Иллюстрация Shutterstock/Логотипы с сайтов компаний/Анна Наконечная
Категория
Компании
Дата

15 самых крупных ритейлеров Украины. Кто прибыльный и убыточный среди АТБ, Fozzy, «Эпицентра», Rozetka и других

8 хв читання

Иллюстрация Shutterstock/Логотипы с сайтов компаний/Анна Наконечная

Forbes Украина выбрал 15 самых крупных ритейлеров Украины среди 100 наиболее крупных частных компаний

  • Общая выручка 15 ритейлеров – 427 млрд грн. Это 18,5% от совокупной выручки 100 наиболее крупных частных компаний Украины. Самая большая выручка – у АТБ (123,9 млрд грн), Fozzy Group (80,2 млрд грн), «Эпицентр» (50,4 млрд грн).
  • Совокупный доход ритейлеров – 7,3 млрд грн. Из 15 компаний только четыре были убыточны в 2020 году (Metro, Auchan, Novus, «Эльдорадо»), Fozzy Group не раскрыла своей прибыли/убытка. Самая большая прибыль – у АТБ (5,8 млрд грн), «Эпицентр» (3,2 млрд грн), EVA (540 млн грн).
  • Только одна компания показала падение выручки в 2020 году – Auchan Украина (падение на 0,04%). Все остальные ритейлеры показали рост выручки в среднем на 5–18%. Наибольшее возрастание у Rozetka (+48%), Samsung Украина (+21%), Metro (+20%), Comfy (+19%).
  • Ритейлеры – одни из крупнейших работодателей среди частных компаний. На них работает 211 000 человек.
  • Пять из 15 ритейлеров происходят из Днепра: АТБ, Fozzy Group, Comfy, Eva и Varus.
  • Среди владельцев крупнейших ритейлеров Украины – 13 участников рейтинга самых богатых украинцев от Forbes. АТБ (владельцы: Геннадий Буткевич, Евгений Ермаков, Виктор Карачун), «Эпицентр» (владельцы: Александр и Галина Гереги) Fozzy Group (владельцы: Владимир Костельман, Олег Сотников, Роман Чигирь), Rozetka (владельцы: Владислав и Ирина Чечеткины), Comfy (владелец: Станислав Ронис), Eva и Varus (владельцы: Валерий Киптык, Руслан Шостак), «Ритейл групп» (владелец: Роман Лунин), «Эльдорадо» (владелец: Виктор Полищук). Их совокупное состояние — $5,1 млрд.
АТБ /Ярослав Дебелый
Прибыль 5,8 млрд грн
Выручка 123,9 млрд грн
Ритейл

В августе 2021 года АТБ открыл в супермаркете под Киевом первое полноценное кафе. В меню 42 позиции: салаты, гарниры, мясо, рыба и сладости. Всего ритейлер планирует открыть 25 подобных заведений.

Кафе – еще один способ повысить привлекательность АТБ для среднего класса. Процесс стартовал в 2016‑м, когда компания запустила проект «черный АТБ», дополнив бедненько выглядящие бело‑синие АТБ супермаркетами с черной облицовкой.

С начала года АТБ обновил 26 магазинов – теперь в сети треть модернизированных торговых точек. Помимо редизайна, АТБ увеличил ассортимент товаров средней ценовой категории и ввел новые сервисы – пекарни, кофе‑пойнты и т. п.

С начала 2021 года АТБ открыл 61 магазин, всего в сети 1257 супермаркетов. В фокусе – Одесская, Киевская и Львовская области. За шесть месяцев 2021 года товарооборот АТБ вырос на 20%, до 85,3 млрд грн.

Fozzy Group /Fozzy Group
Прибыль н/д
Выручка 80,2 млрд грн
Ритейл

Один из крупнейших продуктовых ритейлеров страны энергично осваивает новые направления. В 2020‑м Fozzy зашла сразу в две торговые ниши, запустив сеть товаров для хобби OffTop и мини‑маркеты FoodPod. В первом формате работает уже 10 точек в Киеве, во втором – пять магазинов в столице и пригороде. В начале сентября 2021‑го Fozzy Group открыла три спортивных клуба Apollo Next. Фишка заведений – групповые тренировки по новой для Украины методике Les Mills.

Основной бизнес Fozzy, сеть «Сільпо», развивает собственную доставку. Причем не только в Киеве, где хорошо развиты подобные сервисы, но и в пяти десятках городов поменьше. Летом 2021 года компания открыла виртуальный ресторан с доставкой «Сільпо Resto». Блюда в нем готовятся «из‑под ножа», а время от заказа до доставки занимает не более 40 минут: в структуре девять dark kitchen. Сервис доступен только в Киеве, в планах – Одесса и Львов. 

Эпицентр К /DR
Прибыль 3,2 млрд грн
Выручка 50,4 млрд грн
Ритейл

Крупнейший непродуктовый ритейлер Украины переживает период реновации. Вместо отделов теперь «магазины в магазине» с новым дизайном и готовыми интерьерными решениями. В «Эпицентре» открылись студии света, сна, интерьеров. Ритейлер также развивает новые направления – аптеку и продуктовый маркет, где продаются свежая выпечка и деликатесы. Чтобы идти в ногу со временем, компания начала открывать точки выдачи и запустила собственный маркетплейс. Долгосрочная цель команды диджитал – маркетплейс должен давать 25% оборота «Эпицентра».

Metro Cash & Carry /Getty Images
Убыток 1,7 млрд грн
Выручка 21,5 млрд грн
ритейл

У METRO Cash & Carry 26 гипермаркетов в 18 городах. Компания делает ставку на собственные торговые марки. К 2026 году их доля в ассортименте должна вырасти минимум на 7 п. п., до 24%.

Компания меняет формат, превращаясь из гипермаркета для небольших предпринимателей в магазин для всех. И цифровые технологии тут как нельзя кстати. Первым диджитал-инструментом стал Viber-бот, который заменил бумажные каталоги. В 2019 году ритейлер запустил мобильное приложение. Через него, а также с помощью специального устройства в торговом зале одного из 23 гипермаркетов сети, можно получить электронную карту для допуска в зал. Она заменила прежнюю бумажную. 

Rozetka.ua /Александр Чекменев
Прибыль 110 млн грн
Выручка 18 млрд грн
ритейл

Сайт Rozetka – четвертый по популярности в Украине. Конкуренты‑ритейлеры далеко позади. По данным аналитической компании Kantar, интернет‑магазин «Эпицентра» на 15‑м месте, маркетплейс Allo – на 23‑м. Компания расширяет свое физическое присутствие.

Зимой 2021‑го Rozetka объявила о запуске франшизы и за первые шесть месяцев открыла более 15 точек. Список желающих сотрудничать длинный – в листе ожидания около 1500 человек, готовых совокупно вложить в развитие сети $40 млн, говорил основатель компании «Франч» Роман Кирилович, который помогал Rozetka запустить партнерскую сеть. «Емкость рынка – более 1000 точек», – уверяет Владислав Чечеткин. 

Samsung Украина /Ravi Sharma / Unsplash
Прибыль 324 млн грн
Выручка 17,7 млрд грн
ритейл

Samsung впервые детально объяснил, чем занимается его R&D‑подразделение в Украине. C момента основания в 2009 году компания инвестировала в киевский центр разработки $365 млн и наняла около 600 человек, рассказал в июне 2021 года СТО Samsung R&D Institute Ukraine Андрей Фусиенко. Подразделение фокусируется на разработках в области компьютерного зрения, графике и кибербезопасности. С момента основания центр подал 232 патентные заявки. Компания вложила $1 млн в программы сотрудничества с киевскими КНУ и КПИ, харьковскими ХАИ и ХНУ.

Comfy
Прибыль 81 млн грн
Выручка 16,2 млрд грн
ритейл

Крупнейший продавец электроники и бытовой техники начал торговать детскими товарами. В сентябре 2021‑го на его сайте появился большой раздел Comfy Kids. Помимо игрушек в ассортименте товары для будущих мам и безопасности малышей, памперсы, детский текстиль, мебель и транспорт – от колясок до самокатов и велосипедов. В мае 2021‑го в одном из киевских торговых залов Comfy открылся Apple Shop площадью 80 кв. м. В сеть входит 86 магазинов. По данным компании, они продают около 800 товаров в час.

Фокстрот /пресс-служба Фокстрот
Прибыль 70 млн грн
Выручка 14,3 млрд грн
ритейл

Один из крупнейших продавцов электроники и бытовой техники наращивает темп. «Фокстрот» доставляет интернет‑заказы не дольше чем за два часа, а собирает их за 30 минут. У покупателей также появилась возможность получать потребительские кредиты по предъявлению электронных документов в приложении «Дія». Как и конкуренты, ритейлер расширяет виртуальную витрину – она насчитывает около 100 000 наименований товаров. В ассортименте не только профильная продукция, но и товары для спорта, отдыха, ремонта и сада. В сеть входит 165 магазинов общей площадью более 153 000 кв. м. 

Auchan /Getty Images
Убыток 627 млн грн
Выручка 14,1 млрд грн
ритейл

В украинскую сеть Auchan входит 28 гипермаркетов. Три из них открыли в первой половине 2021 года, говорится в отчете холдинга ELO, владеющего торговой сетью. Ритейлер вернулся к физической экспансии после трехлетней паузы. «Большие форматы на 10 000– 15 000 кв. м будут теперь исключением», – констатирует на форуме RAU Investment директор по развитию сети Игорь Ковалев. Ритейлер будет развивать формат pick‑up‑point и попробует себя в уличном ритейле.

EVA /пресc-служба EVA
EVA
Прибыль 540 млн грн
Выручка 13,4 млрд грн
ритейл

Сеть EVA, крупнейший в Украине игрок на рынке косметики, в 2020 году из‑за карантина не выполнила план по открытию новых торговых точек, зато в шесть раз нарастила продажи онлайн. Компания реорганизовала склад интернет‑магазина в Броварах и модернизировала распределительный центр во Львове. «Мы адаптировались к удаленной работе, сохранили магазины и сотрудников», – говорит исполнительный директор EVA Ольга Шевченко. Развитие онлайн‑розницы остается приоритетом компании и на 2022 год. Другая крупная задача – строительство распределительного центра в Одессе.

Varus /Varus
Прибыль 116 млн грн
Выручка 13 млрд грн
ритейл

В конце 2020 года сеть из Днепра открыла сотый магазин. А уже летом 2022‑го владельцы планируют иметь 200 торговых точек. Развитие сети ускоряет изменение потребительского поведения – люди отдают предпочтение магазинам возле дома. Чтобы удовлетворить спрос, VARUS строит супермаркеты площадью 300–700 кв. м и переформатирует большие магазины. В нескольких из них часть торговых залов выделили под рабочую зону для сборщиков онлайн‑заказов, чтобы сократить количество несвоевременно собранных пакетов (35% от всех заказов). В следующем году VARUS планирует открыть dark store, что позволит снизить долю задержек до 1–2%. VARUS сотрудничает с сервисом Glovo и тестирует собственную доставку.

Novus /УНИАН
Убыток 344 млн грн
Выручка 12,7 млрд грн
Ритейл

Главный фокус продуктового ритейлера в 2021 году – интеграция 35 магазинов BILLA, которые компания выкупила в конце прошлого года. Поглощение BILLA обошлось NOVUS, по оценке операционного директора сети Алексея Панасенко, в сумму около $100 млн. В ребрендинг каждого магазина компания вкладывает 12–15 млн грн, говорит он. В сентябре 2021 года в NOVUS входит 82 супермаркета, большая их часть – в Киеве и Киевской области.

Ритейл Груп /пресс-центр Велика Кишеня
Прибыль 63 млн грн
Выручка 12,2 млрд грн
ритейл

Сеть RetailGroup насчитывает 62 продуктовых супермаркета: 10 работают под брендом «Велика Кишеня», 35 – «Велмарт», 15 – «ВК Експрес», один – ВК Select. «Мы отходим от бренда «Велика Кишеня» и проводим ребрендинг части магазинов ВК», – говорит директор по маркетингу Алена Грабовская. Со временем все магазины «Велика Кишеня» переформатируют в дисконтные гипермаркеты «Велмарт». Новая модель управления предполагает делегирование полномочий на уровень магазинов, чтобы оперативно реагировать на требования покупателя. «Каждый магазин будет самостоятельно определять ассортимент, ценовую политику, привлекать поставщиков», – объясняет Грабовская.

Эльдорадо /Ельдорадо
Убыток 344 млн грн
Выручка 11,4 млрд грн
ритейл

Сеть Виктора Полищука уходит с территории низких цен. «Конкурировать на уровне широкой полки и цены нет возможности», – поясняет СЕО компании Вера Витинская. Eldorado меняет подход к сервису: место выдачи интернет‑заказов разместили у входа в магазин, кассу и зону HiTechnic – в центре, детскую и лаунж – недалеко от столиков выдачи кредитов. Это позволяет равномерно распределить трафик покупателей и не оставить ни один отдел «холодным». В 2020‑м сеть открыла девять магазинов и насчитывает более 120 точек в 59 городах. В первой половине 2021 года, по данным компании, их посетило около 10 млн человек.

Таврия Плюс /facebook.com/tavriav
Прибыль 69 млн грн
Выручка 8 млрд грн
ритейл

Событие года: сеть супермаркетов «Таврия В» братьев Музалевых запустила новое направление – мини‑маркеты у дома «Таврия В Express». Уже работает четыре объекта в Одессе и Хмельницком. Площадь торговых точек – от 150 кв. м, ассортимент – около 2500 наименований.

Цитата: «Самое большое удовольствие – смеяться над трудностями, когда ты запасся гречкой, солью и соляркой для генератора» (Борис Музалев, «Одесса‑медиа», 2019 год).

100 крупнейших частны

Предыдущий слайд
Следующий слайд
Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд