Иллюстрация Shutterstock / логотипы с сайтов компаний / Анна Наконечная
Категория
Новости
Дата

Rozetka или Kasta? Казахстанский Kaspi хочет купить в Украине маркетплейс. На кого он нацелился (дополнено)

4 хв читання

Иллюстрация Shutterstock / логотипы с сайтов компаний / Анна Наконечная

Казахстанская финтехкомпания Kaspi ищет последнюю деталь для запуска своего «суперприложения» в Украине – маркетплейса. В фокус мог попасть даже лидер рынка Rozetka, покупка которой может обойтись в $600–800 млн. Но есть и другие претенденты на потенциальную сделку

Як створити продукт, який полюблять клієнти? Отримайте цінні поради від співвласника monobank™ – Олега Гороховського. Купуйте квиток на Форум підприємців, який відбудеться 27 червня.

Kaspi не ответила на просьбу Forbes прокомментировать возможный интерес к украинскому e-commerce. В августе и октябре компания объявила о покупке Portmone Group и БТА Банка. Сейчас она готовится к поглощению в e-commerce.

Накануне издание AIN.ua сообщило об интересе Kaspi к крупнейшему интернет-магазину Украины Rozetka, однако сооснователь компании Чечеткин в комментарии Forbes опроверг эту информацию. Три собеседника Forbes в инвестбанках и участники рынка электронной коммерции рассказали, что речь идет о другом игроке – Kasta.

Сооснователь и СЕО Kasta Андрей Логвин, как и пресс-служба компании Dragon Capital, которая владеет маркетплейсом, не ответили на вопросы Forbes о контактах с казахстанскими покупателями. После публикации этого материала Логвин написал в Telegram, что компания «не ведет никаких переговоров».

Зачем Kaspi маркетплейс в Украине

Бизнес-экосистема Kaspi — это одновременно финтех, платежи и маркетплейс. Выручка компании за девять месяцев 2021 года составила $1,52 млрд. Половина приходится на финтех, 29% – на платежи и 21% – на маркетплейс.

Показатели последнего направления по итогам третьего квартала 2021 года росли быстрее остальных: выручка – в 1,6 раза, чистая прибыль – более чем в два раза. Для сравнения, выручка платежей и финтеха увеличилась, соответственно, на 72% и 35%, чистая прибыль – на 111% и 55%. 

За девять месяцев 2021 года общий объем доставки (через Kaspi Smart Logistics Platform) вырос на 138% год к году. В сентябре 2021-го компания запустила сервис доставки в течение трех часов Kaspi Express Delivery.

SuperApp Kaspi, говорит СЕО e-commerce-платформы HUBBER Максим Беляк, это пример, когда под одним брендом работает ряд бизнесов, которые закрывают различные потребности потребителей: от покупки товаров до кредитования.

Построить аналогичную экосистему на новом рынке с нуля – дорого и долго, говорит Беляк. «Только запуск может обойтись в $1–2 млн, и по времени займет от 12 до 18 месяцев», – полагает он.

Сегмент e-commerce в Украине при этом продолжает активно расти – почти в три раза за последние пять лет, с начала пандемии – на 41%, говорится в исследовании рынка от компаний Soul Partners, Baker Tilly Украина и Aequo. В 2020 году объем рынка электронной коммерции в Украине достиг $4 млрд – 8,8% в структуре всей розничной торговли. Сегмент в ближайшие годы может вырасти еще в полтора-два раза: у большинства стран-соседей Украины e-commerce занимает 10–15% розницы, говорится в исследовании. 

Главным трендом украинской электронной коммерции последних лет стало преобразование нишевых онлайн-магазинов в маркетплейсы. Компании стали развивать прямую доставку и создание дополнительных услуг, в том числе собственных логистических операторов и платежные системы.

За последние пять лет свои бизнес-модели изменили несколько ключевых игроков: Rozetka, Allo, Epicentr и Kasta. Все они трансформировались из специализированных онлайн-магазинов в универсальные маркетплейсы, отмечается в исследовании. 

В 2020 году 63% покупок украинских онлайн-покупателей происходило именно на маркетплейсах. Крупнейшие из них: 

  • Prom.ua, 686 млн визитов, дата запуска маркетплейса 2008 год;
  • Rozetka – 653 млн, 2016 год;
  • Allo – 131 млн, 2016 год;
  • Bigl – 111 млн, 2016 год;
  • Epicentr – 94 млн, 2020 год.

