Иллюстрация Shutterstock / логотипы с сайтов компаний / Анна Наконечная
Категория
Новости
Дата

Rozetka или Kasta? Казахстанский Kaspi хочет купить в Украине маркетплейс. На кого он нацелился (дополнено)

4 хв читання

Иллюстрация Shutterstock / логотипы с сайтов компаний / Анна Наконечная

Казахстанская финтехкомпания Kaspi ищет последнюю деталь для запуска своего «суперприложения» в Украине – маркетплейса. В фокус мог попасть даже лидер рынка Rozetka, покупка которой может обойтись в $600–800 млн. Но есть и другие претенденты на потенциальную сделку

Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?

Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!

Kaspi не ответила на просьбу Forbes прокомментировать возможный интерес к украинскому e-commerce. В августе и октябре компания объявила о покупке Portmone Group и БТА Банка. Сейчас она готовится к поглощению в e-commerce.

Накануне издание AIN.ua сообщило об интересе Kaspi к крупнейшему интернет-магазину Украины Rozetka, однако сооснователь компании Чечеткин в комментарии Forbes опроверг эту информацию. Три собеседника Forbes в инвестбанках и участники рынка электронной коммерции рассказали, что речь идет о другом игроке – Kasta.

Сооснователь и СЕО Kasta Андрей Логвин, как и пресс-служба компании Dragon Capital, которая владеет маркетплейсом, не ответили на вопросы Forbes о контактах с казахстанскими покупателями. После публикации этого материала Логвин написал в Telegram, что компания «не ведет никаких переговоров».

Зачем Kaspi маркетплейс в Украине

Бизнес-экосистема Kaspi — это одновременно финтех, платежи и маркетплейс. Выручка компании за девять месяцев 2021 года составила $1,52 млрд. Половина приходится на финтех, 29% – на платежи и 21% – на маркетплейс.

Показатели последнего направления по итогам третьего квартала 2021 года росли быстрее остальных: выручка – в 1,6 раза, чистая прибыль – более чем в два раза. Для сравнения, выручка платежей и финтеха увеличилась, соответственно, на 72% и 35%, чистая прибыль – на 111% и 55%. 

За девять месяцев 2021 года общий объем доставки (через Kaspi Smart Logistics Platform) вырос на 138% год к году. В сентябре 2021-го компания запустила сервис доставки в течение трех часов Kaspi Express Delivery.

SuperApp Kaspi, говорит СЕО e-commerce-платформы HUBBER Максим Беляк, это пример, когда под одним брендом работает ряд бизнесов, которые закрывают различные потребности потребителей: от покупки товаров до кредитования.

Построить аналогичную экосистему на новом рынке с нуля – дорого и долго, говорит Беляк. «Только запуск может обойтись в $1–2 млн, и по времени займет от 12 до 18 месяцев», – полагает он.

Сегмент e-commerce в Украине при этом продолжает активно расти – почти в три раза за последние пять лет, с начала пандемии – на 41%, говорится в исследовании рынка от компаний Soul Partners, Baker Tilly Украина и Aequo. В 2020 году объем рынка электронной коммерции в Украине достиг $4 млрд – 8,8% в структуре всей розничной торговли. Сегмент в ближайшие годы может вырасти еще в полтора-два раза: у большинства стран-соседей Украины e-commerce занимает 10–15% розницы, говорится в исследовании. 

Главным трендом украинской электронной коммерции последних лет стало преобразование нишевых онлайн-магазинов в маркетплейсы. Компании стали развивать прямую доставку и создание дополнительных услуг, в том числе собственных логистических операторов и платежные системы.

За последние пять лет свои бизнес-модели изменили несколько ключевых игроков: Rozetka, Allo, Epicentr и Kasta. Все они трансформировались из специализированных онлайн-магазинов в универсальные маркетплейсы, отмечается в исследовании. 

В 2020 году 63% покупок украинских онлайн-покупателей происходило именно на маркетплейсах. Крупнейшие из них: 

  • Prom.ua, 686 млн визитов, дата запуска маркетплейса 2008 год;
  • Rozetka – 653 млн, 2016 год;
  • Allo – 131 млн, 2016 год;
  • Bigl – 111 млн, 2016 год;
  • Epicentr – 94 млн, 2020 год.

Другие площадки с большим трафиком – классифайды Kidstaff (111 млн визитов) и Shafa (105,1 млн визитов), а также специализирующиеся на одежде Klubok (35,1 млн), Kloomba (34,9 млн), Kasta (34,2 млн), La moda (14,1 млн) и Leboutique (13,3 млн).

Объем электронной коммерции в сегменте одежды с 2016 года рос в среднем на 26% и достиг $291 млн в 2020-м (6,8% в структуре розничной торговли одеждой).

Сколько стоят Rozetka и Kasta

Украинские компании e-commerce могут оцениваться с коэффициентом 0,6-0,8 к выручке, говорит управляющий директор инвестиционно-банковского департамента компании Concorde Capital Сергей Чуйкин.

Это значит, что Rozetka, которая в 2020 году увеличила выручку на 40% до 18 млрд грн, может стоить $400-530 млн плюс премия за лидерские позиции на рынке. Это при условии, что финансовые показатели компании не занижены. Беляк из HUBBER оценивает компанию в $600-800 млн. 

Сайт Rozetka – четвертый по популярности в Украине. Другие ритейлеры-конкуренты, по данным аналитической компании Kantar, не входят даже в первую десятку: интернет магазин «Эпицентра» на 15-м месте, маркетплейс Allo – на 23-м. В соединении с финтех-составляющей такой бизнес-проект может стоить гораздо дороже, считает сооснователь Monobank Олег Гороховский. 

«Реальная ценность Rozetka при реализации той модели, которую Kaspi исполнил в 19-миллионном Казахстане, в украинских реалиях – не менее $10 млрд, – заявил он в Facebook. – Даже $2 млрд за эту компанию – это дешево».

Сооснователь Rozetka Чечеткин отрицает переговоры с Kaspi. Пресс-служба самой компании последовательно отказывается комментировать Forbes свои планы на украинском рынке.

Вероятная цель Kaspi – маркетплейс Kasta, сказали Forbes Беляк из HUBBER, управляющий партнер инвесткомпании Soul Partners Игорь Верхогляд и совладелец инвесткомпании, специализирующейся на M&A сделках, пожелавший остаться неназванным. Чечеткин из Rozetka отметил, что Dragon Capital, которой принадлежит маркетплейс, действительно ищет для него покупателя. 

Сколько может стоить Kasta? Компанию, которая располагает 277 точками выдачи, владеет фулфилмент-центром на 15 000 кв. м в Броварах, финкомпанией и имеет специализированный софт, Беляк из HUBBER оценивает в $12–18 млн. Сопоставимые суммы Kaspi заплатила за Portmone (также принадлежала Dragon Capital) и БТА Банк – соответственно, $14,5 млн и $9 млн.

Выручка Kasta за 2020 год – немногим более 60 млн грн, по данным СПАРК-Интерфакс. Чистая прибыль – 4,1 млн грн. Согласно коэффициентам, предоставленным Чуйкиным из Concorde Capital, оценка компании может быть куда более скромной: $1,3–1,8 млн, однако официальные цифры могут быть в разы ниже реальных оборотов Kasta, рассказал Forbes на правах анонимности собеседник, близко знакомый с отчетностью компании.

Другие показатели маркетплейса в 2021 году – 1,5 млн товаров, 15 000 брендов от 3000 партнеров и 8 млн покупателей, рассказывал на конференции в апреле основатель Kasta Андрей Логвин. Компания обрабатывает около 25 000 заказов ежедневно. 

С каким ресурсом Kaspi приходит на украинский рынок? В октябре 2020 года Kaspi.kz провела IPO, во время которого привлекла $870 млн. Сейчас по данным Лондонской фондовой биржи, оно составляет $27,8 млрд. Прогнозируемый чистый доход компании в 2021 году свыше $1 млрд.

Что ждет казахстанскую компанию на украинском рынке? «С привлечением бюджетов в маркетинг и возможными ребрендингом маркетплейса они смогут заинтересовать многих крупных мерчантов», — предполагает Беляк из HUBBER. По его мнению, Kaspi войдет в топ-5 игроков украинского e-commerce.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд