Не SWIFT'ом единым. Какие санкции против России самые болезненные? Рейтинг Forbes /Фото Getty Images/Shutterstock
Категория
Картина дня
Дата

Не SWIFT'ом единым. Какие санкции против России самые болезненные? Рейтинг Forbes

Getty Images/Shutterstock

Осуждая войну, санкции против РФ ввели десятки стран, десятки международных организаций и сотни компаний. Какие из них больше всего ударят по экономике России?

Forbes опросил мнение ведущих экономистов и сформировал консенсус-оценку топ-10 самых действенных санкций.

Самые болезненные санкции. 1–5 место.

1. Замораживание активов Центробанка РФ.

Евросоюз ввел ряд экономических санкций, среди которых запрет на внедрение всех активов и резервов Центрального банка России. Похожие санкции ввели и США, Канада, Великобритания и Япония.

Россия потеряла доступ к 70–75% золотовалютных резервов – все, что хранилось в активах, номинированных в долларах, евро, фунтах, йенах и другой валюте, которые в начале войны составляли почти $650 млрд.

В золоте Россия держала около $130 млрд резервов, но продать эти активы будет сложно, сказал на YouTube бывший главный экономист ЕБРР Сергей Гуриев. Никто из финучреждений не захочет покупать это золото, потому что это создает для них риск попасть под санкции американского Минфина.

Так Центробанк потерял львиную долю резервов, которые мог бы использовать для поддержания курса рубля. С момента нападения на Украину рубль официально обесценился на 42% до 116 рублей за доллар, на рынке Forex за один доллар дают почти 140 рублей.

2. Эмбарго на покупку в России нефти и газа.

Президент США Джо Байден 8 марта объявил об эмбарго на поставку энергоресурсов из РФ. По словам Байдена, США отказываются от российских нефти и газа, чтобы не финансировать «путинскую машину войны». Российскую нефть больше не будут принимать в портах США.

В 2021 году доля российской нефти в импорте США была около 3%, а с учетом нефтепродуктов, преимущественно мазута, – около 8%.

Также полностью избавиться от российской нефти планирует Великобритания, потребляющая 146 000 баррелей российских нефтепродуктов в сутки. Для сравнения: в 2021 году США в сутки потребляли 199 000 баррелей сырой нефти.

Европа пока не смогла присоединиться к эмбарго из-за значительной зависимости от российских энергоресурсов.

3. Бойкот со стороны лидеров мирового рынка морских контейнерных перевозок (Maersk, MSC и CMA CGM, Hapag-Lloyd, Osean Network Express, Yang Ming).

Группа судоходных компаний Maersk временно прекратила все контейнерные перевозки в Россию и из России. Приостановка не касается только перевозки пищевых продуктов, медицинских и гуманитарных товаров. Maersk владеет 31% российского портового оператора Global Ports, управляющего шестью терминалами в России и двумя в Финляндии.

К бойкоту присоединились и другие судоходные компании. В общей сложности, пять из шести крупнейших судоходных компаний мира перестали принимать заявки на перевозку контейнеров в Россию и из России. Это включает в себя Maersk, MSC, CMA CGM, Hapag-Lloyd и Ocean Network Express.

Шестая крупнейшая компания, китайская COSCO, продолжает работать с Россией.

4. Авиационные санкции – закрытие воздушного пространства и выход Boeing, Airbus.

38 стран, включая США, Канаду и Евросоюз, закрыли свое воздушное пространство для российских самолетов. ЕС также обязал лизингодателей вернуть самолеты, предоставленные российским компаниям.

Один из двух крупнейших мировых производителей самолетов – Boeing – приостановил поставку запчастей, техническое обслуживание и техническую поддержку для российских авиакомпаний, а также прекратил работу своего московского учебного центра.

Аналогичное решение принял и второй крупнейший мировой производитель самолетов – Airbus. Фирма приостановила техподдержку российских авиакомпаний и поставку запчастей, а также работу своей инженерной площадки в России.

Это может привести к сокрушительным последствиям в гражданской авиации, до 75% самолетов русского флота построены европейскими, американскими и канадскими компаниями. В лизинге европейских компаний находится около 515 современных гражданских самолетов (это две трети всех самолетов).

«Российские авиакомпании просто до конца месяца перестанут летать, – говорит Андрей Гук, партнер юридической фирмы «Анте», специализирующейся на авиации. – Без международных рейсов выжить будет невозможно. Это потянет ко дну и инфраструктуру, которую не смогут удерживать. Будет потеря многих рабочих мест узкоспециализированного персонала».

5. Отключение от SWIFT семи русских банков.

Евросоюз, США, Великобритания и Канада отключили некоторые российские банки от SWIFT (не самый жесткий вариант).

Через SWIFT ежедневно отправляют более $330 млрд. Отключение ограничивает доступ РФ к финансовым рынкам по всему миру. Российские компании столкнутся с трудностями при экспорте и импорте товаров, получении кредитов и инвестировании за рубежом.

«Эффект от этого ограничения – фактически временная изоляция России от финансового мира», – говорит Александр Паращий, руководитель аналитического департамента IK Concorde Capital. По его оценке, если РФ сможет быстро построить свою альтернативную систему, потери составят 1–3% ВВП. Если работа этой системы будет усложнена, затраты будут более существенными.

Глобальный трафик SWIFT в 2020 году, по данным «РосСвифт», превысил 9 млрд сообщений, из которых 143 млн отправлено российскими пользователями. РФ занимает в мировом трафике 13 место. Наибольший вес занимают платежи – 87,4%, и по этому показателю Россия занимает шестое место в мире.

6–10 место

6. Конфискация зарубежных активов, принадлежащих России и российским олигархам, которые считаются связанными с российскими властями.

7. Бойкот со стороны производителей компьютеров и комплектующих к ним (Apple, AMD, Dell, HP, Intel, Lenovo).

8. Прекращение работы платежных систем (VISA, MasterCard, PayPal, Apple Pay, Google Pay).

9. Бойкот со стороны мировых лидеров авторынка (Volkswagen, General Motors, Mercedes-Benz, Toyota, Volvo, BMW, Mitsubishi, Ford, Porsche, Renault, Daimler Truck AG, Harley Davidson, Honda, Jaguar).

10. Бойкот со стороны изготовителей программного обеспечения (Microsoft, Oracle, Adobe, Autodesk).

Как мы считали

Эксперты, принявшие участие в составлении консенсус-прогноза:

  • Виталий Ваврищук, глава департамента макроэкономических исследований группы ICU;
  • Глеб Вышлинский, исполнительный директор Центра экономической стратегии;
  • Валерия Гонтарева, Глава Национального банка Украины в 2014–2018 гг.;
  • Егор Григоренко, партнер, руководитель департаментов консалтинга и управления рисками Deloitte в Украине;
  • Владислав Рашкован, заместитель исполнительного директора МВФ по Украине.
  • Сергей Фурса, заместитель директора по торговле ценными бумагами Dragon Capital.

Forbes предложил каждому эксперту оценить эффективность санкций по 10-балльной шкале. Список отсортирован по среднему баллу по экспертным оценкам, а при равенстве этого показателя – по количеству экспертов, считающих санкцию более действенной.

Материалы по теме