Один из сценариев предполагает, что за 20-30 лет лишь 40% пожилых украинцев будут иметь право на государственную пенсию в рамках солидарной системы. Что нужно учесть, чтобы пенсионная реформа работала эффективно
Премьер-министр Денис Шмыгаль сказал, что промедление с пенсионной реформой — это преступление против украинского народа. Так и есть. Полноценная пенсионная реформа давно перезрела.
Население Украины уменьшается с каждым годом. Молодые и работоспособные «голосуют ногами»: едут из страны или учиться, или на работу — возвращаются единицы. Те, кто платят налоги сейчас, понимают: деньги, вложенные в солидарную пенсионную систему, никогда не вернутся в полной мере.
Как следствие, Пенсионный фонд Украины является хронически дефицитным и уже много лет (временно) занимает деньги у Государственного казначейства. Перспективы вернуть эти временные займы (сейчас 71,5 млрд грн или 1.6% ВВП) очень призрачны. Для налогоплательщиков содержание пенсионного обеспечения стоит более 10% ВВП в год (11.4% ВВП в 2020 году). Содержание пенсионеров — это самая большая статья расходов расширенного бюджета (сводный бюджет + внебюджетные фонды), четвертая часть всех бюджетных выплат.
Прогнозы неутешительны, один из вероятных сценариев предполагает, что через 20-30 лет мы окажемся в ситуации, когда только 40% пожилых украинцев будут иметь право на государственную пенсию в рамках солидарной системы. Социальное давление будет постоянно расти, так как налоговых ресурсов хватает только на мизерные выплаты, при том, что пожилые люди будут оставаться активным электоратом. Политики и чиновники всегда будут в хаотичном поиске дополнительных доходов, а потому идеи снизить налоги и дать зеленый свет экономическому росту уступят инициативам стянуть больше в бюджет.
Менять пенсионную систему нужно уже сейчас. Однако есть важные нюансы, которые стоит держать на контроле, чтобы реформа не превратилась в заброшенный долгострой.
1. Куда мы идем
Текущая пенсионная система нежизнеспособна. Есть «джентельменский» набор рекомендаций Всемирного банка о трехуровневой пенсионной системе (комбинация солидарной, государственной накопительной и частной накопительной). Но нет видения, что именно мы пытаемся построить.
Инициатива, которую продвигает правительство, — небольшой и скромный шаг в правильном направлении. Однако отсутствует видение, к чему именно мы хотим прийти в итоге и что именно будет считаться успехом реформы. Такое положение дел подрывает доверие к инициативе правительства и создает широкое поле для манипуляций. Часто можно услышать мнение, что вся инициатива с небольшим вычетом на накопление и создание Государственного накопительного фонда — только для того, чтобы карманные фонды могли на этом заработать. В условиях повышенных коррупционных рисков никто не может гарантировать, что этого никогда не случится;
2. Добровольность накоплений
Обязательная (принудительная) накопительная пенсионная система в мире уже давно себя скомпрометировала. Страны, которые десять лет назад считались образцом государственной накопительной пенсионной системы, переживают непростые времена. В некоторых странах накопления граждан в государственных пенсионных фондах просто конфисковали (например, Россия).
Эпоха отрицательных процентных ставок в условиях длительного количественного смягчения также накладывает печальный отпечаток на перспективы пенсионных накоплений. В таких реалиях создавать систему именно обязательного государственного накопления, предусматривает возложение на государство инвестиционных рисков (которые она не контролирует в принципе) — это бомба замедленного действия. Государство не может гарантировать ни доходность этих накоплений, ни их целостность ничем, кроме налогов будущих поколений. А это опять та же солидарная система только несколько в другом формате.
3. Снижение налогов на труд
Платить лучшие пенсии мы не можем, потому что экономика слабая и неразвитая. А экономика не может быстрее расти, так как подавлена налоговым бременем (нужно платить хоть какие-то пенсии уже сейчас). Это замкнутый круг.
В таких условиях пенсионная реформа «здорового человека» должна предусматривать снижение налогов на труд. Иначе наша экономическая отсталость надолго. Дефицит бюджета ради инвестиций в инфраструктуру считается делом благородным и положительным. Почему инвестиции в снижение налогового бремени до сих пор не заслужили славу правильных и перспективных — загадка.
4. Политическая уязвимость
Пенсионная реформа — это реформа на несколько политических циклов. История реформирования украинской пенсионной системы последние 20 лет показывает, что у каждого президента своя пенсионная правда. А соблазн купить симпатии избирателей большими пенсиями будет всегда. Пенсионная реформа должна быть защищена. Иначе всегда найдется желающий сделать политическую карьеру, защищая пенсионеров от «ограбления».
5. Государство должно обеспечить
Опросы CASE Украина показывают, что 68,5% граждан считают, что именно государство должно их обеспечить в старости. В таких условиях любая фундаментальная пенсионная реформа обречена на торможение, или на «откат», даже когда парламент принял, а президент подписал.
Когда граждане живут прошлым и не чувствуют неизбежность экономических процессов — политики могут идти на поводу у ложных представлений избирателей. Особенно если необратимые проблемы сваляться на голову другим политикам. Без изменения общественного отношения к текущей пенсионной системе вряд ли удастся далеко продвинуться на пути трансформаций.
Критически нужна десакрализация солидарной пенсионной системы. Это основа, на которую можно будет опереться в построении пенсионной системы будущего. Без изменения общественных настроений всегда будет риск через 5 или 10 лет снова вернуться туда, откуда начинали.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.