Украина становится проблемной для людей, которым критична безопасность, однако она может оставаться интересной для тех, кто ценит свободы и нормально воспринимает риски. Чтобы привлечь таких людей, в Украине должна заработать экономика «Дикого поля». В чем ее эффективность, рассказывает экономист Дмитрий Боярчук.
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
Опросы показывают, что примерно половина граждан будут строить свою жизнь в других странах, если в Украине ситуация будет оставаться нестабильной, это базовый сценарий на ближайшие месяцы и, возможно, годы.
Есть ли возможность удержать людей, не желающих, чтобы их дети росли под обстрелами и ежедневными воздушными тревогами? Добавить уверенности могли бы обещания государства о предоставлении всех социальных гарантий вынужденным мигрантам или о неизбежном экономическом восстановлении после войны. Но говорить об этом уверенно невозможно. С таким соседом предоставить гарантии безопасности никто не может.
Риск массового оттока трудоспособных людей из Украины
Это вопрос №1 при формировании будущей экономической политики.
Центр интересов для сотен тысяч семей переместился за границу. Домовые чаты, родительские чаты в школах стали сетью социальных связей за рубежом. Если до войны переезд в другую страну означал утрату социализации и необходимость «с нуля» встраиваться в новое общество, то сейчас львиная часть социальных связей мигрировала вместе с миллионами вынужденных переселенцев.
Интеграция в новых странах происходит по ускоренной программе. Запрет на выезд мужчин сдерживает этот процесс и создает обманчивое впечатление, что не все так плохо, но это не навсегда.
Неизбежность, ожидающая украинскую экономику после снятия запрета на пересечение границы военнообязанным, – это шок зарплат. Средняя валовая зарплата в Польше в 2021 году была более $1400 в месяц, в Украине до войны – около $500.
Миллионы украинцев, чьи семьи за время войны начали осваиваться на Западе, осознают, что за свои квалификации они могут получать гораздо более высокие зарплаты. Если раньше это была реальность для запада страны, то сегодня у каждого украинца найдется знакомый или родственник, который подскажет, как можно найти работу и освоиться в той же Польше или Германии.
Как государству возвращать людей?
Какой должна быть экономическая политика, если женщины с детьми не будут спешить возвращаться, а мужчины будут понимать, что семья уже освоилась на новом месте и там можно зарабатывать больше, чем даже до войны в Украине?
Экономическая наука гласит, что высоких зарплат (т.е. высокой производительности труда) можно достичь лишь инвестициями в технологии. А технологии приходят только туда, где есть экономические свободы и «железобетонная» защита прав собственности и верховенства права.
Можно сделать ставку на послевоенное восстановление, когда в страну будут входить сотни миллиардов инвестиций, и эти деньги через субподряды будут растекаться по экономике и создавать заработки для всех. Но если вопрос безопасности не будет решен, центр экономических интересов для сотен тысяч семей будет на Западе. А мужчины будут приезжать на заработки в Украину вахтовым методом.
Еще до войны главным ужасом для макроэкономистов было время, когда семьи заробитчан, которым приходили многомиллиардные валютные переводы ($15 млрд в 2021 году), переедут к своим мужьям за границу. Так вот: это время пришло.
Ситуация усугубляется еще и тем, что социальные обязательства, которые и до войны были несоразмерны с экономическими возможностями, еще больше возрастут в результате войны. Пенсионеры никуда не поедут, а инвалидов и ветеранов войны будет много. Все они будут нуждаться в выплатах из бюджета. То есть количество работающих зарабатывает и наполняет бюджет своими налогами уменьшится, а количество тех, кто будет претендовать на бюджетные выплаты, возрастет. Быть налогоплательщиком в Украине и до этого было непросто, а в новых условиях это может стать сверхсложной задачей. Коллективный Запад также не возьмет на себя обязательство оплачивать государственные социальные обязательства пожизненно.
Не слишком богатая, но безопасная страна, где даже терактов как таковых никогда не было, превратится в зону повышенного риска. И такое положение дел может длиться годами.
