Нацбанк представил свою новую стратегию, в которой главными целями назвал устойчивость гривни и недопущение высокой инфляции, а также стабильную финансовую систему, которая поможет в восстановлении по окончании войны. Что интересного в этой стратегии?
Форум «Вільна» повертається 20 лютого, щоб стати вашим джерелом ідей, знайомств і можливостей. Долучайтеся до заходу за посиланням! 🎟
Национальный банк представил новую стратегию под названием «Финансовая крепость». Она сменила предыдущую, довоенную, стратегию, рассчитанную до 2025 года.
Нынешняя стратегия бессрочна, но разбита на два периода – «фокус сопротивления», то есть во время войны, и «фокус восстановления».
- Категория
- Мир
- Дата
Главный месседж, который доносили топы Нацбанка на презентации 22 мая, – регулятор настроен «при любых условиях» обеспечивать ценовую финансовую стабильность в ходе войны и всячески поддерживать восстановление страны после.
Forbes попросил экономистов и экспертов банковского сектора выделить самое важное и интересное в этом программном документе. К сожалению, половина опрошенных еще не успела изучить документ. Ассоциированный эксперт «CASE Украина» Евгений Дубогрыз и финансовый аналитик группы ICU Михаил Демкив изучили стратегию и выделили главные идеи (еще один из собеседников назвал ее преимущественно пиаром Нацбанка и отказался комментировать).
Цели стратегии НБУ
Стратегия содержит пять целей, которых регулятор планирует достичь:
- Устойчивая гривня (постепенное ослабление и снятие валютных ограничений, постепенный переход к гибкости обменного курса, возвращение фокуса монетарной политики на инфляцию, разработка стратегии возврата к инфляционному таргетированию, валютной либерализации и переходу к гибкому обменному курсу);
- Финансовая стабильность (сбалансированное регулирование и надзор; устойчивая и состоятельная банковская система; страховой рынок, готовый поддерживать восстановление; прозрачный и технологичный небанковский финансовый и платежный рынок; устойчивая инфраструктура финрынка);
- Финансовая система работает на восстановление страны (развитые финансовый и кредитный рынки, а также рынок страховых услуг и инфраструктура рынков капитала, финансово грамотное население и предприниматели);
- Современные финансовые услуги (технологическое развитие финрынка, цифровые финуслуги, восстановление инфраструктуры на деоккупированных территориях – Power Banking 2.0, устойчивость наличного оборота и др.);
- Эффективный центральный банк (ужесточение коммуникации регулятора, цифровая трансформация и другие инициативы).
Forbes собрал 10 пунктов, на которые следует обратить внимание в новой стратегии
1. Нацбанк – консервативный институт, не меняющий кардинально свою политику со сменой руководителя, отмечает Демкив. Поэтому новая стратегия – скорее обновление и адаптация предыдущего документа к реалиям войны, считает он.
Самое главное, что по объективным причинам НБУ сменил макроцели на «более приземленные», говорит Демкив.
Так, если предыдущая стратегия включала такие цели, как инновационное развитие, финансовая инклюзия и развитие финансовых рынков, то во время войны цели куда прозаичнее – устойчивость гривни, финансовая стабильность или восстановление страны.
2. Новый документ более понятный и сфокусированный, считает Евгений Дубогрыз. «Цели и индикаторы выполнения четче акцентированы и выписаны на гораздо более понятном языке, хотя их и меньше», – указывает он.
О лучшей сфокусированности в первую очередь может говорить размер документа: если новая стратегия уместилась на 40 страницах, то предыдущая нуждалась в 105.
3. Новая стратегия не имеет временной определенности, как предыдущая, рассчитанная до 2025 года, говорит Демкив из ICU. Теперь же есть не конкретный год достижения целей, а два временных периода – во время войны и после, когда должно начаться полноценное восстановление.
В зависимости от периода НБУ планирует конкретные меры по достижению целей стратегии, хотя есть и рассчитанные на оба периода.
4. В документе имеется большой фокус на надзоре за банками и небанковскими учреждениями. Стратегию надзора за банками фактически полностью перестраивают, отмечает Дубогрыз из «CASE Украина». В отношении небанков вводится надзор по схожим с банками принципам – риск-ориентированный подход, анализ рисков не только отдельных учреждений, но и системы, внедрение европейских норм.
5. Нацбанк фактически берет на себя обязательства по развитию рынков капитала – ранее НБУ прямо не брал ответственность за этот сегмент финансового рынка, отмечает Дубогрыз.
В этом блоке говорится, что одна из целей НБУ – развитие инфраструктуры рынков капитала, а меры по ее достижению:
- повышение эффективности работы центральных элементов инфраструктуры;
- разработка механизмов, направленных на привлечение национальных и иностранных инвесторов.
6. В новом документе немало внимания уделяется рынку страхования. В условиях войны это одна из наиболее востребованных инициатив, уверен Дубогрыз из «CASE Украина».
«Создание и одобрение концепции страхования военно-политических рисков – один из ключевых индикаторов достижения третьей стратегической цели, причем НБУ отмечает, что это краткосрочный приоритет», – добавил экономист.
7. Война повлияла на определенную радикализацию стратегии, считает Демкив из ICU. В частности, в документе предусмотрена борьба с российским или белорусским программным обеспечением, а также консультация с Минцифры, какие риски может иметь отказ от такого ПО.
Также среди мероприятий в разделе «Ответственный финансовый рынок» – внедрение механизма раскрытия банками информации о связях клиентов с государством, осуществляющим вооруженную агрессию против Украины, с целью дальнейшего анализа и возможного реагирования.
8. В части ценовой стабильности, по сути, речь идет о возврате к тем условиям, которые были до начала полномасштабного вторжения, – свободному движению капитала, инфляционному таргетированию, плавающему курсу.
«Очень хорошо, что эти инициативы зафиксированы на уровне программного документа – это поможет уменьшить потенциальное давление на Нацбанк, то есть главный риск, о котором говорит и сам НБУ», – отмечает Дубогрыз.
9. Несколько странно, что человеческий капитал НБУ в стратегической цели «Эффективный центральный банк» лишь на седьмом (последнем) месте, говорит Дубогрыз. Люди – необходимое условие для выполнения шести остальных стратегических инициатив, отмечает он.
«Среди внутренних и внешних рисков НБУ ставит не второе место «Внутреннюю забюрократизированность и слабую корпоративную культуру». То есть сам признает, что работа по части людей и процедур требует улучшения», – отмечает экономист.
10. Последний пункт посвящен тому, чего нет в новой стратегии. Во-первых, НБУ не раскрывает, как видит рынок недвижимости в будущем, говорит Дубогрыз.
Во-вторых, нет разбивки военно-политических рисков на военные и политические, а ведь они имеют разную природу, отмечает экономист.
«Военные – это само вторжение и разрушение бизнесов и имущества вследствие войны, тот риск, который у нас реализовался. Политический риск – это риск невыполнения государством и госорганами собственных обязательств, что не обязательно связано с войной, например риски национализаций/экспроприаций», – уточняет он.
Инвесторы хотят страховать и то и другое, поэтому целесообразно их разделить, резюмировал Дубогрыз.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.