«Rozetka – самолет в пике». Почему у e-commerce-гигантов все гораздо хуже, чем у традиционных ритейлеров /Фото Getty Images
Категория
Картина дня
Дата

«Rozetka – самолет в пике». Почему у e-commerce-гигантов все гораздо хуже, чем у традиционных ритейлеров

Getty Images

В пятницу, 1 апреля, рынок взволновало письмо основателя крупнейшего маркетплейса Украины Rozetka Владислава Чечеткина, которое бизнесмен назвал «Самое сложное письмо в моей жизни». 29 марта он написал своим сотрудникам, которым сообщал об увольнении, что за три недели оборот компании упал более чем на два порядка, с 4 млрд гривен в месяц до 23 млн грн. Письмо обнародовали несколько СМИ (оно также есть в распоряжении Forbes)

«Все склады ROZETKA возле Киева были заблокированы, мы теряли магазин за магазином по линии фронта (на сегодняшний день 25 магазинов полностью уничтожены, разграблены или мы не можем установить, что с ними), люди не покупали, а массово оформляли возврат на сделанные покупки, обработать заказ и доставить было просто невозможно из-за постоянных обстрелов, работали единицы из нашей 8-тысячной команды, – объяснял Чечеткин в письме.

До войны Rozetka была самым крупным маркетплейсом в стране. В 2020 году доход компании составил 18 млрд грн, прибыль — 110 млн грн. Более новых данных еще нет. По данным миноритарного акционера маркетплейса Horizon Capital, у Rozetka был самый широкий ассортимент товаров в стране – более 60 млн наименований в 7000 категориях.

В 2016 году Rozetka за $16 млн купила большой складской комплекс класса «А» под Броварами площадью 49 000 квадратных метров. Еще несколько складов меньшей площади арендовала. По состоянию на конец 2021 года у компании было 244 магазина и точки выдачи. За декабрь, по данным SimilarWeb, посещаемость Rozetka составила 46 млн визитов (в конце 2021 года сайт Rozetka входил в пятерку самых популярных ресурсов страны). Для сравнения, у конкурента, маркетплейса EpicentrK, этот показатель был 10,3 млн, у интернет-магазина косметики MakeUp – 6 млн.

«Мгновенно большая, эффективная, растущая компания превратилась в самолет в пике», – написал Чечеткин. По его словам, им не остается ничего другого, как снова попытаться запустить бизнес. «Начать жизнь с оборота в сто раз меньше, во Львове на складе в пятьдесят раз меньше», – пишет Чечеткин.

Как обстоят дела у других крупных игроков онлайн-рынка?

«Спрос и объемы упали в разы, в десятки раз, как сравнить с прошлыми периодами», – говорит об украинском e-commerce CEO маркетплейсе «Эпицентр» Артем Шевченко. «24–25 февраля заказов почти не было, сейчас они немного есть, но пропасть (с тем, что было. – Forbes ) велика», – объясняет он. Количество заказов на их маркетплейсе, по его словам, упало в разы. В MakeUp также в начале войны бизнес упал до нуля, а сейчас, по словам совладельца Сергея Волобуева, постепенно восстанавливается. Однако бизнес сократился на порядок. В то же время MakeUp, по словам Волобуева, пострадал меньше других, поскольку компания в последние годы делала ставку на развитие в Европе.

В электронной коммерции ситуация хуже, чем в традиционном ритейле, констатирует Шевченко. Онлайн-торговля – это о логистике, а она сломалась. «Товар есть, но его либо завести невозможно, либо нужно одну-две недели, чтобы доставить. А это отказ от заказа», – объясняет он. К тому же крупные игроки работают по подписке.

Что будет дальше зависит от того, насколько затянется война, говорит соучредитель e-commerce-платформы Hubber Алексей Лужковый. «Но бизнес электронной коммерции – живучий и быстро восстанавливается», – считает он.

MakeUp, соцсети которого завалены обвинениями о недоставленном товаре, его владельцы собираются восстановить уже в ближайшее время. По словам Волобуева, в тех городах, где это безопасно, уже на следующей неделе заработает собственная служба доставки. Следующий шаг – возврат к довоенным срокам получения заказа. Это сутки или два. «Планы на ближайшее будущее? Работать!» – резюмирует основатель MakeUp.

Материалы по теме
Предыдущий слайд
Следующий слайд