Греческий бизнесмен Димитриос Анифантакис купил швейцарскую компанию Glusco, у которой в Украине 105 заправок и четыре нефтебазы. У нового владельца также на руках оказался эксклюзивный контракт на поставку нефтепродуктов «Роснефти» в Украину и ко всему – гора проблем
Анифантакис, 58, купил 100% акций Glusco Energy у Ниссана Моисеева в конце октября, но компания огласила сделку 6 декабря. Сумма не разглашается.
Сколько может стоить Glusco? До $35 млн – так оценивает сеть Дмитрий Леушкин, владелец сети АЗС Prime. По его словам, заправки стоят не дороже $300 000 за штуку, а нефтебазы – еще $1–2 млн. Директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн дает минимум в два раза больше – только заправки стоят более $70 млн. «У них неплохие станции», – объясняет он.
Правда, Анифантакис получил убыточный и проблемный актив: Служба безопасности Украины подозревает сеть в контрабанде и уклонении от уплаты налогов. Из-за этого Glusco больше полугода почти не работает.
Выручка «Глуско Україна» в 2020 году, по данным «СПАРК-Интерфакс», – 5,84 млрд грн, убыток – 20,4 млн грн. На розничном топливном рынке компания занимала долю в 3–5%, и входила в десятку крупнейших сетей АЗС.
Проблемы у Glusco начались вскоре после того, как в феврале 2021 Совет национальной безопасности (СНБО) ввел санкции против главы политсовета партии «Опозиційний блок — За життя» (ОПЗЖ) Виктора Медведчука. Летом 2017-го журналисты «Радио Свобода» сообщали, что Моисеев и Медведчук вместе прилетели в Киев на самолете последнего.
Моисеев 7 декабря прочитал WhatsApp-сообщение от Forbes с предложением поговорить о сделке, но ничего не ответил.
Анифантакис – гражданин Греции и работает в сфере глобальной торговли энергоресурсами более 30 лет (данные пресс-релиза). С июня 2021 года Анифантакис – член совета директоров Motor Oil Hellas, крупнейшей греческой нефтеперерабатывающей группы. Зачем ему Glusco? «Украинский топливный рынок достаточно сложный, и поэтому он интересен мне, – приводятся в пресс-релизе слова Анифантакиса. – У компании отличная инфраструктура и хорошие перспективы».
Согласно данным на сайте Motor Oil Hellas, с 1999 по 2004 года Анифантакис работал генеральным директором Cargill Petroleum в Москве, отвечал за коммерческую деятельность компании в России и странах бывшего Советского Союза. Затем, до 2011 года он работал генеральным менеджером BP IST в России. В 2018–2020 годах он был управляющим директором Litasco SA и председателем совета директоров Eiger Shipping S.A (2017–2020 года). Обе компании входят в российскую сеть «Лукойл».
«Труба Медведчука» и проблемы Glusco
Glusco была построена на базе украинского розничного бизнеса «Роснефти», активы которой в 2016-ом году выкупил Proton Energy Моисеева. Сумму сделки не разглашали.
Вместе с сетью АЗС Моисееву также достался контракт на поставки нефтепродуктов «Роснефти» в Украину, значительная часть которых шла через нефтепровод «Самара – Западное направление». Расследование журналистов BIHUS info указывает, что Медведчук контролировал украинскую часть трубопровода. Пик работы «трубы Медведчука» пришелся на весну-лето 2019 года, когда через нее поставлялось около 40% всего дизеля на украинский рынок.
Формально к Glusco и Моисееву санкции не применялись, но уже 11 марта СБУ провела массовые обыски на заправках и нефтебазах компании, сеть обвинили в контрабанде и уклонении от налогов на сумму 240 млн грн. Компания заявила, что перестала «продавать нефтепродукты на регулярной основе». На практике на АЗС Glusco продавали только сжиженный газ.
С марта они были фактически парализованы и компании пришлось отдать часть станций в аренду WOG, KLO, Ultra, БРСМ и ОВИС, говорит Александр Сиренко, главный редактор профильного издания «Нефтерынок». «В этой сети наибольшую ценность представляют те заправки, которые расположены в Киеве и Киевской области, – таких около 40», – говорит он.
Socar: неудачный подход
С 1 апреля компания Proton Energy, которая с 2016 года была единственным поставщиком продукции «Роснефти» в Украине, прекратила поставки. По данным профильного издания Enkorr, в 2020 году она импортировала в Украину 1,74 млн тонн дизеля (23,4% рынка) и 443 000 тонн (22,3%) сжиженного газа.
Уже в мае место Proton Energy в поставках продуктов «Роснефти» заняла компания Socar New Energy, учредители которой – азербайджанские компании Socar Trading и Maddox.
По данным основателя профильного издания Enkorr Сергея Куюна, в июне Socar New Energy была близка к сделке по покупке сети Glusco. По информации Куюна, компании даже подготовили документы в Антимонопольный комитет Украины. Косвенно это подтверждают данные из швейцарского реестра, согласно которым в июне этого года директором швейцарской Glusco Energy SA вместо Моисеева была назначена Олена Перрин из компании Maddox.
Но сделка так и не состоялась. Socar 10 июля опровергла информацию о покупке Glusco. «Эту сделку не согласовали на высшем уровне в Азербайджане», – утверждает Куюн. «Менеджмент Socar взял на себя инициативу, сделал эту сделку, но руководство Азербайджана ее зарубило», – говорит он. Почему? По его словам, азербайджанцы могли решить, что им не нужен «достаточно проблемный актив».
Выходит Анифантакис
В конце августа Socar New Energy также перестала поставлять топливо «Роснефти».
В это же время компания изменила название на SNEL Energy, а владельцем, по данным кипрского реестра, стал Димитриос Анифантакис
Вместе с сетью заправок у нового владельца Glusco есть контракт на эксклюзивную поставку нефтепродуктов «Роснефти» в Украину, сообщил Enkorr в конце лета, ссылаясь на контрагентов компании в Украине. «Они смогут поставлять огромные объемы, – говорит Куюн. – Только дизельного топлива более 100 000 тонн в месяц». По его словам, у Glusco также есть квота на 40 000 тонн сжиженного газа, а это 20% украинского рынка.
Сменилось и руководство швейцарской Glusco: вместо Перрин из Meddox директором компании назначили Мориса Тейлора, члена совета директоров ряда трейдинговых компаний. Назначение Тейлора вызвало слухи в анонимных Telegram-каналах о причастности к сделке основателя группы ВЭТЕК Сергея Курченко, находящегося в розыске с марта 2014-го. В 2013 году Тейлор был администратором компании двух швейцарских трейдинговых компаний, входящих в группу ВЕТЭК.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.