За девять месяцев 2023-го украинцы купили 24 200 электрокаров – на 60% больше, чем за весь прошлый год. В сентябре самым популярным новым авто в Украине стал электрический Volkswagen ID.4, которого нет в официальных автосалонах. Почему большинство электрокаров в Украине продают «серые» дилеры и когда подтянутся официалы
«Готовимся к открытию уже пятого автосалона за два года», – хвастается Александр Гавреш, соучредитель компании Electri4ka. С 15 ноября купить новый электрокар у Гавреша смогут жители Полтавы – пятого города, где у Electri4ka есть представительство. Во время войны дела у неофициальных дилеров идут вверх. «Продаем по 100 машин в месяц», – говорит Гавреш. В январе-сентябре в Украине продано более 24 200 электрокаров, что на 60% больше, чем за весь прошлый год, свидетельствуют данные «Укравтопрома».
В сентябре этого года впервые в истории рейтинг самых популярных новых авто в Украине возглавил электрокар Volkswagen ID.4, свидетельствуют данные «Укравтопрома». По данным AUTO-Consulting, Volkswagen ID.4 осенью повторил свой январский успех и уже во второй раз с начала года обошел по продажам все остальные новые модели, включая автомобили с ДВС.
Хотя эта модель в Украине не продается официальными дилерами. И не только она. Более 80% электрокаров в сентябре продали «серые» торговцы, говорит Станислав Бучацкий, глава ОС «Институт исследований авторынка».
В основном такие машины импортируют из Поднебесной, добавляет он. «95% нашего бизнеса – новые автомобили из Китая», – подтверждает Гавреш. Как это стало возможным? Дело в цене.
Доля китайских авто среди новых электрокаров достигает 70–85%, свидетельствуют данные «Института исследований авторынка»
Смена поставщика
Во время войны «серая» доля на рынке новых легковых авто выросла до 15% с 3% в начале 2022-го, свидетельствуют данные AUTO-Consulting. «95% «серого» рынка – это продажи электрокаров», – говорит директор AUTO-Consulting Олег Омельницкий. Кроме Volkswagen, из Китая везут электрокары Nissan, Honda, Toyota, BMW и Audi, рассказывает Гавреш.
Хотя электрический Volkswagen из КНР стал лидером украинских продаж новых авто в сентябре, других китайских авто в топ-20 популярных среди украинцев нет. Впрочем, ежемесячно их доля среди новых «электричек» достигает 70–85%, свидетельствуют данные «Института исследований авторынка».
Новые электрокары из Китая заняли нишу подержанных из США, которые до войны доминировали на украинском рынке, говорит Омельницкий. «Подорожание логистики и стоимости ремонта подержанного автомобиля из США сделали цены сопоставимыми», – объясняет он.
Время доставки авто из Китая составляет в среднем 90 дней, говорит Гавреш. Из КНР электрокар кораблем приходит в один из европейских портов, а затем автотранспортом – в Украину. «Это может быть Польша, Румыния или Германия – в зависимости от загруженности портов», – говорит торговец.
В чем проблема «серого» импорта? На китайские Volkswagen ID не распространяются гарантии производителя, авторизованные сервисные центры не смогут ремонтировать и обслуживать их в Украине, предупреждает Volkswagen на своем сайте. Однако такой импорт не противоречит законодательству, говорит Бучацкий. «В отличие от европейских стран, Китай позволяет продавать авто не только через официальных дилеров», – объясняет он.
Почему украинцы предпочитают неофициальные электрокары
AUTO-Consulting с весны прошлого года фиксирует ежемесячный рост продаж электрокаров. Драйвером спроса, по словам Омельницкого, стало повышение цен на горючее. С мая 2022 года средняя цена бензина А-95 в Украине выросла на 20%, до 55,5 грн/л, отследил Минфин.
Низкая стоимость зарядки не единственное преимущество. В Украине одни из наиболее благоприятных в Европе налоговых условий ввоза электрокаров, говорит заместитель главы правления ассоциации EV-UA Вадим Игнатов. Акциз за растаможку авто с электрическим двигателем – €1/кВт·ч. Также с 1 июля 2020 года при покупке электромобиля не нужно платить сбор в Пенсионный фонд. Он составлял от 3% до 5% в зависимости от стоимости авто.
Официальные дилеры пока не могут покрыть спрос украинцев на электрокары – в сертифицированных автосалонах представлены преимущественно премиальные модели. По данным AUTO-Consulting, европейские производители не спешат сертифицировать более доступные авто, поскольку украинский рынок невелик и не является для них приоритетным. В ЕС сейчас также бум на электрокары: по итогам сентября, их доля выросла почти до 15% в статистике продаж новых машин. «Европейские производители не успевают покрыть спрос на дешевые электрокары», – говорит Игнатов.
Украинские официальные дилеры надеются, что ситуация с сертификацией изменится в ближайшее время. «Интенсивно работаем с производителем над адаптацией европейской версии модели Volkswagen ID к требованиям Украины», – говорит Мария Гарань, руководитель бренда Volkswagen в «Порше Украина».
Однако это вряд ли существенно изменит ситуацию. Благодаря субсидиям китайского правительства те же модели, предназначенные для КНР, в среднем на треть дешевле, чем для рынка ЕС, говорит Бучацкий из «Института исследований авторынка». К примеру, китайский Volkswagen ID.4 в Украине можно приобрести в пределах $30 000. Такая же модель из ЕС будет стоить минимум $45 000–50 000, добавляет Гавреш из Electri4ka.

Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.