С начала войны Glovo возобновил бизнес в Украине на 90% мирных времен
Категория
Инновации
Дата

Желтый рюкзак против ракет и блэкаутов. Во время войны испанский Glovo незаметно захватил украинский рынок доставки еды. Как так получилось

С начала войны Glovo возобновил бизнес в Украине на 90% мирных времен

За более чем 300 дней большой войны бизнес-сервисы доставки научились работать в Украине почти как в мирное время. По крайней мере, два крупнейших конкурента – BoltFood и Glovo. Как испанцы умудрились отвоевать более половины рынка

🎂 День народження у нас — подарунки вам. Forbes Ukraine чотири роки, тому даруємо 44% знижки на річну підписку на сайт Forbes. Діє з промокодом FORBES4 до 31 березня. Оформлюйте зараз за цим посиланням

«Мы уже восстановились на 90% к довоенному уровню в количестве заказов», – говорит Марина Павлюк, новоназначенный генеральный директор Glovo в Украине. Из 39 городов у сервиса осталось 38, фокус сместился с востока на запад. У ближайшего конкурента – эстонского Bolt – в шесть раз меньше.

В ноябре 2022-го в украинском офисе испанского единорога второй раз за год сменился топ-менеджер – назначенный в марте Евгений Тришин ушел из компании. Его сменила маркетинг-директор Марина Павлюк, которая работает в Glovo с момента старта в Украине. «Я была пятым сотрудником, который запускал этот бизнес, и знаю его очень хорошо», – говорит она.

До марта 2022 года Украина была третьим крупнейшим рынком для Glovo, говорится в отчете за третий квартал материнской Delivery Hero. Немецкий гигант доставки купил быстрорастущего европейского конкурента за $2,6 млрд в начале года, что ускорило экспансию. Какую ставку Glovo, в свою очередь, делает на охваченную войной Украину

Где заказывают доставку пищи во время ракетных обстрелов

На платформе Glovo зарегистрировано более 50 000 курьеров, выполнивших хотя бы один заказ. «Это «армия» в четыре-пять раз больше, чем у других сервисов», – говорит Павлюк. Количество активных курьеров компания не раскрывает.

Однако желающих разносить заказ с желтым рюкзаком не уменьшается. До конца года уровень безработицы составит 30%, прогнозирует Минэкономики. На начало ноября в Украине насчитывалось 239 000 безработных – антирекорд за всю историю независимости, сообщал первый заместитель главы налогового комитета ВР Ярослав Железняк.

Средний месячный доход киевского курьера Glovo в декабре 2022 – 25 000–30 000 грн, если совершать доставки по восемь часов в день. Год назад цифры были скромнее – 16 000–18 000 грн, но для компенсации инфляции компания с июня увеличила бонусную ставку. Спрос растет, однако невиданного наплыва новых курьеров нет, уверяет Павлюк. Больше регистраций в миллионных Киеве и Львове.

Есть ли работа для всех желающих? В городах, где можно работать, украинский рынок восстановился на 70% от довоенного, оценивает руководитель направления доставки еды Bolt Food в Украине Иван Гринчук. Крупные иностранные игроки справляются лучше остальных – в основном мелкие локальные компании.

Уже в сентябре эстонский Bolt Food получал заказы больше, чем в мирные времена. «Во Львове количество заказов у нас выросло на 30% от довоенных показателей, в Днепре – на 20%», – говорит Гринчук. Из шести городов, где работает сервис, самая плохая ситуация в Одессе и Харькове – там о возобновлении пока речь не идет.

Бизнес Glovo на востоке и юге тоже страдает – сейчас компания работает в 38 локациях из запущенных до 24 февраля 39. Вместо этого сыграла ставка на новые небольшие города на западе – Калуш, Коломыю, Мукачево и другие – там дела идут вверх.

Главный офис удивлен такими результатами, говорит Павлюк, но они закономерны. Доставка перестроилась вслед за ресторанным рынком. К сентябрю, по подсчетам Национальной ресторанной ассоциации, в стране закрылось около 7000 заведений – в основном в прифронтовых и оккупированных городах. На смену им появились более 2000 новых – в авангарде Львов, Закарпатская, Черновицкая и Ивано-Франковская области.

Glovo в цифрах

Год основания – 2015, Барселона.

Основатели – Оскар Пьер и Саша Мишо.

Владелец – немецкий Delivery Hero, которому принадлежит 94% акций, формально соглашение по поглощению завершилось в июле 2022 года.

Команда – 5000 человек в 25 странах, украинский офис – 240 сотрудников.

Финансы – оборот (GMV) материнской Delivery Hero в третьем квартале 2022 года вырос на 12% – до €11,45 млрд. Финансовые показатели Glovo не раскрывают, однако совокупный оборот на всех рынках за тот же период увеличился на 40%. Прогнозируемый годовой оборот сервиса в 2022 году – €3,7–3,9 млрд.

Во что планирует инвестировать Glovo

После банкротства украинского Rocket на рынке снова осталось два международных игрока. Однако Bolt Food уступает испанцам не только по географии, но и по количеству партнеров. К сервису подключено более 2500 ресторанов – к конкуренту вдвое больше.

В настоящее время доля рынка Glovo значительно больше 50%, оценивает Павлюк. Положение монополиста компанию не привлекает. «Чем больше выбора у потребителей, тем быстрее растет категория», – настаивает Павлюк. Как Glovo воспользуется открытой возможностью?

Занять как можно больше территории. В середине декабря после более чем девятимесячного простоя сервис перезапустился в Николаеве. На очереди Херсон, как только это станет безопасно. «Где будет украинское знамя, там будет Glovo, – описывает стратегию Павлюк. – Всерьез готовимся и к возвращению в украинский Крым».

Вторая часть плана – за малыми и средними бизнесами. Один из ключевых клиентов Glovo в Украине – американский McDonaldʼs – заново открыл часть ресторанов только осенью. Но бизнес доставки еды возобновлялся и до того, говорит Павлюк. Она хочет привлечь на платформу как можно больше небольших кафе и ресторанов, чтобы расти вместе с ними.

Например, подключать за символическую комиссию в 1% релокированные на освобожденные территории заведения из зоны боевых действий или ветеранские бизнесы. Еще одна идея – Glovo Concepts – готовые франшизы под доставку для рестораторов. «Это инвестиция в будущее», — объясняет Павлюк. Расчетная окупаемость 5–10 лет.

В 2023-м возобновление бизнеса Glovo в Украине будет продолжаться, говорит гендиректор. Но сразу делает поправку, что невозможно спрогнозировать новые вызовы вроде блекаутов. Без света и интернета приложение не работает ни у заказчика, ни у курьера. Но пока проседание после обстрелов компенсирует всплеск заказов по возвращении электричества. 14 декабря, после масштабной атаки дронов-камикадзе, Glovo получил на 328% заказов – больше чем в один из самых темных дней 23 ноября.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине