Трейдинговая компания Coral Energy в 20-х числах марта стала предлагать оптовым покупателям дизеля и сжиженного газа поставки этих товаров от Роснефти в Украину, сообщили Forbes несколько трейдеров. До недавних пор нефтепродукты российской госкомпании поставлялись через швейцарскую Proton Energy. Однако 15 марта трейдер заявил, что с 1 апреля прекращает поставлять дизель и сжиженный газ из-за давления украинских властей.
Владелец Proton Energy – израильский бизнесмен Ниссан Моисеев, которого участники рынка считают близким к Виктору Медведчуку. Сам Моисеев признавал, что знаком с политиком, но отрицал деловые отношения с ним.
Украинские власти начали наступление на активы Медведчука, арестовав нефтепровод Самара – Западное управление, который долгое время был самым дешевым маршрутом поставок дизеля в Украину. Затем МВД провело серию обысков в офисах компании Glusco, которая управляет сетью из 141 автозаправок и которую тоже связывают с Proton Energy.
Новый посредник между Роснефтью и украинским рынком официально зарегистрирован в Дубае. Эта компания много лет поставляет в Украину нефтепродукты, но преимущественно морем, через перевалочные базы в Одессе и Николаеве. Несколько участников рынка и источники в Нафтогазе считают ее связанной с государственной азербайджанской компанией Socar. В Coral Energy и Роснефти не ответили на запрос Forbes.
Ранее трейдеры ожидали, что давление украинских властей на Медведчука приведет к остановке поставок нефтепродуктов. «Бизнес оказался важнее политики», - объясняет директор трейдинговой компании «Прайм» Дмитрий Леушкин. Украинский рынок слишком большой, чтобы его игнорировать, задача для Роснефти стояла в том, чтобы выбрать посредника, который будет считаться удаленным от Кремля. «Coral Energy давно на рынке и удалены от политики, – говорит Леушкин, – Роснефти нужно было продолжить поставки и они выбрали самый безопасный вариант”.
До того как Владимир Зеленский начал наступление на бизнес Медведчука, Proton Energy, по данным консалтинговой компании А-95, была крупнейшим трейдером на рынке как дизеля (23,4%), так и сжиженного газа (22,3%). Если исходить из котировок международных агентств, Proton Energy поставила в 2020 году сжиженного газа на $118 млн, а дизеля – на $1,2 млрд.
Дизель и автогаз в Украине производят только Кременчугский НПЗ и государственный Нафтогаз, но в основном это зависит от импортных поставок. Смена посредника Роснефти вовсе не значит, что Coral Energy будет иметь такую же долю рынка как и Proton. Предложения от нового трейдера на апрельские поставки оказались дороже – по LPG с наценкой $31 на тонну к котировке Argus daf Брест, хотя их предшественник продавал c премией $15 на тонну. «Они никогда не демпинговали и считали, что лучше продать меньше, но больше заработать на тонне», - говорит Леушкин.
«Высокие цены от Coral могут вызвать временный рост стоимости автогаза в апреле, но потом это приведет к увеличению активности других трейдеров и по остальным маршрутам - поставок LPG из Беларуси, Литвы, Польши и Румынии, что потом выровняет цены», – считает замглавы дивизиона «Нефть» компании Нафтогаз Сергей Федоренко.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.