Верховная Рада увеличила расходную часть бюджета на 81 млрд грн ($2,5 млрд). Деньги достанутся пенсионерам и переселенцам. Эти благие намерения могут иметь критические для страны последствия.
На выходных, 9 июля, депутаты Верховной Рады по представлению Минфина увеличили расходы государственного бюджета на 80,9 млрд грн. Львиную часть этих денег направят на социальные цели: пенсии и выплаты ВПЛ – по 32,3 млрд грн, соцпомощь – 5,7 млрд грн, субсидии на ЖКХ – 3,3 млрд грн.
Почти все профинансируют за счет внешних (75,4 млрд грн) и внутренних (4 млрд грн) заимствований. Это увеличит дефицит бюджета и госдолг на 79,4 млрд грн, отмечают авторы законопроекта. В мае госдолг Украины впервые в истории превысил $100 млрд.
Увеличение расходов произошло на фоне значительной нехватки средств: в июне дефицит бюджета составил 141 млрд грн, а за первое полугодие – 405 млрд грн, сообщал Минфин.
Forbes спросил депутатов и экономистов, разумно ли решение: увеличивать расходы на социалку во время войны и чем может обернуться такая бюджетная политика правительства?
Почему увеличивают расходы на соцпомощь?
В пояснительной записке законопроекта лаконично написано, что дополнительные расходы госбюджета требуются для необходимой государственной социальной поддержки населения. Несмотря на войну и сокращение бизнес-активности доходы Пенсионного фонда (ПФУ), по итогам первого полугодия, выросли на 10,9% и составили 272,7 млрд грн, сообщил глава Комитета ВР по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев.
Рост поступлений в ПФУ можно объяснить увеличением денежного содержания военнослужащих и повышением зарплат, произошедшим в начале года, объясняет Глеб Вышлинский, исполнительный директор Центра экономической стратегии. То есть деньги на сегодняшний уровень пенсий есть. Но несмотря на военное положение, правительство продолжает политику индексации пенсий в 2022 году: 1 июля состоялась очередная плановая индексация.
Можно ли во время войны увеличивать финансирование социальных потребностей?
«Возможности увеличивать такое финансирование у государства объективно отсутствуют», – считает Вышлинский. Дефицит госбюджета составляет уже около 10% ВВП, а к концу года госдолг к ВВП будет составлять почти 100% (в 2021 году – менее 50%), отмечает нардеп партии «Голос» Ярослав Железняк.
В настоящее время Украине для ежемесячного покрытия дефицита бюджета нужно не менее $5 млрд. В июне расходная часть бюджета составила 232,4 млрд грн, из них на оборону государство тратит более 130 млрд грн. Проблема не только во возросших расходах. В прошлом месяце налоговые и таможенные поступления сократились до 57,6 млрд грн, подсчитал Железняк. Еще в мае они были 73 млрд грн, а год назад – на уровне 100 млрд. грн. То есть сейчас доходы государства покрывают только 25% его расходов. Остальное за июнь – это финансирование Нацбанка – 105 млрд грн, ОВГЗ – более 16 млрд грн , а также кредиты и гранты от международных партнеров в сумме $3,8 млрд.
Сколько международной помощи требуется Украине при нынешнем дефиците бюджета?
Международная помощь – основа финансирования военного бюджета страны. С начала полномасштабной войны Украина получила около $11 млрд внешней поддержки, в среднем $2,7 млрд в месяц, отмечает в статье Forbes Юрий Городниченко, профессор Калифорнийского университета Беркли.
Но если посчитать финансирование бюджета с 24 февраля, то выходит, что внешняя помощь – всего 34% от всего финансирования бюджета.
Из уже согласованной помощи Украина может получить около $19 млрд. Этого недостаточно, если разделить ее на ближайшие четыре месяца, выходит, что уже в ноябре страна может столкнуться с нехваткой средств. До конца года нужно найти еще хотя бы $10 млрд. Удастся ли правительству привлечь их – открытый вопрос. Даже согласованные средства могут поступать неритмично и с опозданием. Да, правительство ЕС до сих пор обсуждает, как структурировать утвержденную финансовую поддержку. Полный пакет помощи ЕС вряд ли будет урегулирован до августа, пишет Financial Times.
Что произойдет, если продолжать такую политику?
Иностранной поддержки не хватает для закрытия нужд страны. С начала войны Национальный банк являлся вторым по вкладу донором бюджета. С 24 февраля регулятор выкупил ОВГЗ на 225 млрд грн. Это «печатание денег» – прямая поддержка правительства, но ее цена слишком высока – валютные резервы быстро «тают», инфляция растет – 21,5% в мае, давление на курс гривни усиливается, за первые две недели июля стоимость доллара на наличном рынке выросла на 8%, до 38 грн/$.
Чтобы поддержать гривню, НБУ продал $12,6 млрд. «Это не только резервы, но и внешняя помощь, но мы видим, что продолжать такую политику опасно», – уточняет Железняк. Из резервов НБУ продал около $4 млрд.
У регулятора пока достаточно резервов, чтобы покрыть трехмесячный импорт (считается безопасным уровнем). Но если ежемесячные расходы резервов на поддержку курса составят $4 млрд (плюс ближайшие выплаты по внешнему долгу – $3 млрд), то валютные резервы могут снизиться до опасно низкого уровня – $12–15 млрд, отмечает Городниченко.
Исчерпание международных резервов может привести к потенциальному увеличению колебаний на валютном рынке, сказал в интервью BBC заместитель главы Национального банка Сергей Николайчук. «Это, со своей стороны, приведет к ускорению темпов роста цен и развертыванию инфляционной спирали», – предупредил Николайчук.
Чем вредит повышение социальных расходов?
Иностранная помощь – это деньги налогоплательщиков западных стран. Политикам США и ЕС будет сложно объяснять избирателям, почему они должны финансировать уровень жизни рядовых украинцев или налоговые льготы, отметила на конференции Forbes «Будуємо разом» экс-глава НБУ Валерия Гонтарева.
К тому же «новые» деньги для соцвыплат почти в полном объеме пойдут на потребительский рынок, что будет стимулировать и без того рекордную за шесть лет инфляцию. «Не думаю, что при инфляции в 40% пенсионеры ощутят помощь от дополнительно полученных 500 грн», – считает Железняк.
Макростабильность как вопрос национальной безопасности
«Правительство должно искать варианты для сокращения расходов, а не увеличения их, – считает нардеп партии «Голос» и секретарь комитета по бюджету в ВРУ Владимир Цабаль. – Дефицит бюджета должен формироваться только за счет военных расходов. Перенаправляя международную помощь на финансирование других целей, государство «стреляет себе в ногу». Его логика такова: если дополнительное финансирование будет идти только на нужды обороны и ВСУ, это позволит быстрее закончить войну, что станет лучшим стимулом для экономики.
Популистская бюджетная политика несет угрозы не только экономике. «Макроэкономическая стабильность является важнейшим условием для работы экономики. Валютный кризис, банковская паника или высокая инфляция могут подорвать способность страны поддерживать боевые действия», – утверждает Городниченко в своей статье.
«Коллапс государственных финансов означал бы потерю обороноспособности страны, учитывая, что значительные оборонные закупки осуществляются за государственные средства», – отмечает Николайчук.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.