Украина становится проблемной для людей, которым критична безопасность и социальная защита, однако она может оставаться интересной для людей, которые ценят свободы (в том числе экономические) и нормально воспринимают риски. Именно на таких людей должно быть направлено основное внимание экономической политики.
Компенсацией для людей, готовых нести риски войны, станет возможность свободно, без помощи чиновников, зарабатывать в зоне повышенного риска, которой стала Украина. Формула «Дикого Запада» или «Дикого поля», которая заключается в свободной охоте и свободном заселении земель в обмен на готовность рисковать жизнью и имуществом, может стать той основой, которая даст толчок устойчивому экономическому развитию в условиях постоянной угрозы с Востока.
«Дикий Запад» или «Дикое поле» – это очень упрощенное видение будущего на фоне существования опыта Израиля. Однако схематически эта формула должна давать четкое представление, именно с помощью какой экономической политики можно заселить опустошенные территории в течение грядущих лет.
Чем наполнять и как воплощать экономическую политику «Дикого поля»?
Первое направление – ограничить всеобъемлющую власть чиновников. Влиятельность украинских чиновников базируется на отсутствии верховенства законов. Вместо четких правил игры и неотвратимости наказания у нас работает громоздкий госаппарат, заточенный на тотальный контроль. Причем этот контроль никак не предотвращает масштабные коррупционные схемы, а для законопослушных граждан лишь создает лишние хлопоты.
Нести риски для своей жизни, имущества и инвестиций, да еще и справляться с бюрократической системой – это несовместимые вещи. Поэтому переход на фундамент неотвратимости наказания (вместо тотального контроля), кропотливая работа по пересмотру государственных функций, их автоматизации и филигранному вырезанию всего лишнего – это и уменьшение расходов на госаппарат, и упрощение жизни для законопослушных граждан.
Второе направление – это освобождение предпринимателей от избыточного социального бремени. Именно так, не увеличение социальных гарантий, а их разумная оптимизация.
Такой подход будет непопулярным в охваченном социалистическими идеями украинском обществе, однако из-за масштабной миграции конкуренция за работников при любых условиях будет высокой. Это значит, что предприниматели будут вынуждены без напоминания предлагать хорошие условия труда тем, кто готов остаться.
Если необходимость предлагать высокую заработную плату будет обременяться рядом различных социальных обязательств, которые сейчас предусматривает трудовое законодательство, то желающих создавать что-то за счет своих частных инвестиций в таких экстремальных условиях будет немного.
Меньше социальных обязательств, больше рыночных свобод – это то, что потребует новая экономическая реальность в Украине. И упрощенное трудовое законодательство – это один из многих элементов.
Третье направление – это повышение качества миграционной политики. Мы по инерции рефлектируем на тему возвращения украинцев. Однако наших сограждан радушно принимают в западных странах и активно интегрируют. Украинцы – это качественная рабочая сила, которую хотят видеть у себя многие европейские страны, и они активно за нас конкурируют. Очень многие украинцы неизбежно поедут, никакая власть с этим ничего не сделает, и их нужно будет замещать мигрантами из третьих стран. Интеграция в ЕС предполагает свободное движение рабочей силы в конце концов.
США сформировались как так называемый melting pot of nations (плавильный котел народов), в течение сотен лет привлекая к себе мигрантов со всего мира. В текущих условиях нам нужно быть к этому готовыми, понимая, какие предохранители должны выставляться для сохранения и наших культурных ценностей, и наших политических достижений. Очевидно, что наша победа повлечет за собой много проблем и в России, и в Беларуси. Поток трудовых мигрантов из этих стран будет идти не только в развитые страны.
Трудно сейчас воспринимать что-либо российское, однако поток россиян и белорусов будет нарастать по мере нашего экономического обновления. Украине нужно готовиться к этой неизбежности уже сейчас, чтобы мигранты из недружественных стран помогли восстановиться экономически, но не принесли ползучую миграцию «русского мира».
Главное сегодня – необходимость уяснить, что прошлое не вернется, и для выживания страны критически важно перейти на радикально другие принципы существования государства. Для этого нужна новая философия экономической политики.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.