Детективы Государственного бюро расследований вручили народному депутату от фракции «Оппозиционная платформа – За жизнь», бизнесмену, чье состояние Forbes оценивает в $620 млн, Виктору Медведчуку ходатайство об аресте с альтернативой залога в 1 млрд грн (около $38 млн)
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
Медведчука подозревают в госизмене, содействии терроризму и нарушении законов и обычаев войны. Ему грозит от 12 лет тюрьмы до пожизненного заключения.
В ходатайстве сторона обвинения настаивает на взятии Медведчука под стражу до 19 ноября 2021 года, пока идет досудебное расследование. Какие еще меры пресечения просят детективы:
- прибывать по каждому требованию в суд, органы досудебного расследования, к прокурору, следственному судье;
- не выезжать из Киева и Киевской области без разрешения следователя, прокурора или суда;
- информировать следователей и прокуроров о смене места проживания или работы;
- сдать на хранение заграничные паспорта;
- носить электронный браслет.
В чем обвиняют Медведчука
Генпрокурор Ирина Венедиктова 8 октября сообщила, что детективы подозревают Медведчука в причастности к незаконной поставке угля из неконтролируемой Украиной территории Донбасса в 2014–2015 годах.
После того как Россия захватила часть Донбасса, Украина оказалась на грани энергетического кризиса. Было решено закупать уголь в ЮАР, но Россия сорвала эти контракты с помощью Медведчука, сказал «Интерфакс-Украина» глава СБУ Иван Баканов. При посредничестве Медведчука состоялся заговор с высшими должностными лицами Украины. Они создали искусственные препятствия для поставок угля из ЮАР, и контракты были сорваны. Это спровоцировало волну веерных отключений электроэнергии в нашей стране, говорит Баканов. Впоследствии, при высоком спросе на уголь, по словам главы СБУ, при содействии Медведчука были организованы незаконные схемы его поставок из оккупированных территорий в Украину.
Медведчук уже находится под домашним арестом с мая из-за подозрений в трех эпизодах противоправной деятельности и сотрудничества с Россией. Первый: в 2015 году он вступил в предварительный сговор с российским чиновником для добычи полезных ископаемых на шельфе Черного моря. Второй касается передачи спецслужбам России сведений, содержащих государственную тайну. Третий: участие в разработке антиукраинского проекта «Луч». Его организаторы планировали отправлять украинских трудовых мигрантов на заработки в Россию, а когда те вернутся домой, распространять через них пропаганду в Украине.
Медведчук обязан находиться под домашним арестом до 31 октября.
Помимо уголовных дел, с февраля против него также действуют санкции Совета нацбезопасности (СНБО) в связи с подозрением в финансировании терроризма. Из-за санкций, по словам депутата «Оппозиционной платформы – За жизнь» Рената Кузьмина, Медведчук не сможет заплатить залог – СНБО запретил ему осуществлять любые финансовые операции в феврале 2021 года. «Банк просто не примет платеж из-за запрета», – пишет Кузьмин в Фейсбуке.
Что значит новое ходатайство
В новом ходатайстве речь идет о новом уголовном деле, которое, однако, было зарегистрировано в 2016 году, говорит Диана Яковлева, руководитель практики уголовного права юридической компании AS Legal. «Такие действия стороны обвинения можно назвать «приглашением» на так называемый «новый круг», – говорит юрист.
В ближайшем будущем, по ее словам, события будут развиваться так:
- вручение подозрения;
- вручение ходатайства о применении меры пресечения и его обжалование;
- проведение следственных действий;
- продление текущей меры пресечения;
- завершение досудебного следствия и открытие материалов стороне защиты;
- вручение обвинительного акта и его направление в суд.
Какое бы решение ни принял суд по вопросу избрания меры пресечения, вероятнее всего, это решение будет обжаловано одной из сторон в апелляционном суде, считает Яковлева.
Сторона обвинения, по ее словам, прежде чем просить меру пресечения, должна удостовериться, что в ней есть необходимость (например, есть риск того, что подозреваемый может скрыться от следствия). Медведчук же находится под домашним арестом и не нарушает его. «Позиция обвинения наводит на мысль об умышленном давлении», – говорит юрист.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.