Карта будущего. Одиннадцать украинских СЕО о своих планах и идеи на 2021 год /Forbes
Категория
Компании
Дата

Карта будущего. Одиннадцать украинских СЕО о своих планах и идеи на 2021 год

8 хв читання

Forbes

Бизнес – это область деятельности, которая лучше всего поддается измерению, любил говорить предприниматель и реформатор Каха Бендукидзе. Ошибочность или правильность любых гипотез проверяется в бизнесе очень просто: зарабатывает он деньги или теряет. 

Forbes решил узнать, с какими планами и идеями входят в 2021 год лучшие руководите‑ ли украинских компаний. Чтобы составить целостную картину, мы поговорили с 11 CEO, рабо‑ тающими в самых разных отраслях: металлургии, машиностроении, финансах, фарме, мобильной связи, IT, промышленном строительстве, логистике, фастфуде, FMCG. В отличие от профессиональных экспертов, они рискуют не только репутацией. На кону – деньги, карьера, будущее тысяч сотрудников.

Пристегнитесь, въезжаем в 2021 год.

1.КАКУЮ ДИНАМИКУ ВЫРУЧКИ ВЫ ПЛАНИРУЕТЕ НА 2021 ГОД? 

Игорь Смелянский, генеральный директор «Укрпочты»:

25% нашей выручки зависит от международного бизнеса. Мы уже превысили показатели 2019 года по экспорту. А впереди еще новый год – это 30–40 т экспорта в США в неделю. Поток посылок из Китая, наоборот, сократился. Планируем выйти на рост выручки в 20–25% в 2021 году.

Игорь Беда, управляющий директор GlobalLogic в Центральной и Восточной Европе:

Растем на 20–25% в год, даже в период пандемии. В 2020 году GlobalLogic преодолела цифру в 5000 сотрудников. Планируем сохранить темпы роста и в 2021 году.

Олег Коростелев, генеральный конструктор КБ «Луч»:

В 2019-м наша выручка составила 6,7 млрд грн, в 2021-м ожидаем рост на 5% – до 7 млрд грн.

Ирина Староминская, CEO Universal Bank:

Рассчитываем увеличить прибыль на 100% – до 1 млрд грн.

Сергей Шакалов, генеральный директор Kness Group:

2020-й стал годом упадка зеленой энергетики. Будет удачей, если в 2021-м мы выйдем на 60% выручки 2019 года.

Владимир Костюк, исполнительный директор компании «Фармак»:

Мы ожидаем, что активная фаза пандемии пройдет к лету следующего года. Рост выручки в 2021 году ожидаем не менее 10%.

Александр Комаров, СЕО «Киевстара»:

Телеком-индустрия сохранит двузначные темпы роста в 2021-м: это будет около 10–11%. Задача «Киевстара» – расти так же, как растет рынок.

2. КАКОЙ КУРС ГРИВНИ К ДОЛЛАРУ ВЫ ОЖИДАЕТЕ В 2021 ГОДУ?

Евгений Шевченко, генеральный директор Carsberg Ukraine:

Закладываем в план курс чуть больше 30 грн/$. Много факторов неопределенности. Непонятно, как будет развиваться сотрудничество с МВФ, что будет с экспортом, поступлением выручки от аграриев, транзитом газа и переводами от «заробитчан».

Сергей Шакалов:

Не хотелось бы в декабре 2021 года увидеть курс выше 30 грн/$. Но такая вероятность существует. Есть бюджетная дыра, а как ее закрывать – пока непонятно.

Юрий Рыженков, СЕО «Метинвест Холдинг»:

Мы ориентируемся на курс НБУ в 29,1 грн/$. Но в Украине слишком много факторов, каждый из которых может изменить этот прогноз. Например, в прошлом году аукционы по ОВГЗ неожиданно повлияли на курс гривни. Я не ожидаю провала, поскольку ключевые экспортно ориентированные отрасли Украины (аграрии, металлурги и IT) работают стабильно. Разве что Нацбанк захочет искусственно «подрастить» гривню.

Игорь Смелянский, «Укрпочта»:

Ориентируемся на курс 30 грн/$. Но работаем как на импорт, так и на экспорт: потеряем на одном – заработаем на другом.

3.НАСКОЛЬКО ВЫРАСТЕТ ЭКОНОМИКА УКРАИНЫ В 2021 ГОДУ? 

Юрий Рыженков, «Метинвест»:

Прогноз Мирового банка (1,5% роста в 2021 году) говорит о продолжении пандемии и ограничениях экспортно-импортных операций. В этом случае будет тяжело. Но это режим «черного лебедя». Я же предполагаю, что в 2021 году нас ждет рост в 4%.

Андрей Самусенко, генеральный директор Mondelez International в Украине:

Если в 2020 году экономика просела на 5–6%, то в 2021-м должна восстановиться хотя бы вполовину. До сих пор все прогнозы строились на предположении, что 2021 год станет годом полного восстановления после COVID-19. Сейчас видим, что этого не произойдет.

Евгений Шевченко, Carlsberg Ukraine:

Мы закладываем в план рост экономики в 3%.

Владимир Костюк, «Фармак»:

Мы ориентируемся на рост до 2%. До весны точно будут карантинные ограничения, покупательная способность расти не будет.

Сергей Шакалов, Kness Group:

Мы рассчитываем, что в 2021-м украинская экономика вырастет хотя бы на 3–3,5%. Это реалистично-оптимистичный сценарий.

4. КАКОЙ «ЧЕРНЫЙ ЛЕБЕДЬ» МОЖЕТ ПРИЛЕТЕТЬ В НОВОМ ГОДУ? 

Сергей Шакалов, Kness Group:

В 2019 году в наш сектор уже прилетел «черный лебедь» – начался кризис неплатежей, строительство остановилось. В 2021-м вряд ли произойдет что-то более серьезное в нашем бизнес-секторе, но от «черных лебедей» государственного масштаба застраховаться сложно.

Александр Комаров, «Киевстар»:

Правительство приняло план внедрения 5G, пока он декларативный, но планируется, что до конца 2021 года на аукционах начнут распределяться первые частоты. Это очень крупная инвестиция: сотни миллионов, может быть, миллиарды гривен на покупку частот.

Владимир Костюк, «Фармак»:

Перед фармацевтическими компаниями стоит задача обеспечить доступность лекарств. Во всем мире для лечения COVID-19 используют одни и те же лекарства, что создает дефицит – как сырья, так и готовых форм. Некоторые страны вводят ограничения на экспорт. Это большой вызов.

Материалы по теме

5.КАКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОТКРЫВАЕТ 2021 ГОД? 

Юлия Бадритдинова, генеральный диреектор «McDonaldʼs Украина»:

2021 год проверит бизнес на выносливость. Мы рассматриваем каждый новый ресторан как площадку, где можно эффективно настроить каналы продаж: для автомобилистов – McDrive, для пешеходов – экспресс-окна, в ресторанах – терминалы самообслуживания. Сейчас не так много бизнесов готовы инвестировать. Это наше время.

Евгений Шевченко, Carlsberg Ukraine:

Если раньше все хотели быть цифровыми ради моды, то сейчас всем придется стать цифровыми, чтобы выжить. Наши возможности – в развитии цифровых каналов продаж. Нам необходимо подхватить этот тренд и взять из него максимум. Благодаря тренду на здоровый образ жизни есть возможности в категории безалкогольных продуктов: растут продажи кваса, безалкогольного пива.

Александр Комаров, «Киевстар»:

Я не верю в ситуативные возможности для большого системного бизнеса. Но есть несколько трендов. Один из них – глобальный пересмотр отношений между компанией и сотрудниками. Происходит смещение, с одной стороны, в сторону свободы, с другой – в сторону ответственности. Это будет влиять на конкурентные преимущества в 2021 году больше, чем что-либо другое. 

6. САМЫЕ ВОСТРЕБОВАННЫЕ НАВЫКИ И КОМПЕТЕНЦИИ

Евгений Шевченко, Carlsberg Ukraine:

Одна из самых редких и ценных компетенций – способность работать автономно, не теряя в эффективности. В 2021 году преуспеют автономные и дисциплинированные.

Ирина Староминская, Universal Bank:

В 2021 году будут востребованы способность нешаблонно мыслить, скорость принятия решений, умение безошибочно распознать и удовлетворить потребность клиента. А еще адаптивность. Это широкое понятие подразумевает и гибкость, и способность быстро меняться, и креативность, и умение общаться с людьми.

Юрий Рыженков, «Метинвест»:

Наиболее востребованным навыком в 2021 году станет готовность к изменениям. Для нормального климата и сплоченности в командах будет важна эмпатия – способность настраиваться на того, кто рядом, слышать и чувствовать друг друга, строить крепкие социальные связи.

Андрей Самусенко, Mondelez International в Украине:

Все большую роль в 2021 году будут играть ориентированное на рост мышление (growth mindset), а также способность быстро приобретать новые навыки. Мир быстро меняется: только комбинация адаптивности и желания добиться большего может обеспечить успех в 2021 году.

Игорь Беда, GlobalLogic:

Критическое мышление, креативность, когнитивная гибкость, умение коммуницировать – эти гибкие навыки составляют 85% успеха человека в профессии. Отдельная компетенция – умение обучаться на протяжении всей жизни: работодатели особенно внимательны к уровню LQ (learning quotient) соискателя. Это показатель его предрасположенности к обучению.

Александр Комаров, «Киевстар»:

Топ-навыки, которые будут актуальны в 2021 году, отсылают нас к личной зрелости и осознанности сотрудников. Большой спрос будет на готовность работать в условиях неопределенности и способность быстро учиться. Из-за сохранения удаленного формата работы продолжит расти важность ориентации на результат.

Юлия Бадритдинова, «McDonaldʼs Украина»:

Крайне важны будут такие компетенции, как любознательность, умение учиться новому и – очень важно – отучиваться от того, что больше не приносит результата. Еще одна топкомпетенция – эмпатия: учитывая нынешний уровень социального стресса, важно находить взаимопонимание и поддерживать коллег.

