считает, что Republic для Гейтса – хорошее вложение. «Переработка мусора – капиталоемкий бизнес, – говорит он. – Конечно, он не растет на 20% в год, как софтверная отрасль. Но у крупных игроков он очень стабилен и устойчив к инфляции».

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд