Компании – члены Европейской Бизнес Ассоциации (EBA), Американской торговой палаты (ACC) и Федерации работодателей Украины просят Верховную Раду как можно быстрее принять изменения в госбюджет-2025, чтобы предоставить дополнительную финансовую поддержку «Укрзализныце». Об этом идет речь в заявлении ACC от 19 августа.
Купуйте річну передплату на шість журналів Forbes Ukraine за ціною чотирьох номерів. Якщо ви цінуєте якість, глибину та силу реального досвіду, ця передплата саме для вас.
Подробности
- Речь идет о законопроекте №13439-3, принятом парламентом за основу 16 июля. Принятие документа в целом позволит направить на поддержку УЗ 8 млрд грн.
- Бизнес отмечает: без этого компания рискует сократить сделки, ухудшить качество перевозок и сорвать логистические цепи.
- Железная дорога – критически важна не только для самой отрасли, но и для аграриев, металлургов, энергетиков и строителей, отмечают в ассоциации. Финансовое состояние УЗ «приблизилось к критическому пределу», ожидается разрыв ликвидности уже в октябре 2025 года, отметила ФРУ.
- Работодатели считают, что такая поддержка должна стать системной: в проекте госбюджета на 2026 год необходимо предусмотреть целевые расходы на компенсацию ущерба пассажирских перевозок, как это делается в большинстве стран ЕС. Это обеспечит конкурентоспособность УЗ и сохранит ее инвестиционный потенциал.
- Бюджетный комитет Верховной Рады уже одобрил законопроект ко второму чтению. Бизнес ожидает, что парламент примет его на этой пленарной неделе.
- Категория
- Рейтинги
- Дата
Контекст
Убытки «Укрзализныци» от пассажирских перевозок в прошлом году превысили 18 млрд грн, а в 2025-м, несмотря на выделение 4,3 млрд грн на компенсацию, прогнозируется до 22 млрд грн. В то же время в среднем доходы в пассажирском сегменте покрывают лишь примерно 40% расходов.
Ущерб пассажирскому сектору ранее покрывался за счет грузовых перевозок. Но такое кросс-субсидирование исчерпало себя: грузовая база сократилась с 314 млн т в 2021 году до прогнозируемых 160 млн т в 2025-м.
Бизнес-сообщество считает соответствующую практику экономически неоправданной и такой, что не отвечает европейским практикам и негативно влияет на развитие железнодорожной отрасли. Ассоциации предлагают ввести субсидирование пассажирских перевозок именно из госбюджета.
По состоянию на конец 2024 года общий внешний долг УЗ достиг $1,4 млрд, из которых 77% составляют еврооблигации. В 2025 году компания должна погасить $52 млн основного долга, а в 2026-м – $797 млн, в том числе $703 млн – по еврооблигациям.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.