Почему у украинских производителей игрушек есть хорошие шансы на рост, несмотря на то, что миллионы их клиентов уехали из страны.
В ближайшие недели известный в мире украинский производитель игрушек UGears выпустит несколько новых патриотических продуктов. Изготовитель деревянных конструкторов в стиле киберпанк разработал модели, которые собирается продавать за рубежом и в Украине. Владелец компании Геннадий Шестак пока не хочет раскрывать подробности нового продукта. Говорит только, что конструкторы будут обыгрывать известные случаи российско-украинской войны, в ироничном для страны-агрессора духе.
Производство UGears, расположенное между Гостомелем и Горенкой в Киевской области, пострадало в результате боевых действий. Снаряды повредили два строения, российские солдаты сожгли склад, где хранился запас готовой продукции. Однако компания, в числе партнеров которой Disney и Harry Potter, быстро восстанавливается – нужно выполнять экспортные контракты. Ни одного из них UGears не потерял, а с помощью новых моделей надеется увеличить продажи. В настоящее время производство уже работает на полную мощность.
Экспорт стал настоящим спасательным кругом для украинских производителей игрушек. С начала полномасштабного вторжения из Украины уехало почти 6 млн переселенцев, свидетельствуют данные ООН на 19 июля. Подавляющее большинство из них – женщины и дети. Магазины в зоне боевых действий закрыты. Продажи товаров для детей просели больше всего, рассказывал Forbes совладелец маркетплейса Rozetka Владислав Чечеткин. Сказалось и отсутствие пляжного сезона. «Больше всего у нас упали продажи пляжных наборов, их много продавалось в Одессу», – говорит СЕО крупнейшего производителя в стране «Тигрес» Александр Шевчук.
По словам CEO сети «Антошка» Вадима Орлова, в целом рынок детских товаров рухнул вдвое. В 2021-м его объем составлял 12,6 млрд грн, подсчитали в ProConsulting. По прогнозу гендиректора компании Александра Соколова, в этом году падение может составить 40%.
А вот экспортные продажи у производителей игрушек, наоборот, растут, рассказывает СЕО «Тигреса» Шевчук. Компания выпускает мягкие игрушки и пластмассовые изделия, производство расположено в Луцке. «За счет увеличения экспорта мы частично компенсировали потерю украинского рынка», – говорит Шевчук. Экспорт у «Тигреса» с конца февраля вырос уже на 20%.
Одна из причин – желание европейцев поддержать Украину, говорит Шевчук. Он рассказывает об одном из новых заказчиков из Испании, который до этого никогда не занимался игрушками, но после начала полномасштабной войны купил у них партию экологически чистых товаров, изготовленных из тростникового сырья. Больше всего новых заказчиков у «Тигреса» из стран Балтии и Южной Европы.
Поддержку ощутил и UGears. Как рассказывает владелец компании Шестак, клиенты и фанаты конструкторов с пониманием относятся к задержкам в UGears. И даже пишут письма поддержки.
Почему еще растет сбыт за границу? В Европе закрыли рынки для производителей игрушек из Беларуси и РФ, рассказывает совладелец крупнейшего отечественного дистрибьютора игрушек Kiddisvit Павел Овчинников. «Это большой шанс для украинских производителей», – считает он.
К тому же отечественные производители давно осваивают мировой рынок. Дело в том, что в Украине значительную его часть занимают иностранные легальные производители, а также «серый» импорт из Китая. По данным ProConsulting, контрабанда в натуральном выражении занимает 40% рынка, а в денежном – 27%.
Поэтому производителям игрушек ничего не остается, как искать рынки сбыта за границей. Даже не очень крупным. К примеру, производитель деревянных игрушек «Кубика» из села Шешоры Ивано-Франковской области торгует своими изделиями не только в Европе и Америке, но даже отгружает в Японию.
Шанс на внутреннем рынке
В начале марта на сайте сети «Антошка» появился баннер «Выбирайте украинское». Под ним – перечень отечественных товаров, производителей, которые продолжают работать и поддерживать украинскую экономику, объясняла сеть.
Компания начала больше сотрудничать с украинскими производителями, рассказывает СЕО «Антошки». По его словам, компания максимально упрощает контракты с отечественными компаниями и «подсвечивает» их продукцию на сайте. «То, что для украинских производителей открылась возможность расширения в Украине – это 100%», – говорит он.
Причины не только патриотические, но и логистические. Дело в том, что сейчас из Китая товар идет не менее 120 дней, рассказывает Овчинников из Kiddisvit. Также нужно время на производство. Таким образом, по его подсчетам, ожидание партии может растянуться на полгода. «А за это время предусмотреть, каким будет спрос на тот или иной товар, невозможно», – говорит он. А с отечественным производителем срок гораздо меньше.
К тому же шансов добавляет то, что с рынка может уйти крупный дистрибьютор игрушек, компания с белорусскими корнями Dream Makers, отмечает Соколов из ProConsulting. А также обесценивание гривни, что приведет к росту цен на импортные игрушки.
Чтобы воспользоваться благоприятной ситуацией, Kiddisvit собирается начать дистрибьюцию украинских игрушек. Раньше компания торговала только импортом. «Мы ищем товары, производителей, с которыми можем создать общие бренды, чтобы помочь им усилить продажи», – говорит Овчинников. «Хочется вместе делать больше», – резюмирует Орлов из «Антошки».
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.