Категория
Богатейшие
Дата

Заработать почти $3 млрд на риске. Как американец Марк Лор строит бизнес-империю, не оперируя стратегически на одном рынке?

3 хв читання

Марк Лор начинал бизнес еще в студенчестве, когда продавал баскетбольные карты онлайн /Peter Hurley for Forbes USA

Марк Лор начинал бизнес еще в студенчестве, когда продавал баскетбольные карты онлайн Фото Peter Hurley for Forbes USA

Стратегия миллиардера Марка Лора – не зацикливаться на одном бизнесе. В настоящее время соучредитель Diapers.com и совладелец Minnesota Timberwolves делает большую ставку на свой новый стартап Wonder, у которого амбициозные планы изменить рынок доставки еды. Как ему удается из хаоса идей создавать бизнес?

Отримуйте щоденний лист з останніми матеріалами та новинами від Forbes

Спасибо за подписку

«Дом с крыши строить», «Не говори гоп, пока не перепрыгнешь» – Марк Лор, 53, любит перефразировать старые поговорки, отбрасывая оригиналы как антипредпринимательские. Это может звучать наивно, но хорошо иллюстрирует его неспокойный разум. Его поиски себя принесли результат: серийный предприниматель, пробовавший себя во всем – от e-commerce до продажи коллекционных бейсбольных карточек, теперь владеет состоянием в $2,8 млрд, оценивает Forbes.

Лор родился на Стейтен-Айленде, Нью-Йорк. Он изучал бизнес и экономику в Университете Бакнелла, шесть лет работал в трех банках, прежде чем уволиться и открыть компанию – любую. Впоследствии вместе с двумя друзьями детства он создал The Pit – онлайн-площадку для торговли коллекционными карточками, которую они продали в 2001 году за $6 млн.

Став отцом, Лор покинул Вортонскую школу бизнеса, чтобы стать соучредителем интернет-магазина детских товаров Diapers.com, которую Amazon купил в 2010-м за $500 млн наличными, а впоследствии закрыл в 2017-м. Затем был Jet.com – e-commerce альтернатива Costco, которую Walmart приобрел в 2016-м за $3,3 млрд, а закрыл в 2020-м. Лор оставался руководителем онлайн-направления ритейл-гиганта до 2021 года.

В 2021-м он объединился с легендой бейсбола Алексом Родригесом, чтобы приобрести Minnesota Timberwolves и женскую команду WNBA Minnesota Lynx примерно за $1,5 млрд. Соглашение было разбито на четыре платежа до 2024 года. Лор и Родригес уже совершили два платежа на сумму $550 млн за 40% акций клуба (Лор владеет 25%). Третий платеж рассматривается в арбитраже из-за спора по соблюдению сроков в марте 2024 года. Стоимость Timberwolves удвоилась с момента сделки, по оценке Forbes.

Марк Лор, миллиардер /Peter Hurley for Forbes USA

Марк Лор на обложке журнала Forbes USA. Несмотря на быстрый рост нового фуд-бизнеса Лора, аналитики скептически относятся к его успеху и говорят, что он «не до конца отработал бизнес-модель» Фото Peter Hurley for Forbes USA

Инвестировать в новый фуд-холл и обойти Chipotle

Последняя авантюра Лора – Wonder, позиционирующая себя как новый формат фуд-холла. Он основал компанию в 2018 году и возглавил ее после ухода из Walmart.

Первоначальная идея заключалась в том, чтобы покупать рецепты и брендинг у популярных ресторанов и звездных шеф-поваров. Wonder выплачивала им гонорары наличными и предоставляла долю в компании, среди них были Бобби Флей и член правления Wonder Хосе Андрес. Блюда готовили на централизованных кухнях и доставляли в фургонах со встроенными печами.

В начале 2023 года, вскоре после привлечения $350 млн при оценке компании в $3,5 млрд, Лор заменил 450 фургонов Wonder на стационарные заведения, где клиенты могли заказывать еду на вынос или доставку из 30 уникальных меню. Рискованный шаг. Компания быстро зафиксировала $80 млн убытков из-за этого перехода.

«Нам пришлось почти полностью обнулить доходы и начать все сначала», – говорит Лор, который владеет примерно половиной компании, уже вложил в нее $300 млн собственных средств и дополнительно привлек еще около $1,5 млрд.

Wonder продолжает готовить блюда на трех централизованных кухнях, а затем отправляет их в 37 заведений в пяти штатах США. По словам Лора, преимущество модели в том, что магазины не нуждаются в полноценных кухнях – достаточно скоростных печей для финального приготовления блюд.

Для клиентов, особенно семей, это удобно: один может заказать пад тай, другой – бургер. Чтобы расширить зону покрытия, Wonder планировал открывать одно новое заведение в неделю и довести их количество до 100 (преимущественно в Нью-Йорке и Нью-Джерси) до конца 2024 года.

Wonder, доставка еды

Заведение Wonder в Леджвуде, Нью-Джерси, США. Фото: Wonder Group

Несмотря на отсутствие доходности, источник, знакомый с бизнесом, утверждает, что Wonder приносит больше дохода на единицу, чем такие компании, как Chipotle или Cava.

Wonder также расширяет активы: в ноябре 2023 года компания купила Blue Apron за $100 млн, а в январе 2024-го – Grubhub за $650 млн (обе компании приобретены со скидкой 90% от их пиковой стоимости). Планы интеграции этих сервисов остаются неясными. «Лор ищет дополнительные источники спроса, ведь самое сложное – привлечь и удержать клиентов», – говорит аналитик рынка пищевых технологий Мэтт Ньюберг.

В 2024 году Wonder достиг $470 млн выручки по сравнению с $50 млн в 2023-м. Эта сумма включает в себя продажи Blue Apron ($400 млн в год перед покупкой), но не Grubhub. Кроме того, Wonder получает доход от продажи еды крупным клиентам, включая коворкинги, офисы и даже начальную школу. Ее подразделение Wonder Works продает кухонное оборудование (скоростные печи) и методики приготовления пищи кинотеатрам, стадионам и круизным лайнерам.

Несмотря на амбициозные прогнозы Лора о $2 млрд выручки в 2024 году и IPO стоимостью $40 млрд в 2028 году, эксперты скептически оценивают его шансы. «Он расширяется, не до конца отработав бизнес-модель», – говорит Ньюберг. Для сравнения, Chipotle понадобилось 30 лет, чтобы добиться рыночной капитализации в $30 млрд.

«Он имеет огромные амбиции и стремится создать крупную публичную компанию», – говорит Дэйв Муничиэлло из Google Ventures. Его фонд инвестировал в Wonder более $100 млн, что является второй по размеру инвестицией GV после Uber.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд
Перший випуск 2025 року вже у продажу

Замовляйте з безкоштовною доставкою по Україні