Другие площадки с большим трафиком – классифайды Kidstaff (111 млн визитов) и Shafa (105,1 млн визитов), а также специализирующиеся на одежде Klubok (35,1 млн), Kloomba (34,9 млн), Kasta (34,2 млн), La moda (14,1 млн) и Leboutique (13,3 млн).

Объем электронной коммерции в сегменте одежды с 2016 года рос в среднем на 26% и достиг $291 млн в 2020-м (6,8% в структуре розничной торговли одеждой).

Сколько стоят Rozetka и Kasta

Украинские компании e-commerce могут оцениваться с коэффициентом 0,6-0,8 к выручке, говорит управляющий директор инвестиционно-банковского департамента компании Concorde Capital Сергей Чуйкин.

Это значит, что Rozetka, которая в 2020 году увеличила выручку на 40% до 18 млрд грн, может стоить $400-530 млн плюс премия за лидерские позиции на рынке. Это при условии, что финансовые показатели компании не занижены. Беляк из HUBBER оценивает компанию в $600-800 млн. 

Сайт Rozetka – четвертый по популярности в Украине. Другие ритейлеры-конкуренты, по данным аналитической компании Kantar, не входят даже в первую десятку: интернет магазин «Эпицентра» на 15-м месте, маркетплейс Allo – на 23-м. В соединении с финтех-составляющей такой бизнес-проект может стоить гораздо дороже, считает сооснователь Monobank Олег Гороховский. 

«Реальная ценность Rozetka при реализации той модели, которую Kaspi исполнил в 19-миллионном Казахстане, в украинских реалиях – не менее $10 млрд, – заявил он в Facebook. – Даже $2 млрд за эту компанию – это дешево».

Сооснователь Rozetka Чечеткин отрицает переговоры с Kaspi. Пресс-служба самой компании последовательно отказывается комментировать Forbes свои планы на украинском рынке.

Вероятная цель Kaspi – маркетплейс Kasta, сказали Forbes Беляк из HUBBER, управляющий партнер инвесткомпании Soul Partners Игорь Верхогляд и совладелец инвесткомпании, специализирующейся на M&A сделках, пожелавший остаться неназванным. Чечеткин из Rozetka отметил, что Dragon Capital, которой принадлежит маркетплейс, действительно ищет для него покупателя. 

Сколько может стоить Kasta? Компанию, которая располагает 277 точками выдачи, владеет фулфилмент-центром на 15 000 кв. м в Броварах, финкомпанией и имеет специализированный софт, Беляк из HUBBER оценивает в $12–18 млн. Сопоставимые суммы Kaspi заплатила за Portmone (также принадлежала Dragon Capital) и БТА Банк – соответственно, $14,5 млн и $9 млн.

Выручка Kasta за 2020 год – немногим более 60 млн грн, по данным СПАРК-Интерфакс. Чистая прибыль – 4,1 млн грн. Согласно коэффициентам, предоставленным Чуйкиным из Concorde Capital, оценка компании может быть куда более скромной: $1,3–1,8 млн, однако официальные цифры могут быть в разы ниже реальных оборотов Kasta, рассказал Forbes на правах анонимности собеседник, близко знакомый с отчетностью компании.

Другие показатели маркетплейса в 2021 году – 1,5 млн товаров, 15 000 брендов от 3000 партнеров и 8 млн покупателей, рассказывал на конференции в апреле основатель Kasta Андрей Логвин. Компания обрабатывает около 25 000 заказов ежедневно. 

С каким ресурсом Kaspi приходит на украинский рынок? В октябре 2020 года Kaspi.kz провела IPO, во время которого привлекла $870 млн. Сейчас по данным Лондонской фондовой биржи, оно составляет $27,8 млрд. Прогнозируемый чистый доход компании в 2021 году свыше $1 млрд.

Что ждет казахстанскую компанию на украинском рынке? «С привлечением бюджетов в маркетинг и возможными ребрендингом маркетплейса они смогут заинтересовать многих крупных мерчантов», — предполагает Беляк из HUBBER. По его мнению, Kaspi войдет в топ-5 игроков украинского e-commerce.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Передзамовлення нового номеру Forbes Ukraine. Купуйте зараз за 209 грн замість 279 грн

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине