Впервые с начала войны с Россией НБУ отказывается от фиксированного валютного курса и возвращается на путь рыночного курсообразования. Пока речь идет о «управляемой гибкости обменного курса», когда Нацбанк позволяет межбанковскому рынку влиять на курс, но значительно ограничивает его колебания. Как это будет работать и ожидать ли ажиотажа в обменниках
Даруємо 40% знижки на річну підписку Forbes Digital. Пропозиція діє за промокодом SEPT40 до 18 вересня включно. Оформлюйте за посиланням.
Национальный банк решил отказаться от фиксированного курса гривны и с 3 октября начинает политику «управляемой гибкости обменного курса». Чиновники регулятора неоднократно анонсировали переход, но каждый раз подчеркивали, что эта политика не означает, что НБУ «отпустил» курс.
«НБУ не вернулся к режиму плавающего курсообразования, действовавшего до полномасштабной войны, – написал глава НБУ Андрей Пышный в Facebook. – Учитывая структурный дефицит валюты на рынке и имеющийся у НБУ объем международных резервов, такое решение даже не рассматривалось».
Что именно изменил Нацбанк и следует ли ждать паники на валютном рынке уже завтра?
Что изменится на валютном рынке теперь
НБУ держал фиксированный курс доллара с первого дня российского вторжения. Первоначально он составлял 29,25 грн/$. С июля 2022-го – 36,6 грн/$. При покупке валюты на межбанковском валютном рынке банки не могли отклоняться от этих уровней более чем на 1%.
С завтрашнего дня курс возвращается к довоенному принципу ценообразования и будет зависеть от спроса и предложения на межбанке. Существенное отличие от обычных условий – Нацбанк продолжит достаточно жестко контролировать ситуацию и будет оставаться ключевым игроком на нем, компенсируя структурный дефицит валюты, говорится в релизе регулятора.
Что такое структурный дефицит? Это средняя разница между спросом и предложением валюты на рынке, отметил на брифинге НБУ 2 октября замглавы регулятора Сергей Николайчук. Он не является постоянным: в конце прошлого года было $3 млрд в месяц, весной-летом – $1,5–2 млрд, сейчас – более $2 млрд.
Структурный дефицит $3 млрд в месяц означает $150 млн в день. Именно такую сумму готов ежедневно покрывать Нацбанк, говорит Николайчук. «Если в один день дефицит будет $100 млн, а в другой – $200 млн, то и курс будет двигаться соответственно – либо в сторону укрепления, либо в сторону ослабления», – объясняет он.
Регулятор будет ограничивать значительные курсовые колебания. Не следует ожидать резкого падения или роста курса. В этом и состоит логика управляемости курса, отметил Николайчук. Для такого существенного влияния на рынок у НБУ есть рекордные объемы золотовалютных резервов – $40,4 млрд по состоянию на конец августа.
Принимая это решение, НБУ учел ряд других предпосылок (кроме резервов), которые, по мнению регулятора, позволяют отказаться от фиксированного курса:
- значительное замедление инфляции (8,6%);
- устойчивость валютного рынка;
- макрофинансовая стабильность;
- привлекательные ставки по гривневым инструментам.
Изменится ли что-нибудь для населения? Нет, официальный курс будет определяться межбанковским рынком, для населения на наличном рынке никакие правила не изменяются.
Что будет с долларом после решения НБУ отказаться от фиксированного курса
Решение НБУ было ожидаемым, говорят глава правления Укрэксимбанка Сергей Ермаков и начальник управления казначейских операций банка «Кредит Днепр» Юрий Гриненко.
«Если бы НБУ дольше держал фиксированный курс, накопленный негативный эффект оказал бы более существенное влияние на экономику, – говорит Гриненко. – Следует понимать, что все ключевые конкуренты Украины в экспорте (Китай, Турция и РФ) девальвировали свои валюты».
Длительное удержание фиксированного курса генерировало бы накопление валютных дисбалансов и привело бы к накоплению рисков для экономики и финансовой системы, отмечается и в пресс-релизе Нацбанка.
В дальнейшем следует ожидать «мягкой» девальвации, считает Ермаков из Укрэксимбанка. Умеренное ослабление курса прогнозирует и финансовый аналитик группы ICU Михаил Демкив.
«Будут дни, когда курс ослабнет, будут и дни, когда укрепится, но больше все же будет дней, когда он будет ослабевать, – говорит Демкив. – И на горизонте полгода – год мы увидим курс, слабее 36,6».
Девальвация должна помочь государственному бюджету, напоминают Гриненко из банка «Кредит Днепр» и Демкив из ICU. «С другой стороны, Нацбанк вряд ли будет готов допустить значительную девальвацию, поскольку это ударит по доходам граждан», – добавил Гриненко.
Минэкономики заложило прогноз в госбюджет на 2024 год курс 41,4 грн/$. Но глава НБУ на брифинге подчеркнул, что любой прогноз госструктур или экспертов не является для НБУ ни ориентиром, ни целью.
Будет ли ажиотаж на валютном рынке, в том числе наличном?
Ермаков из Укрэксимбанка отмечает, что не видит увеличения спроса среди клиентов банка. «Некоторые физлица использовали лимит 50 000 грн для безналичной конвертации, но это не тысячи клиентов, – говорит он. – Среди корпоративных клиентов тоже слабый спрос».
Увеличение ажиотажа среди населения на первом этапе ожидают Демкив из ICU и директор аналитического департамента Dragon Capital Елена Билан. Не все до конца понимают, как будет работать валютный рынок в новом режиме, объясняет Билан.
Когда рынок увидит, что причин паники нет, все быстро утихнет, уверена она. У НБУ достаточно резервов, чтобы погасить всплески на валютном рынке, резюмирует экономистка.
Демкив из ICU также ожидает быстрое прекращение ажиотажа среди физлиц. Другой вопрос – поведение экспортеров, отмечает он. Ключевой аспект – будут ли они ожидать ослабления курса и соответственно придерживать валютную выручку, рассчитывая на это, добавляет Демкив.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.