IT-компания, структурированная с использованием работников, после перехода на «Дія City» получит колоссальную налоговую экономию. Но большая часть компаний в Украине структурирована через предпринимателей. В чем тогда интерес
Налоги являются ключевым фактором, влияющим на принятие решения о вступлении в «Дія City». Сравним налоговую нагрузку «Дія City» с обычным налоговым режимом.
Более наглядным будет сравнение налоговой нагрузки в разрезе операций по выплате в пользу IT-специалистов – без перехода в режим «Дія City» (в этом случае выплаты производятся в пользу предпринимателей на едином налоге) и после перехода в режим «Дія City» (в этом случае выплаты будут в пользу работников или гиг-специалистов):
Сравнивая две таблицы, можно проследить закономерность:
- если IT-компания структурирована с использованием работников, то после перехода на «Дія City» она получит колоссальную налоговую экономию на зарплатных налогах/сборах.
Вместо НДФЛ 18% и ЕСВ 22% от фактического вознаграждения будет применяться НДФЛ 5% и ЕСВ 22% от минимальной заработной платы. Другое дело, что единицы IT-компаний в Украине так структурированы;
- если IT-компания структурирована с использованием предпринимателей (что свойственно для Украины – причем независимо от того, зарегистрирована в Украине компания или структура представлена лишь предпринимателями, а компания имеется только за рубежом), то после перехода в «Дія City» налоговая нагрузка в части зарплатных налогов/сборов даже немного увеличивается – на 1,5% военного сбора.
В чем тогда налоговый интерес перехода в «Дія City», если значительная часть IT-компаний в Украине структурирована через предпринимателей?
1) Снижение рисков, связанных с переквалификацией предпринимателей в наемных сотрудников со стороны налоговой службы и гоструда;
2) снижение рисков, связанных с отменой во время проверок налоговых расходов по вознаграждению в пользу IT-предпринимателей. Часто формальным предлогом для отмены таких расходов выступают ссылки на недостаточно детализированные акты/отчеты со стороны предпринимателей, что якобы не дает проверяющим возможность подтвердить реальность операции;
3) использование налога на выведенный капитал для переноса центра образования прибыли с иностранных структур в Украину.
Третий аспект может показаться недостаточно очевидным, поэтому остановимся на нем отдельно.
Как правило, IT-бизнес структурируется через иностранные структуры для близости к заказчикам / простоты заключения с ними контрактов (далеко не все заказчики готовы контрактоваться напрямую с украинскими компаниями) и для получения налоговой экономии. Это обусловлено тем, что за рубежом часто можно обеспечить более выгодный налог на прибыль, чем в Украине. Несколько примеров:
- Кипр. Ставка корпоративного налога 12,5%. Несмотря на то, что репутация Кипра за последние годы снизилась (Конвенция между Украиной и Кипром после изменений, которые вступили в силу с 2020 года, также позволяет получать гораздо меньше налоговых выгод, чем раньше), он остается популярным для структурирования IT-компаний, холдинговых структур, инвестиционных и финансирующих компаний;
- Эстония. Тут действует налог на выведенный капитал, он уплачивается только при выплате дивидендов. Ставка налога в случае выплаты дивидендов составляет порядка 20%;
- Мальта. В случае использования режима fiscal unit (был введен на Мальте относительно недавно) ставка корпоративного налога составляет порядка 5%;
Дополнительно, если собственник – физическое лицо (резидент Украины) желает получать дивиденды, то при их распределении нужно начислять в Украине НДФЛ и военный сбор в размере 9+1,5% (10,5%)*.
При этом, если сравнить украинскую компанию с «Дія City», уплачивающую налог на выведенный капитал, с описанными юрисдикциями, то украинская компания во многих случаях выйдет победителем:
Украинский режим «Дія City» с уплатой налога на выведенный капитал является интересным вариантом для пересмотра структур и переноса центра образования прибыли на украинские компании – особенно, если дивиденды не будут выплачиваться ежегодно.
Такой подход также позволит решить вопросы с контролируемыми иностранными компаниями (КИК), которые станут актуальными с 2022 года. Поскольку прибыль украинской компании не является объектом обложения по КИК. При этом мы не призываем отказываться от иностранных структур. Ведь в IT-индустрии создание иностранных структур было обусловлено не только налоговыми соображениями, но и бизнес-целями.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.