У 11 млн жителей России есть родственники в Украине. Если так много людей связаны с украинцами семейными узами, то почему лишь единицы протестуют против агрессии? Многие россияне верят госпропаганде больше, чем информации из первых рук, пишут Тимофей Брик, Аарон Эрлих и Джордан Ганс-Морс в материале для Washington Post.
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
С 15 по 17 апреля исследователи провели онлайн-опрос украинцев по выборке пользователей смартфонов, созданной украинской исследовательской компанией «Градус». Вот краткие итоги этого исследования.
Говорят ли украинцы о войне с российскими родственниками?
48% респондентов сообщили, что в России у них есть хотя бы один родственник. Большинство (59%) обсуждали с ними войну в основном через WhatsApp, Telegram и по видео- и голосовой связи. Но в первые две недели боевых действий многие такие разговоры прекратились. Примерно через семь недель после вторжения менее половины (46%) продолжают говорить о войне.
Какие темы украинцы поднимают в разговорах c российскими родственниками?
Запретных тем, похоже, немного. Примерно 74% из 534 респондентов говорили о бомбардировках и обстрелах Россией украинских городов. 67% обсуждали убийство российскими военными мирных жителей. Реже поднимали тему мародерства (41%), пыток и изнасилований (38%) и применения запрещенного оружия, например кассетных боеприпасов (27%).
Многие говорили о лжи России, оправдывающей вторжение. 52% респондентов обсуждали пропагандистские утверждения о том, что украинское руководство – «нацисты», 36% – штампы об «освобождении» Россией Донецкой и Луганской областей, 30% – о том, что Украина якобы развязала геноцид против этнических русских. Утверждение о том, что Украина разрабатывает ядерное оружие, обсуждались меньше (20%).
Насколько мощна российская военная пропаганда?
Мы попросили украинцев оценить степень доверия их российских родственников роспропаганде по шкале от 1 до 10 (чем выше балл, тем выше доверие). Медианная оценка – 8. Иными словами, украинцы считают, что российская пропаганда влияет на их родственников.
Как и ожидалось, украинцы считают, что российские родственники старшего возраста и те, кто черпает информацию из передач российского государственного ТВ, а не из Интернета или других источников, чаще поддаются пропаганде. Размер населенного пункта значения не имеет. И те, кто живет в Москве и Санкт-Петербурге, и жители небольших российских городов и деревень подвержены ей в равной мере.
Способны ли украинцы переубедить российских родственников?
54% респондентов сообщают, что их разговоры никак не повлияли на убеждения российских родственников. Более того, 8% считают, что они, наоборот, стали больше верить пропаганде. В то же время 22% сообщили, что смогли немного пошатнуть веру родственников пропаганде, а 16% – что она сильно уменьшилась.
228 респондентов, которые на момент проведения опроса не прекратили общаться с российскими родственниками, настроены более оптимистично. Только 37% из них сообщили, что их беседы не смогли повлиять на родных, и 4% – что вера в пропаганду укрепилась. В этой группе 59% опрошенных сообщили, что их российские родственники стали немного или намного меньше верить государственной пропаганде.
Большинство респондентов отметили, что в общении с родственниками больше полагаются на факты (59%), чем на логику (48%) или эмоции (26%). Но доказательства и логика часто неэффективны против «альтернативных» фактов, которые приводят те, кто живет в отдельном информационном пузыре.
Семейные связи украинских граждан можно использовать как инструмент информационной войны Украины, считают исследователи. Метод «смены перспективы» (умение видеть ситуацию глазами оппонента) и схожие тактики убеждения помогают переубеждать именно потому, что в меньшей степени опираются на факты и логику, а в большей – на эмоциональные связи и невербальные сигналы (жесты, тон, выражение лица). Такие методы помогут украинцам противостоять влиянию российской пропаганды, пока они планомерно продолжают доносить правду о войне до своих российских родственников.
Размер выборки
До вторжения России 24 февраля в группу респондентов компании «Градус» входили представители взрослого городского населения Украины в возрасте до 60 лет кроме Крыма и районов Донбасса, оккупированных с 2014-го. С началом агрессии группа сократилась на 7%. Размер выборки: 1880 человек, доля ответивших – 43%, статистическая погрешность — 2,1 п.п.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.