Сергей Шакалов, Kness Group:

В 2021 году будут выигрывать команды, поэтому в цене будут сильные командные игроки. На первый план выйдут такие навыки, как смелость в принятии решений, управление рисками, проактивность и широта видения.

Олег Коростелев, КБ «Луч»:

Актуальный навык – доскональное знание своего продукта и бизнес-сегмента. Поэтому мы делаем ставку на рост управленцев внутри компании – эти люди знают и чувствуют ДНК наших продуктов. Важны также креативность и нешаблонное мышление, умение находить новые способы решения задач. На стыке этих двух векторов – глубокого знания продукта и изобретательности – и лежит менеджерский успех. Пример такого подхода – Генри Форд. 

7.КАКИМИ БУДУТ КЛЮЧЕВЫЕ ЦЕННОСТИ 2020-Х? 

Евгений Шевченко, Carlsberg Ukraine:

Я вижу три главные ценности. Первая – жизнь и здоровье. Пандемия заставила задуматься об этом даже самых беспечных. Вторая – сотрудничество. Человечество может развиваться только сообща. Третья – новая этика и приватность. Люди все больше осознают свою беззащитность в онлайн-мире. В бизнесе ценностью №1 станет устойчивое развитие: люди будут покупать только у ответственных.

Игорь Беда, GlobalLogic:

Ключевыми ценностями станут командная работа, инновационность, открытость и справедливое отношение к людям.

Игорь Смелянский, «Укрпочта»:

Это будет непростое десятилетие. Его ценности определит исход противостояния между популизмом и непопулярными, но необходимыми решениями. Чтобы построить лучшее будущее, нужно прилагать усилия или отказываться от чего-то уже сегодня. А люди сейчас хотят социальных гарантий, а не личной ответственности. Это глобальный тренд, и Украина тут не исключение. Что мы выберем – эволюционный путь или популизм? Вопрос открытый.

Юрий Рыженков, «Метинвест»:

В 2020-х все более актуальной будет становиться самореализация. С развитием диджитализации и новым удаленным форматом работы индивидуальное будет все больше превалировать над коллективным. Люди станут еще больше ценить свое личное пространство – как онлайн, так и офлайн.

Александр Комаров, «Киевстар»:

Главная ценность нового десятилетия – человеческие отношения. Уходящий год резко ограничил нас в социальном смысле, и благодаря этому мы осознали, насколько важной частью нашей жизни является общение. Определяющими в новом десятилетии будут честность, оптимизм, любовь к людям, личная ответственность. Все это очень драйвит, особенно в непростые времена.

Владимир Костюк, «Фармак»:

В начале года я бы сказал, что ценностями нового десятилетия будут мобильность и ориентация на получение нового опыта и самореализацию. Сегодня же на первом плане – здоровье и безопасность. Откат к «базовым настройкам» кажется мне негативным трендом. Надеюсь, кризис не продлится долго и маятник вскоре качнется в обратную сторону. 

8. NEW YEAR`S RESOLUTION 

Юрий Рыженков, «Метинвест»:

У меня две цели на 2021 год. Завершить строительство очистительных сооружений на двух крупных объектах в Мариуполе и Кривом Роге. Открыть в Мариуполе университет «Метинвест Политехника».

Евгений Шевченко, Carlsberg Ukraine:

Нам важно снова поймать ветер в паруса и стать безоговорочным лидером на пивном рынке, окончательно оторвавшись от конкурентов.

Игорь Беда, GlobalLogic:

В свете актуальности тренда на «антихрупкость» в 2021 году я займусь консолидацией управления нашими офисами в Европе. За последний год к четырем восточноевропейским офисам GlobalLogic добавились представительства в Швеции и Германии, так что заняться будет чем.

Владимир Костюк, «Фармак»:

У меня две амбициозные задачи. Первая – запуск трансформации корпоративной культуры «Фармака». Вторая – выход с одним из препаратов на американский рынок. Это будет историческое событие как для нашей компании, так и для всей фармацевтической отрасли.

Андрей Самусенко, Mondelez International в Украине:

Одна из важнейших задач-2021 – сохранение и укрепление командного духа. Планирую также улучшить финансовые показатели и увеличить экспорт наших продуктов на международный рынок.

Александр Комаров, «Киевстар»:

Хочу найти общее хобби с 10-летней дочерью. Она увлекается TikTok и Instagram, но я постараюсь увлечь ее чем-то офлайн: походами с палаткой или большим теннисом. Готов даже танцевать. Обязательно пройду какой-нибудь обучающий курс и, возможно, вернусь к преподаванию в вузе.

Игорь Смелянский, «Укрпочта»:

До конца 2021 года хочу увидеть полностью оцифрованную компанию. Планируем запустить до 2500 передвижных цифровых отделений даже там, где нет связи, а также начать строительство первых за 40 лет автоматизированных логистических центров, как у Amazon. Если это получится сделать, я смогу спокойно уйти в отставку и проводить больше времени с семьей и детьми.

Опубликовано в шестом номере журнала Forbes (декабрь 2020)

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд
Головний журнал 2024 року вже у продажу

Заказывайте с бесплатной доставкой по Украине