Российская нефть становится нежелательным товаром для мира. Кто воспользуется слабой позицией РФ и выигрывает от распродаж? Объясняет Economist /Shutterstock
Категория
Картина дня
Дата

Российская нефть становится нежелательным товаром для мира. Кто воспользуется слабой позицией РФ и выигрывает от распродаж? Объясняет Economist

Shutterstock

Как России распродать нефть, от которой отказались покупатели? Economist разобрал новую реальность нефтяного рынка, возникшую из-за российского вторжения в Украину. «Forbes Украина» выбрал главные тезисы из материала

Як мотивувати команду не збавляти темп у надскладних умовах? Дізнайтесь 25 квітня на форумі «Надлюди» від Forbes. Купуйте квиток за посиланням!

Российская нефть застряла на воде

Общий объем нефти «на воде» вырос почти на 13% через две недели после вторжения РФ. Преимущественно это недоставленный груз, который ищет новых покупателей. Количество судов, возвращающихся в Россию, тоже возросло.

Большинство из того, что уехало из России в последние недели, купили до начала войны. Теперь из страны вообще экспортируют меньше нефти. Переживания за санкции, плохую рекламу и логистические препятствия принудили многих покупателей поставить нефтяные закупки на паузу. 24 марта объем российского экспорта нефти морем составлял 2,3 миллиона баррелей в день, а 1 марта это уже было на 2 миллиона меньше, сообщает фирма сбора данных Kpler. Российская нефть начинает выглядеть как акционная распродажа. Это, в свою очередь, может стать катализатором изменений торговли нефтью.

Подскакционный Иран научился продавать нефть

В мае 2018 года Америка ввела санкции «максимальной силы», пытаясь полностью остановить экспорт нефти из Ирана. Ей это почти удалось: по состоянию на октябрь 2019-го экспорт в среднем составлял 260 000 баррелей в день, в то время как до санкций это было 2,3 миллиона в день. За три месяца до февраля 2022 года в среднем государство продавало по 850 000 баррелей в день.

Ирану удается продавать нефть двумя способами. Первый – это с помощью разрешенных, но ограниченных продаж. Когда Штаты наложили санкции, разрешили импорт в восемь стран. Да и здесь не все так просто: за нефть нужно платить в валюте покупателя. Иран это очень раздражает. В декабре он вынужден был принять чай от Шри-Ланки как оплату за нефтяной долг, оцениваемый в $251 млн.

Чтобы обойти ограничения, Иран осуществляет контрабанду нефти – это второй способ продажи. Иранские танкеры идут к врагам Америки, таким как Венесуэла, с выключенными транспондерами. Некоторые суда перекрашивают, чтобы скрыть свою принадлежность Ирану. Другие в открытом море, часто ночью, перекачивают нефть в идущие под другим флагом суда.

С Китаем, Турцией и ОАЭ устраивают бартерные соглашения: бензин обменивают на золото, пестициды и дома в Тегеране. Продавцы в Дубае, где живет полмиллиона иранцев, смешивают сырую нефть из Ирана с другими, похожими сортами нефти, а этот микс продают как кувейтскую нефть.

Эмбарго на российскую нефть пока очень слабое

Россия вряд ли последует примеру Ирана, преимущественно потому, что пока ей это не нужно. Наказание Ирана включает вторичные санкции, угрожающие банкам третьих стран, которые будут оштрафованы на кругленькие суммы за ведение дел с Ираном. Поэтому открытая покупка иранской нефти – это рискованная операция.

А вот на Россию наложили слабее эмбарго. Только в США запретили импорт нефти из страны – да и они вообще мало покупали российскую нефть. 25 марта Германия сказала, что вполовину уменьшит закупку российской нефти, но остается загадкой когда это произойдет.

Не прекращаются продажи нефти, которая идет по нефтепроводам: этот способ менее заметен, чем поставки по морю, и на него приходится около 1 миллиона из 7,9 миллионов баррелей общего экспорта России в день. Здесь второстепенных санкций нет.

Российскую нефть покупать теперь неудобно

А вот морской экспорт пострадал, потому что западные покупатели, такие как крупные энергетические фирмы, боятся общественного осуждения. Они сталкиваются с финансовыми и логистическими препятствиями, ведь осторожные банки урезают кредиты, владельцы судов не могут получить страховку, а расходы по перевозке взлетели к небесам.

Антониа Цинова из юридической фирмы Holland & Knight говорит, что после каждого нового пакета санкций сотрудникам, занимающимся соблюдением условий контрактов, нужно изучать сотни страниц двузначной юридической абракадабры, совершающей много сделок с россиянами, не стоящими усилий. В результате Urals, российский сорт нефти, сейчас продается со скидкой около $30 с барреля. Один трейдер ожидает, что за неделю скидка достигнет $40.

Китай и Индия уберут российскую нефть. Но не все так здорово для России

Индия точно использует возможность на полную. Ожидается, что поставки российской нефти по морю на субконтинент в марте вырастут до 230 000 баррелей в день – это существенный рост по сравнению с ничем за последние три месяца.

Но Индия вряд ли купит по крайней мере в ближайшем будущем. Почти половина импорта нефти идет с Среднего Востока. Хотя определенную часть этой нефти может заменить российская, доставка нефти из Персидского залива настолько дешева, что на российскую скидку должна быть значительно больше, чтобы Индия перешла на нового поставщика.

Indian Oil Corporation, крупнейший нефтеперерабатывающий завод страны, заказал всего 3 миллиона баррелей. Ади Имсирович, бывший руководитель Gazprom по продажам нефти, а теперь сотрудник в Институте энергетических исследований Оксфорда, не считает, что Индия будет покупать больше 10 миллионов баррелей в месяц. Это мало, если учесть, что Международное энергетическое агентство прогнозирует, что запасы нежелательной российской нефти в апреле достигнут 3 миллионов баррелей в день.

Тогда только Китай сможет спасти Россию. Он импортирует около 10,5 миллионов баррелей в день (11% мировой ежедневной добычи). Китай может воспользоваться ситуацией и увеличить импорт до 12 миллионов в день. Это позволит ему купить у России 60 миллионов и относительно быстро получить их.

Но даже для Китая перевозка нефти из России стала более сложной задачей. В то время как танкер из России в Европу обычно идет три-четыре дня, в Азию – 40. Для Азии нужны гораздо большие танкеры, а они идут длиннее и обходятся дороже. Китайские банки ненавидят предоставление кредитов. Покупки должны совершаться в юанях.

Также китайские трейдеры вероятно выжидают. Даже с дополнительными затратами покупка российской нефти сэкономит много денег. Китайские трейдеры умеют узнать выгодное соглашение: когда цены на нефть достигли однозначных цифр во время ковидного кризиса в 2020 году, Китай закупился нефтью по самые уши. Чем слабее российское торговое положение, тем больше будет скидка на «уралс». Тогда Китай и совершит свой ход.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине