Иллюстрация Shutterstock/Логотипы с сайтов компаний/Анна Наконечная
Forbes Украина выбрал 15 самых крупных ритейлеров Украины среди 100 наиболее крупных частных компаний
Список крупнейших экспортеров, год войны Зеленского, приключения Баффета в Украине, реанимация бизнеса Rozetka и еще два десятка эксклюзивных материалов. Forbes Украина выпустила новый номер журнала. Купить его с бесплатной доставкой можно по этой ссылке.
Общая выручка 15 ритейлеров – 427 млрд грн. Это 18,5% от совокупной выручки 100 наиболее крупных частных компаний Украины. Самая большая выручка – у АТБ (123,9 млрд грн), Fozzy Group (80,2 млрд грн), «Эпицентр» (50,4 млрд грн).
Совокупный доход ритейлеров – 7,3 млрд грн. Из 15 компаний только четыре были убыточны в 2020 году (Metro, Auchan, Novus, «Эльдорадо»), Fozzy Group не раскрыла своей прибыли/убытка. Самая большая прибыль – у АТБ (5,8 млрд грн), «Эпицентр» (3,2 млрд грн), EVA (540 млн грн).
Только одна компания показала падение выручки в 2020 году – Auchan Украина (падение на 0,04%). Все остальные ритейлеры показали рост выручки в среднем на 5–18%. Наибольшее возрастание у Rozetka (+48%), Samsung Украина (+21%), Metro (+20%), Comfy (+19%).
Ритейлеры – одни из крупнейших работодателей среди частных компаний. На них работает 211 000 человек.
Пять из 15 ритейлеров происходят из Днепра: АТБ, Fozzy Group, Comfy, Eva и Varus.
В августе 2021 года АТБ открыл в супермаркете под Киевом первое полноценное кафе. В меню 42 позиции: салаты, гарниры, мясо, рыба и сладости. Всего ритейлер планирует открыть 25 подобных заведений.
Кафе – еще один способ повысить привлекательность АТБ для среднего класса. Процесс стартовал в 2016‑м, когда компания запустила проект «черный АТБ», дополнив бедненько выглядящие бело‑синие АТБ супермаркетами с черной облицовкой.
С начала года АТБ обновил 26 магазинов – теперь в сети треть модернизированных торговых точек. Помимо редизайна, АТБ увеличил ассортимент товаров средней ценовой категории и ввел новые сервисы – пекарни, кофе‑пойнты и т. п.
С начала 2021 года АТБ открыл 61 магазин, всего в сети 1257 супермаркетов. В фокусе – Одесская, Киевская и Львовская области. За шесть месяцев 2021 года товарооборот АТБ вырос на 20%, до 85,3 млрд грн.
Один из крупнейших продуктовых ритейлеров страны энергично осваивает новые направления. В 2020‑м Fozzy зашла сразу в две торговые ниши, запустив сеть товаров для хобби OffTop и мини‑маркеты FoodPod. В первом формате работает уже 10 точек в Киеве, во втором – пять магазинов в столице и пригороде. В начале сентября 2021‑го Fozzy Group открыла три спортивных клуба Apollo Next. Фишка заведений – групповые тренировки по новой для Украины методике Les Mills.
Основной бизнес Fozzy, сеть «Сільпо», развивает собственную доставку. Причем не только в Киеве, где хорошо развиты подобные сервисы, но и в пяти десятках городов поменьше. Летом 2021 года компания открыла виртуальный ресторан с доставкой «Сільпо Resto». Блюда в нем готовятся «из‑под ножа», а время от заказа до доставки занимает не более 40 минут: в структуре девять dark kitchen. Сервис доступен только в Киеве, в планах – Одесса и Львов.
Крупнейший непродуктовый ритейлер Украины переживает период реновации. Вместо отделов теперь «магазины в магазине» с новым дизайном и готовыми интерьерными решениями. В «Эпицентре» открылись студии света, сна, интерьеров. Ритейлер также развивает новые направления – аптеку и продуктовый маркет, где продаются свежая выпечка и деликатесы. Чтобы идти в ногу со временем, компания начала открывать точки выдачи и запустила собственный маркетплейс. Долгосрочная цель команды диджитал – маркетплейс должен давать 25% оборота «Эпицентра».
У METRO Cash & Carry 26 гипермаркетов в 18 городах. Компания делает ставку на собственные торговые марки. К 2026 году их доля в ассортименте должна вырасти минимум на 7 п. п., до 24%.
Компания меняет формат, превращаясь из гипермаркета для небольших предпринимателей в магазин для всех. И цифровые технологии тут как нельзя кстати. Первым диджитал-инструментом стал Viber-бот, который заменил бумажные каталоги. В 2019 году ритейлер запустил мобильное приложение. Через него, а также с помощью специального устройства в торговом зале одного из 23 гипермаркетов сети, можно получить электронную карту для допуска в зал. Она заменила прежнюю бумажную.
Сайт Rozetka – четвертый по популярности в Украине. Конкуренты‑ритейлеры далеко позади. По данным аналитической компании Kantar, интернет‑магазин «Эпицентра» на 15‑м месте, маркетплейс Allo – на 23‑м. Компания расширяет свое физическое присутствие.
Зимой 2021‑го Rozetka объявила о запуске франшизы и за первые шесть месяцев открыла более 15 точек. Список желающих сотрудничать длинный – в листе ожидания около 1500 человек, готовых совокупно вложить в развитие сети $40 млн, говорил основатель компании «Франч» Роман Кирилович, который помогал Rozetka запустить партнерскую сеть. «Емкость рынка – более 1000 точек», – уверяет Владислав Чечеткин.
Samsung впервые детально объяснил, чем занимается его R&D‑подразделение в Украине. C момента основания в 2009 году компания инвестировала в киевский центр разработки $365 млн и наняла около 600 человек, рассказал в июне 2021 года СТО Samsung R&D Institute Ukraine Андрей Фусиенко. Подразделение фокусируется на разработках в области компьютерного зрения, графике и кибербезопасности. С момента основания центр подал 232 патентные заявки. Компания вложила $1 млн в программы сотрудничества с киевскими КНУ и КПИ, харьковскими ХАИ и ХНУ.
Крупнейший продавец электроники и бытовой техники начал торговать детскими товарами. В сентябре 2021‑го на его сайте появился большой раздел Comfy Kids. Помимо игрушек в ассортименте товары для будущих мам и безопасности малышей, памперсы, детский текстиль, мебель и транспорт – от колясок до самокатов и велосипедов. В мае 2021‑го в одном из киевских торговых залов Comfy открылся Apple Shop площадью 80 кв. м. В сеть входит 86 магазинов. По данным компании, они продают около 800 товаров в час.
Один из крупнейших продавцов электроники и бытовой техники наращивает темп. «Фокстрот» доставляет интернет‑заказы не дольше чем за два часа, а собирает их за 30 минут. У покупателей также появилась возможность получать потребительские кредиты по предъявлению электронных документов в приложении «Дія». Как и конкуренты, ритейлер расширяет виртуальную витрину – она насчитывает около 100 000 наименований товаров. В ассортименте не только профильная продукция, но и товары для спорта, отдыха, ремонта и сада. В сеть входит 165 магазинов общей площадью более 153 000 кв. м.
В украинскую сеть Auchan входит 28 гипермаркетов. Три из них открыли в первой половине 2021 года, говорится в отчете холдинга ELO, владеющего торговой сетью. Ритейлер вернулся к физической экспансии после трехлетней паузы. «Большие форматы на 10 000– 15 000 кв. м будут теперь исключением», – констатирует на форуме RAU Investment директор по развитию сети Игорь Ковалев. Ритейлер будет развивать формат pick‑up‑point и попробует себя в уличном ритейле.
Сеть EVA, крупнейший в Украине игрок на рынке косметики, в 2020 году из‑за карантина не выполнила план по открытию новых торговых точек, зато в шесть раз нарастила продажи онлайн. Компания реорганизовала склад интернет‑магазина в Броварах и модернизировала распределительный центр во Львове. «Мы адаптировались к удаленной работе, сохранили магазины и сотрудников», – говорит исполнительный директор EVA Ольга Шевченко. Развитие онлайн‑розницы остается приоритетом компании и на 2022 год. Другая крупная задача – строительство распределительного центра в Одессе.
В конце 2020 года сеть из Днепра открыла сотый магазин. А уже летом 2022‑го владельцы планируют иметь 200 торговых точек. Развитие сети ускоряет изменение потребительского поведения – люди отдают предпочтение магазинам возле дома. Чтобы удовлетворить спрос, VARUS строит супермаркеты площадью 300–700 кв. м и переформатирует большие магазины. В нескольких из них часть торговых залов выделили под рабочую зону для сборщиков онлайн‑заказов, чтобы сократить количество несвоевременно собранных пакетов (35% от всех заказов). В следующем году VARUS планирует открыть dark store, что позволит снизить долю задержек до 1–2%. VARUS сотрудничает с сервисом Glovo и тестирует собственную доставку.
Главный фокус продуктового ритейлера в 2021 году – интеграция 35 магазинов BILLA, которые компания выкупила в конце прошлого года. Поглощение BILLA обошлось NOVUS, по оценке операционного директора сети Алексея Панасенко, в сумму около $100 млн. В ребрендинг каждого магазина компания вкладывает 12–15 млн грн, говорит он. В сентябре 2021 года в NOVUS входит 82 супермаркета, большая их часть – в Киеве и Киевской области.
Сеть RetailGroup насчитывает 62 продуктовых супермаркета: 10 работают под брендом «Велика Кишеня», 35 – «Велмарт», 15 – «ВК Експрес», один – ВК Select. «Мы отходим от бренда «Велика Кишеня» и проводим ребрендинг части магазинов ВК», – говорит директор по маркетингу Алена Грабовская. Со временем все магазины «Велика Кишеня» переформатируют в дисконтные гипермаркеты «Велмарт». Новая модель управления предполагает делегирование полномочий на уровень магазинов, чтобы оперативно реагировать на требования покупателя. «Каждый магазин будет самостоятельно определять ассортимент, ценовую политику, привлекать поставщиков», – объясняет Грабовская.
Сеть Виктора Полищука уходит с территории низких цен. «Конкурировать на уровне широкой полки и цены нет возможности», – поясняет СЕО компании Вера Витинская. Eldorado меняет подход к сервису: место выдачи интернет‑заказов разместили у входа в магазин, кассу и зону HiTechnic – в центре, детскую и лаунж – недалеко от столиков выдачи кредитов. Это позволяет равномерно распределить трафик покупателей и не оставить ни один отдел «холодным». В 2020‑м сеть открыла девять магазинов и насчитывает более 120 точек в 59 городах. В первой половине 2021 года, по данным компании, их посетило около 10 млн человек.
Событие года: сеть супермаркетов «Таврия В» братьев Музалевых запустила новое направление – мини‑маркеты у дома «Таврия В Express». Уже работает четыре объекта в Одессе и Хмельницком. Площадь торговых точек – от 150 кв. м, ассортимент – около 2500 наименований.
Цитата: «Самое большое удовольствие – смеяться над трудностями, когда ты запасся гречкой, солью и соляркой для генератора» (Борис Музалев, «Одесса‑медиа», 2019 год).