Виктор Медведчук. /Shutterstock
Категория
Компании
Дата

Вместо Медведчука. Кто станет крупнейшим поставщиком дизеля и автогаза в Украину 

Виктор Медведчук. Фото Shutterstock

📲 45 секунд – на один пост, 20 хвилин на день, щоб дізнатися головні економічні та бізнесові новини. Підписуйтеся на Telegram-канал Forbes Ukraine, щоб економити час.

Трейдинговая компания Coral Energy в 20-х числах марта стала предлагать оптовым покупателям дизеля и сжиженного газа поставки этих товаров от Роснефти в Украину, сообщили Forbes несколько трейдеров. До недавних пор нефтепродукты российской госкомпании поставлялись через швейцарскую Proton Energy. Однако 15 марта трейдер заявил, что с 1 апреля прекращает поставлять дизель и сжиженный газ из-за давления украинских властей. 

Владелец Proton Energy – израильский бизнесмен Ниссан Моисеев, которого участники рынка считают близким к Виктору Медведчуку. Сам Моисеев признавал, что знаком с политиком, но отрицал деловые отношения с ним. 

Украинские власти начали наступление на активы Медведчука, арестовав нефтепровод Самара – Западное управление, который долгое время был самым дешевым маршрутом поставок дизеля в Украину. Затем МВД провело серию обысков в офисах компании Glusco, которая управляет сетью из 141 автозаправок и которую тоже связывают с Proton Energy. 

Новый посредник между Роснефтью и украинским рынком официально зарегистрирован в Дубае. Эта компания много лет поставляет в Украину нефтепродукты, но преимущественно морем, через перевалочные базы в Одессе и Николаеве. Несколько участников рынка и источники в Нафтогазе считают ее связанной с государственной азербайджанской компанией Socar. В Coral Energy и Роснефти не ответили на запрос Forbes. 

Ранее трейдеры ожидали, что давление украинских властей на Медведчука приведет к остановке поставок нефтепродуктов. «Бизнес оказался важнее политики», - объясняет директор трейдинговой компании «Прайм» Дмитрий Леушкин. Украинский рынок слишком большой, чтобы его игнорировать, задача для Роснефти стояла в том, чтобы выбрать посредника, который будет считаться удаленным от Кремля. «Coral Energy давно на рынке и удалены от политики, – говорит Леушкин, – Роснефти нужно было продолжить поставки и они выбрали самый безопасный вариант”. 

До того как Владимир Зеленский начал наступление на бизнес Медведчука, Proton Energy, по данным консалтинговой компании А-95, была крупнейшим трейдером на рынке как дизеля (23,4%), так и сжиженного газа (22,3%). Если исходить из котировок международных агентств, Proton Energy поставила в 2020 году сжиженного газа на $118 млн, а дизеля – на $1,2 млрд.  

Дизель и автогаз в Украине производят только Кременчугский НПЗ и государственный Нафтогаз, но в основном это зависит от импортных поставок. Смена посредника Роснефти вовсе не значит, что Coral Energy будет иметь такую же долю рынка как и Proton. Предложения от нового трейдера на апрельские поставки оказались дороже – по LPG с наценкой $31 на тонну к котировке Argus daf Брест, хотя их предшественник продавал c премией $15 на тонну. «Они никогда не демпинговали и считали, что лучше продать меньше, но больше заработать на тонне», - говорит Леушкин.

«Высокие цены от Coral могут вызвать временный рост стоимости автогаза в апреле, но потом это приведет к увеличению активности других трейдеров и по остальным маршрутам - поставок LPG из Беларуси, Литвы, Польши и Румынии, что потом выровняет цены», – считает замглавы дивизиона «Нефть» компании Нафтогаз Сергей Федоренко.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине