После года полномасштабной войны рост количества вакансий разрушил относительный баланс между количеством кандидатов и предложений. Около 1 млн человек причастны к защите государства, 8,6 млн – уехали за границу. Все это повышает конкуренцию за специалиста и заставляет компании пересматривать зарплаты, пишет HR-эксперт и карьерный консультант Татьяна Пашкина.
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
Прошедший год стал испытанием на рынке труда. В отличие от предыдущих кризисных лет, в игру вступили другие негативные факторы, оказавшие существенное влияние на общее состояние.
С каким «багажом» украинский рынок труда вступил в 2023 год?
Самым страшным месяцем года стал, конечно, март – по 4000 вакансий вместо 100 000 на каждом из крупных сайтов по трудоустройству, Львов как лидер по количеству предложений после многолетнего «царствования» Киева. Полное непонимание ситуации и последствий, паника, отчаяние. Увольнения, сокращения, перевод на неполный рабочий день, оборванные связи между специалистами и компаниями – было все.
Апрель начинается сравнительно бурным ростом количества резюме и вакансий. Положительный тренд постепенно стабилизируется, хотя пока за счет западных областей. Благодаря внутренне перемещенным лицам Ивано-Франковск выходит на пятое место по количеству вакансий вместо Харькова, где с работой необычно затруднительно. Начинается период относительного баланса с учетом текущей ситуации – военных действий, оккупации 17,5% территории (на ноябрь 2022), сокращения производства, потерь урожая, разрушения мощностей.
Осенью можно наблюдать определенное подобие бизнес-сезона, который останавливают блекауты. Бизнес не готов нанимать новых людей, не осознавая, как они будут работать завтра. И будут ли работать вообще.
Рынок труда реагирует на все эти качели. С безусловного рынка работодателя весной 2022 года (единственная приятная новость для работодателей) рынок труда потихоньку возвращается к рынку кандидата. Увеличение вакансий происходит постепенно, но количество кандидатов не растет пропорционально.
Если у нас около 1 млн человек причастны к защите государства, более 8 млн беженцев – не все из них трудоспособные лица, но цифра значимая (с 24 февраля 2022 года по 7 марта 2023-го включительно в Европе находится 8 108 448 беженцев из Украины, исходя из данных Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев) – и еще несколько миллионов внутренне перемещенных лиц, так что резервов кандидатов не так уж много. Судя по данным опросов, больше половины беженцев будут ждать завершения военных действий, то есть в ближайшее время они вряд ли пополнят рынок труда. И не все из них вернутся и после того.
Поэтому рост количества вакансий потихоньку разрушил относительный баланс между количеством кандидатов и предложений. Если в прошлом году большое количество вакансий связано с тем, что бизнес возвращался к работе, начинал вызывать на работу сотрудников, то теперь ситуация изменилась. Открываются новые магазины-кафе-производства, они активно привлекают специалистов, и рынок труда как рынок работодателя теряет актуальность.
Рост зарплат
Но повышение конкуренции за специалистов имеет еще одну особенность – начинается повышение заработной платы. Если нужно срочно найти работника, а имеющихся кандидатов не удовлетворяет зарплата, приходится ее поднимать. Важный фактор – ситуация с зарплатой в прошлом году. Средняя зарплата за 2022 год выросла на 6%, сообщает глава комитета ВР по вопросам финансовой и налоговой политики Данило Гетманцев.
По данным исследования ЕВА, компании были вынуждены сокращать заработную плату в начале года, но смогли поднять ее к концу 2022 года.
В 2022-м, по данным СУП, около 30% компаний уволили примерно десятую часть работников, 22,5% участников Союза рассказали, что вынуждены были уволить треть работников, и 17,5% – до половины. «Есть даже 2,5% тех компаний, которые сократили штат более, чем вполовину», – комментируют в СУП. Пострадали и зарплаты.
В 2023 году большинство работодателей планируют поднимать зарплату (а некоторые и не один раз).
Конечно, это не компенсация инфляции, которая в 2022 году была 26,6%. Самый распространенный вариант пересмотра зарплаты – 5–10%.
Но каждое повышение зарплаты означает, что теперь переманивать специалиста придется на большие деньги. А переманивать придется: в Минреинтеграции сообщили, что с марта 2022 года к работе вернулись уже около 600 000 граждан, и сейчас количество наемных работников в стране составляет 8,6 млн (данные из Реестра застрахованных лиц). По данным этого реестра, численность наемных работников в декабре 2020 года составляла 9,95 млн человек, что на 162 000 человек меньше показателя января 2020 года (98,4%).
А количество вакансий продолжает расти. И вместо 50 000 вакансий на каждом из сайтов трудоустройства в марте уже есть по 70 000–75 000. Сайт по трудоустройству голубых воротничков OLX подчеркнул, что у них количество вакансий в 2023-м сравнялось с количеством начала 2022-го.
Количество предложений от работодателей растет каждый день, и рынок труда выглядит, как в довоенное время. И даже географически прошлогодний перекос начинает компенсироваться.
Харьков вернул себе место в пятерке лидеров, обогнав Запорожье и Ивано-Франковск, хотя полгода назад у него было 900 вакансий ежемесячно, а во Франковске их было 1342. Теперь во Франковске их 1765, то есть динамика прироста есть, но она не столь значима, как в Харькове. Кстати, количество вакансий в прифронтовых и деоккупированных городах стремительно растет, что провоцирует повышение конкуренции за работника.
Куда идут работники
Есть еще один фактор – психологический. При нестабильности работники не решаются менять плохую работу, чтобы не потерять ее окончательно. Но когда они уверяются, что ситуация не настолько критична, то начинают мониторить рынок труда.
И здесь важно понимать, с какой позиции наш специалист начинает сравнивать предложения.
Если сейчас он работает в компании, где были сокращения по зарплате и до сих пор она неполная или не вся официальная, постоянно меняется и не к лучшему, договориться с ним можно на меньшие деньги. При наличии понятной перспективы, стабильности (например, большой гарантированный оклад, белая зарплата, соцпакет и т.д.) он согласится на сумму меньше, чем его коллега из компании, где все хорошо.
Что касается компании, которая в прошлом году если и сбавляла зарплату, то быстро возобновила ситуацию. Которая пыталась оказывать психологическую поддержку и посильную материальную помощь или помощь с переездом. Компания, которая уже подняла зарплату и имеет четкий график или реперные точки того, когда и как ее будут поднимать в 2023 году.
У специалиста из такой компании есть не только уверенность в настоящем, но и гарантированная положительная перспектива, и хантеру придется сравнивать не только здесь и сейчас, но и следующее полугодие и т.д. И, конечно, «поднимать ставки», чтобы перебить позицию нынешнего работодателя.
Массовый рост зарплаты приводит работодателя к вынужденной необходимости тратить больше средств на привлечение новых специалистов. И тогда у компании встает выбор, каким далее идти путем. Либо активно взращивать лояльность специалистов и настолько привлекательный бренд работодателя, что в компании будут готовы работать даже на меньшие деньги. Либо иметь хороших хантеров, умеющих договариваться качественно и надолго. Либо начинать откладывать деньги на привлечение, потому что чем дальше, тем дороже это будет стоить.
Окончание войны не означает улучшение ситуации. Скорее наоборот. Мы не знаем, сколько мужчин уедут за границу, чтобы объединиться со своими семьями. Сколько людей поедут, чтобы заработать деньги на собственные нужды, потому что зарплата не растет так быстро, как цены. И сколько вернутся, чтобы компенсировать отсутствие «уехавших», и действительно ли они его компенсируют.
Поэтому уже сейчас компании следует понимать собственные потребности в персонале. Ресурсы на содержание тех, кто есть, и бюджет на привлечение тех, кто понадобится завтра и послезавтра. И помним, что за плохую репутацию компания вынуждена расплачиваться большей текучестью и большей зарплатой, которую предлагают кандидатам. Так, весной 2022 года опрометчивые шаги стоили многим компаниям их репутации. А теперь будут стоить деньги.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.