Категория
Деньги
Дата

Валюты в Украине становится меньше. «Виноваты» партнеры и дефицит торговли. Почему (не) стоит ожидать девальвации гривны

Гривна получает плохие сигналы. Уже несколько месяцев в торговле Украины растет импорт и уменьшается экспорт. А финансовая помощь от стран-партнеров поступает не столь активно, как в первой половине года. Что это значит для курса национальной валюты

За последние месяцы поступление валюты в Украину ощутимо снизилось. Основные причины – дефицит внешней торговли и сокращение финансовой помощи от стран-партнеров. Это усиливает давление на гривну, которую НБУ недавно отпустил в «управляемое плавание».

Отрицательное сальдо платежного баланса в июле-августе – $2,8 млрд, годом ранее было +$3,5 млрд. В августе ситуацию усугубила еще и задержка гранта от США на $1,25 млрд.

Из-за уменьшения поступлений НБУ увеличивает интервенции на валютном рынке уже три месяца подряд. Резервы за два месяца сократились на $2 млрд. Проблем добавляет неопределенность с международной помощью на следующий год.

Означает ли такая статистика неизбежную девальвацию?

Почему уменьшилось поступление валюты

Статистика Нацбанка свидетельствует об ощутимом увеличении дефицита платежного баланса, начиная с середины лета. В июле 2022-го сальдо счета текущих операций составило +$1,4 млрд, июль 2023-го завершился с минусом в $660 млн. Разница – более $2 млрд. В августе она удвоилась.

Платежный баланс Украины

Торговля – один из двух ключевых факторов, увеличивающих дефицит платежного баланса, отмечает независимый экономист Алексей Блинов. Статистики НБУ за сентябрь пока нет, но данные Государственной таможенной службы свидетельствуют, что сальдо торгового баланса остается отрицательным – $2,9 млрд.

Самые существенные изменения: в первом квартале экспорт продовольственных товаров достигал $2,1–2,4 млрд, а в дальнейшем не превышал $1,8 млрд. В сентябре на $300 млн также увеличился импорт топлива.

Уменьшение экспорта, прежде всего, связано с прекращением работы «зернового коридора», говорит директор аналитического департамента Dragon Capital Елена Билан.

«Он уже не был для нас критическим, но объемы экспорта зерна снизились, поскольку пропускная способность альтернативных путей ограничена, – отмечает она. – А порты Дуная еще и обстреливают». Увеличение импорта топлива оно связывает с тем, что у сетей иссякли запасы, которые они делали до возврата НДС на топливо. К тому же выросли мировые цены на нефтепродукты.

Торговый баланс Украины

Второй фактор, наиболее влияющий на платежный баланс – поступление международной помощи. В частности, в августе США задержали грант на $1,25 млрд, что негативно повлияло на статистику. Поступления от партнеров ощутимо уменьшились: с $3,25–$4,45 млрд в мае-июле до $1,65–$2,9 млрд в августе-октябре, свидетельствуют данные Минфина. Больше всего средств поступало в первые месяцы года: $4,2 млрд – в январе, $4,6 млрд – в марте и $5,6 млрд – в апреле.

Минфин рассчитывал получить до конца года от США еще $3,3 млрд, но этот вопрос пока на паузе.

Уменьшение поступлений валюты уже отразилось на резервах НБУ. Так, если в июле был зафиксирован рекордный за историю независимости уровень в $41,7 млрд, то уже по итогам сентября резервы сократились на $2 млрд. Чтобы унять спрос на валюту, регулятор увеличил интервенции. С марта по июль они не превышали 2 млрд в месяц, а в августе и сентябре выросли до $2,4 млрд и $2,7 млрд соответственно.

Данные НБУ

Скриншот с сайта НБУ

Сохранится ли тенденция

Ключевым вопросом для украинского экспорта будет то, как мощно заработает новый морской коридор, открытый без участия РФ, отмечают Билан из Dragon Capital и старший экономист Центра экономической стратегии (ЦЭС) Юрий Гайдай.

«Расширится коридор – пойдут зерно, руда, металл и т.д., – говорит Гайдай. – Не расширится – экспорт сохранится на текущем уровне».

В то же время, в отличие от 2022–2023 маркетингового года, у Украины нет больших переходных запасов зерна, отмечает Блинов. «Мы продаем только зерно текущего урожая, который значительно меньше довоенного, – говорит он. – К тому же мировые цены на агропродукцию за последний год существенно снизились».

Если морем удастся экспортировать много, дополнительный дефицит будет отсрочен до весны, добавляет Блинов. Если морские пути будут ограничены – дефицит будет ощущаться с осени 2023-го по весну 2024 года, отмечает он.

Импорт не так зависит от открытости портов – это либо компактные товары потребления, либо энергоносители, объясняет Гайдай из ЦЭС. В конце года следует ожидать увеличения импорта, прогнозируют собеседники Forbes. Во-первых, торговые сети закупаются перед праздниками. Во-вторых, многие компании будут закрывать контракты до конца года, в том числе импортные. Также в прошлом году из-за обстрелов бизнес закупал топливо для генераторов. Это вполне вероятный сценарий и в этом году.

Что с финансированием партнеров? Если запланированные до конца года $3,3 млрд от США не поступят, Минфин заменит их средствами от Японии, которые первоначально были назначены на текущий год, но впоследствии их перенесли на 2024-й, объясняет Билан из Dragon Capital. На следующий год у Украины пока нет окончательных согласований о финансовой помощи от США и ЕС, хотя и есть определенные положительные сигналы.

«Президент США Джо Байден предложил $11,8 млрд финансовой поддержки Украины, – напоминает Билан. – Если Конгресс это согласует, то это вполне нормальная сумма».

В начале октября в ЕС началась процедура согласования четырехлетнего пакета для Украины на €50 млрд.

Ждать ли девальвации гривны

Несмотря на то, что Нацбанк отменил фиксированный курс, нынешний режим «управляемой гибкости» не сильно отличается от него. Регулятор продолжает оказывать влияние на рынок значительными интервенциями. С 3 октября, в первый день гибкого курса, нацвалюта даже не просела. 23 октября на межбанке завершилось курсом 36,55 грн/$ – покупка и 36,57 грн/$ – продажа.

Расширение торгового дефицита однозначно определяет девальвационное давление на гривну в 2024 году, считает Блинов. Рано или поздно политику «стабильно плавающего курса» придется заменить на постепенное ослабление национальной валюты, уверен он.

Билан из Dragon Capital более осторожна в прогнозах. «Резервов у НБУ достаточно, чтобы свести к минимуму влияние отрицательного сальдо платежного баланса, – говорит она. – Несмотря на снижение на $2 млрд, сейчас резервы на 40% больше, чем в начале года».

Данные НБУ

Скриншот с сайта НБУ

Девальвация неизбежна, если Украина не будет получать достаточной помощи от партнеров, считает Гайдай из ЦЭС. И причина не столько в платежном балансе, сколько в необходимости финансировать дефицит бюджета за счет эмиссии.

НБУ всегда может вернуть валютные ограничения и продлить интервенции на валютном рынке, говорит Гайдай. «А вот финансировать расходы нужно ежемесячно», – напоминает он.

Материалы по теме

 

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине