За более чем 300 дней большой войны бизнес-сервисы доставки научились работать в Украине почти как в мирное время. По крайней мере, два крупнейших конкурента – BoltFood и Glovo. Как испанцы умудрились отвоевать более половины рынка
«Мы уже восстановились на 90% к довоенному уровню в количестве заказов», – говорит Марина Павлюк, новоназначенный генеральный директор Glovo в Украине. Из 39 городов у сервиса осталось 38, фокус сместился с востока на запад. У ближайшего конкурента – эстонского Bolt – в шесть раз меньше.
В ноябре 2022-го в украинском офисе испанского единорога второй раз за год сменился топ-менеджер – назначенный в марте Евгений Тришин ушел из компании. Его сменила маркетинг-директор Марина Павлюк, которая работает в Glovo с момента старта в Украине. «Я была пятым сотрудником, который запускал этот бизнес, и знаю его очень хорошо», – говорит она.
До марта 2022 года Украина была третьим крупнейшим рынком для Glovo, говорится в отчете за третий квартал материнской Delivery Hero. Немецкий гигант доставки купил быстрорастущего европейского конкурента за $2,6 млрд в начале года, что ускорило экспансию. Какую ставку Glovo, в свою очередь, делает на охваченную войной Украину
Где заказывают доставку пищи во время ракетных обстрелов
На платформе Glovo зарегистрировано более 50 000 курьеров, выполнивших хотя бы один заказ. «Это «армия» в четыре-пять раз больше, чем у других сервисов», – говорит Павлюк. Количество активных курьеров компания не раскрывает.
Однако желающих разносить заказ с желтым рюкзаком не уменьшается. До конца года уровень безработицы составит 30%, прогнозирует Минэкономики. На начало ноября в Украине насчитывалось 239 000 безработных – антирекорд за всю историю независимости, сообщал первый заместитель главы налогового комитета ВР Ярослав Железняк.
Средний месячный доход киевского курьера Glovo в декабре 2022 – 25 000–30 000 грн, если совершать доставки по восемь часов в день. Год назад цифры были скромнее – 16 000–18 000 грн, но для компенсации инфляции компания с июня увеличила бонусную ставку. Спрос растет, однако невиданного наплыва новых курьеров нет, уверяет Павлюк. Больше регистраций в миллионных Киеве и Львове.
Есть ли работа для всех желающих? В городах, где можно работать, украинский рынок восстановился на 70% от довоенного, оценивает руководитель направления доставки еды Bolt Food в Украине Иван Гринчук. Крупные иностранные игроки справляются лучше остальных – в основном мелкие локальные компании.
Уже в сентябре эстонский Bolt Food получал заказы больше, чем в мирные времена. «Во Львове количество заказов у нас выросло на 30% от довоенных показателей, в Днепре – на 20%», – говорит Гринчук. Из шести городов, где работает сервис, самая плохая ситуация в Одессе и Харькове – там о возобновлении пока речь не идет.
Бизнес Glovo на востоке и юге тоже страдает – сейчас компания работает в 38 локациях из запущенных до 24 февраля 39. Вместо этого сыграла ставка на новые небольшие города на западе – Калуш, Коломыю, Мукачево и другие – там дела идут вверх.
Главный офис удивлен такими результатами, говорит Павлюк, но они закономерны. Доставка перестроилась вслед за ресторанным рынком. К сентябрю, по подсчетам Национальной ресторанной ассоциации, в стране закрылось около 7000 заведений – в основном в прифронтовых и оккупированных городах. На смену им появились более 2000 новых – в авангарде Львов, Закарпатская, Черновицкая и Ивано-Франковская области.
Glovo в цифрах
Год основания – 2015, Барселона.
Основатели – Оскар Пьер и Саша Мишо.
Владелец – немецкий Delivery Hero, которому принадлежит 94% акций, формально соглашение по поглощению завершилось в июле 2022 года.
Команда – 5000 человек в 25 странах, украинский офис – 240 сотрудников.
Финансы – оборот (GMV) материнской Delivery Hero в третьем квартале 2022 года вырос на 12% – до €11,45 млрд. Финансовые показатели Glovo не раскрывают, однако совокупный оборот на всех рынках за тот же период увеличился на 40%. Прогнозируемый годовой оборот сервиса в 2022 году – €3,7–3,9 млрд.
Во что планирует инвестировать Glovo
После банкротства украинского Rocket на рынке снова осталось два международных игрока. Однако Bolt Food уступает испанцам не только по географии, но и по количеству партнеров. К сервису подключено более 2500 ресторанов – к конкуренту вдвое больше.
В настоящее время доля рынка Glovo значительно больше 50%, оценивает Павлюк. Положение монополиста компанию не привлекает. «Чем больше выбора у потребителей, тем быстрее растет категория», – настаивает Павлюк. Как Glovo воспользуется открытой возможностью?
Занять как можно больше территории. В середине декабря после более чем девятимесячного простоя сервис перезапустился в Николаеве. На очереди Херсон, как только это станет безопасно. «Где будет украинское знамя, там будет Glovo, – описывает стратегию Павлюк. – Всерьез готовимся и к возвращению в украинский Крым».
Вторая часть плана – за малыми и средними бизнесами. Один из ключевых клиентов Glovo в Украине – американский McDonaldʼs – заново открыл часть ресторанов только осенью. Но бизнес доставки еды возобновлялся и до того, говорит Павлюк. Она хочет привлечь на платформу как можно больше небольших кафе и ресторанов, чтобы расти вместе с ними.
Например, подключать за символическую комиссию в 1% релокированные на освобожденные территории заведения из зоны боевых действий или ветеранские бизнесы. Еще одна идея – Glovo Concepts – готовые франшизы под доставку для рестораторов. «Это инвестиция в будущее», — объясняет Павлюк. Расчетная окупаемость 5–10 лет.
В 2023-м возобновление бизнеса Glovo в Украине будет продолжаться, говорит гендиректор. Но сразу делает поправку, что невозможно спрогнозировать новые вызовы вроде блекаутов. Без света и интернета приложение не работает ни у заказчика, ни у курьера. Но пока проседание после обстрелов компенсирует всплеск заказов по возвращении электричества. 14 декабря, после масштабной атаки дронов-камикадзе, Glovo получил на 328% заказов – больше чем в один из самых темных дней 23 ноября.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.