За 2021 год количество точек выдачи и физических магазинов Rozetka выросло в 2,5 раза, достигнув 244. Как можно заработать на франшизе Чечеткиных
Новий номер Forbes Ukraine: 202 найбільші приватні компанії та 303 ефективних СЕО. Замовляйте та отримуйте два журнали за ціною одного!
В 2020-м предприниматель Владислав Кравченко, который вместе с братом торговал спортивным питанием на маркетплейсах, открыл первую франшизную точку выдачи товара Rozetka. «Я их сравнивал с точками выдачи «Новой Почты», в которые когда-то не поверил. Теперь почти все локации, те, которые интересны компании, заняты, – говорит он. – Такое же мнение и относительно Rozetka: когда в Киеве откроют достаточное количество, возможность исчезнет». У него с братом уже четыре франшизные точки выдачи – две в Киеве, и по одной – в Броварах и в Петропавловской Борщаговке. Ежедневно у них выдают в среднем от 140 до 250 заказов.
Rozetka запустила франшизу на открытие точки выдачи заказов, сделанных на маркетплейсе, в октябре 2020 года. В первую неделю, по словам владельца Владислава Чечеткина, более 300 предпринимателей подали заявки на открытие точек. «Это почти 190 млн грн, которые люди готовы инвестировать», — писал Чечеткин на своей Facebook-странице. По словам директора по развитию Александра Коваленко, в точки выдачи необходимо вложить 550 000–700 000 грн.
В 2021-м количество точек выдачи и физических магазинов, работающих в 72-х городах, выросло в 2,5 раза, достигнув на конец года 244. Из них доля франчайзинговых точек – 30%. Надо двигаться. У конкурента, маркетплейса Kasta, 410 отделений, которые с 2018-го работают как точки выдачи. В «Эпицентре», который развивает e-commerce и открывает центры выдачи заказов за пределами своих магазинов – 107.
«Для Rozetka скорость важнее денег, – говорит сооснователь e-commerce-платформы Hubber Алексей Лужковой. – И модель франшизы позволит быстро открывать точки и параллельно приближаться к клиенту». Подобным образом в 2011 году двигалась компания «Новая Почта», которая стала лидером рынка экспресс-доставки. У нее 9300 отделений и более 11000 почтоматов.
В 2021 году открытие франчайзинговых точек выдачи ускорило экспансию Rozetka на 30–35%, объясняет основатель консалтинговой компании «Франч» Роман Кирилович. «Чем больше их отделений у потребителя, тем это ценнее для него, – объясняет Лужковой. – Это позволит лучше удовлетворять его потребности».
Для предпринимателей, рассматривающих модель бизнеса, связанную с франчайзингом, сотрудничество именно с Rozetka тоже имеет преимущества. «У них есть поток, на котором можно зарабатывать, аналитика, тренды, они знают, что где и как продается, – объясняет управляющий партнер консалтинговой фирмы Audit of Sales Олесь Пищак. – Их модель менее рискованная».
Чтобы минимизировать возможность открытия неэффективной точки, к расположению локации подходят тщательно. К примеру, точки выдачи не открывают, если расстояние между ними меньше километра, также рядом должна быть парковка. «Отказывают, когда точка может быть неудобна потребителю, – говорит Кравченко, которому десятки раз не согласовывали локацию. – Чтобы разгрузить товар, их машина должна припарковаться так, чтобы не мешать прохожим». Однажды предпринимателю отказали из-за неудобной планировки: было много площадей, которые нельзя использовать.
Первая точка выдачи, которую открыл предприниматель Кравченко, прогнозируемый результат дала на месяц позже. Но сейчас поток людей увеличился из-за рекламных активностей самого маркетплейса. Теперь его точка выдачи обогнала ожидание на 30% по количеству выдачи заказов.
Даже если количество клиентов ниже среднего, точка будет выходить на безубыточность, говорит владелец двух франшизных точек Роман Пасичный. Его точки находятся на жилых массивах левого берега Киева. «У Rozetka есть диапазоны количества выдачи заказов, – объясняет он. – В первые три-четыре месяца, если франзайзи выдает от 0 до 1500 заказов в небольшом городе, ему доплачивают за каждую выдачу 25 грн, в Киеве – 15 грн (от 0 до 3000 заказов)». Но чем больше количество выдач заказов – тем меньше сумма компенсации. Ее франчайзи выплачивают пока точка выдачи не достигнет более 4500 заказов.
У Rozetka более простые бизнес-процессы, чем у других франшиз, говорит Кирилович. Партнеру необходимо только принять привезенный товар, положить его на склад и выдать клиенту. «Это не продажа пиццы, где больше процессов, – говорит он. Еще одно конкурентное преимущество Rozetka – технологичность. «Они очень автоматизированы – и партнер, и компания могут отследить происходящие процессы, – объясняет Кирилович. – Таких диджитализированных франшиз в Украине немного. Это «Новая Почта» или небольшие украинские компании из других отраслей и иностранные игроки».
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.