Категория
Жизнь
Дата

Как работает интуиция и почему донести до россиян правду о войне невозможно. Лекция Дэниела Канемана

5 хв читання

Мы часто полагаемся на интуицию и на ее основе принимаем многие решения. Но во многих случаях она дает нам неправильные ответы. Не стоит доверять интуиции так сильно, как мы это делаем обычно, рассказывает лауреат Нобелевской премии по экономике Дэниел Канеман

Как работает интуиция и почему донести до россиян правду о войне невозможно. Лекция Дэниела Канемана

#GlobalMinds4Ukraine – проект KSE и UGU по культурной дипломатии. В рамках проекта наиболее влиятельные интеллектуалы мира выступают с лекциями в поддержку Украины.

Все интервью со спикерами, состоявшиеся при поддержке Киевской школы экономики (KSE) в рамках проекта #GlobalMinds4Ukraine и UGU, смотрите здесь.

Когда наша интуиция работает

Только один из примеров. В эксперименте группе людей предложили угадать GPA [средний балл в американской образовательной системе] девушки в университете. Единственный факт, который был о ней известен, – что в 4 года она умела очень хорошо читать.

Люди назвали очень высокие оценки, в среднем 3,7 по 4-балльной шкале. Участники эксперимента предположили, что если девочка хорошо читала в детстве, она хорошо училась в университете.

Но они знали лишь один факт о девушке, на основе которого и сделали свое предположение. Существовало множество других факторов, которые могли повлиять на ее средний балл, о которых нам неизвестно. Она могла учиться очень хорошо, так же как и очень плохо. И если бы мы действительно хотели угадать ее средний балл – лучше всего было бы назвать число, близкое к среднему GPA в университетах. Так было бы больше шансов угадать, чем называть очень высокий показатель.

Дэниел Канеман

Психолог, получивший Нобелевскую премию по экономике. Благодаря его исследованиям в науке появилось новое направление – поведенческая экономика. Спустя 40 лет его статья о принятии решений остается одной из наиболее цитируемых в мире. Соединив знания по психологии и экономике, Канеман вместе с Амосом Тверски на основе многих экспериментов показали, что люди допускают систематические ошибки из-за присущих им тенденциозности и когнитивных искажений.

В отличие от традиционной экономики, предполагавшей, что люди ведут себя рационально, поведенческая экономика учитывает человеческие предубеждения при принятии решений.

Это пример того, как мы часто, имея какой-то один факт или очень мало информации, придаем им большое значение и делаем выводы о том, что напрямую с этим фактом не связано, или не учитываем, что есть куча других факторов, которые могут повлиять на результат. Поэтому мы часто ошибаемся в наших решениях, если слишком полагаемся на интуицию.

Ситуации, когда интуиция может помочь нам принимать правильные решения, существуют. Но для этого должны выполняться три условия.

Постоянный опыт (много практики).

Мы можем говорить, что у нас развита интуиция, по тем вопросам, над которыми мы постоянно работаем. Это либо наша работа, либо наше хобби, которым мы занимаемся много.

Например, однажды пожарные зашли в горящую кухню в доме. Через несколько секунд руководитель группы крикнул, чтобы все немедленно вышли. Сразу после этого пол обрушился. Оказалось, что источник пожара был не в кухне, а в подвале под ней, и если бы пожарные не вышли из дома, они погибли бы.

Руководитель отдал приказ выходить из дома, не имея логических объяснений собственного решения. Позже, анализируя это событие, он сказал, что пламя в кухне было слишком тихим, а уши его слишком горячие. Весь его предыдущий опыт подсказал ему, что здесь опасно, хотя он не мог объяснить это аргументированно.

Так мы неосознанно принимаем решение, которое может быть верным, поскольку раньше мы многократно переживали или изучали что-то подобное. Решения в таких случаях являются отражением опыта, который в критические моменты может выдавать не совсем осознанные ответы.

Постоянная обратная связь.

Если мы на основе интуиции приняли какое-либо решение, в результате мы должны узнать, было оно верным или нет. Иначе мы не будем понимать, правильную ли подсказку нам дала наша интуиция. Соответственно мы не знаем, можем ли мы дальше на нее полагаться. Если способа проверить нет, мы не можем утверждать, что наша интуиция работает хорошо.

Важно, чтобы это была немедленная обратная связь. Например, анестезиолог имеет быструю обратную связь, потому что сразу видит, как пациент реагирует на анестезию, поэтому у него может развиваться интуиция. В то же время у психолога такого фидбека не будет.

Неизменность условий (регулярный порядок).

Условия, при которых наша интуиция работает и мы на нее полагаемся, должны быть все время одинаковыми. К примеру, на фондовой бирже условия очень быстро меняются. Так что брокеры, торгующие акциями, не могут в своей работе полагаться на интуицию – условия, при которых цена акций растет или падает, все время разные. В этой ситуации невозможно выработать интуицию, которая бы подсказала, что правильно, а что нет. Пример, когда неизменность условий выполняется – это игра в шахматы. Шахматисты могут иметь очень хорошо развитую интуицию, потому что играют все время по одним правилам.

Ситуацией, когда выполняются все три условия, а значит, можно полагаться на интуицию, является супружеская жизнь. Например, муж очень быстро может понять, что у жены плохое настроение. Это произойдет интуитивно, жене не нужно прямо говорить об этом. Здесь выполняются все три условия: постоянный опыт, поскольку они живут вместе; неизменность условий, поскольку это те же люди и взаимодействуют они примерно одинаково; обратная связь (скорее всего, раньше жена прямо говорила, что у нее плохое настроение).

Часто интуицию понимают как: знать что-нибудь, не зная, откуда мы это знаем. Это неверное определение. На самом деле интуиция – это думать, что мы знаем, не зная, откуда мы это знаем. Не стоит полагаться на интуицию слишком часто. Если посмотреть на результаты наших решений, мы не должны так доверять ей.

Почему «донести» до россиян правду о войне в Украине сейчас невозможно

Людям не нужны факты, чтобы верить. Когда мы пытаемся кого-то в чем-то убедить, проблема не в том, что у людей нет доступа к информации. Для того чтобы во что-то верить, людям не нужны факты. Они сначала во что-то верят, а потом ищут факты, помогающие подтвердить это мнение.

Правда очень болезненна. И это очень дорого – узнать правду, ведь тогда вера во что-то «высшее и лучшее» рушится. Если человек живет в России и каждый день слушает пропаганду, и потом услышит совсем другую информацию о происходящем, что его страну ненавидит весь мир, что мир против них, что они агрессоры, его видение мира перевернется, а психологически это очень тяжело. Поэтому человеку легче не слушать и отгораживаться от этого, чем принять. Узнать, что белое – это черное, а черное – белое, – это очень травматично.

Собственно поэтому попытки «донести» до россиян правду или пробиться сквозь их пропаганду почти всегда обречены на неудачу. Пропаганда работает таким образом, что у них нет понимания, что то, что они делают, неправильно и неприемлемо, и нет постоянной практики общеэтических норм. Пропаганда создает альтернативную картину мира, в которой не происходит стандартного цикла обучения.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд
В новом журнале Forbes Ukraine: список NEXT 250 перспективных компаний малого и среднего бизнеса

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине