Карта будущего. Одиннадцать украинских СЕО о своих планах и идеи на 2021 год /Forbes
Категория
Компании
Дата

Карта будущего. Одиннадцать украинских СЕО о своих планах и идеи на 2021 год

8 хв читання

Forbes

Бизнес – это область деятельности, которая лучше всего поддается измерению, любил говорить предприниматель и реформатор Каха Бендукидзе. Ошибочность или правильность любых гипотез проверяется в бизнесе очень просто: зарабатывает он деньги или теряет. 

Forbes решил узнать, с какими планами и идеями входят в 2021 год лучшие руководите‑ ли украинских компаний. Чтобы составить целостную картину, мы поговорили с 11 CEO, рабо‑ тающими в самых разных отраслях: металлургии, машиностроении, финансах, фарме, мобильной связи, IT, промышленном строительстве, логистике, фастфуде, FMCG. В отличие от профессиональных экспертов, они рискуют не только репутацией. На кону – деньги, карьера, будущее тысяч сотрудников.

Пристегнитесь, въезжаем в 2021 год.

1.КАКУЮ ДИНАМИКУ ВЫРУЧКИ ВЫ ПЛАНИРУЕТЕ НА 2021 ГОД? 

Игорь Смелянский, генеральный директор «Укрпочты»:

25% нашей выручки зависит от международного бизнеса. Мы уже превысили показатели 2019 года по экспорту. А впереди еще новый год – это 30–40 т экспорта в США в неделю. Поток посылок из Китая, наоборот, сократился. Планируем выйти на рост выручки в 20–25% в 2021 году.

Игорь Беда, управляющий директор GlobalLogic в Центральной и Восточной Европе:

Растем на 20–25% в год, даже в период пандемии. В 2020 году GlobalLogic преодолела цифру в 5000 сотрудников. Планируем сохранить темпы роста и в 2021 году.

Олег Коростелев, генеральный конструктор КБ «Луч»:

В 2019-м наша выручка составила 6,7 млрд грн, в 2021-м ожидаем рост на 5% – до 7 млрд грн.

Ирина Староминская, CEO Universal Bank:

Рассчитываем увеличить прибыль на 100% – до 1 млрд грн.

Сергей Шакалов, генеральный директор Kness Group:

2020-й стал годом упадка зеленой энергетики. Будет удачей, если в 2021-м мы выйдем на 60% выручки 2019 года.

Владимир Костюк, исполнительный директор компании «Фармак»:

Мы ожидаем, что активная фаза пандемии пройдет к лету следующего года. Рост выручки в 2021 году ожидаем не менее 10%.

Александр Комаров, СЕО «Киевстара»:

Телеком-индустрия сохранит двузначные темпы роста в 2021-м: это будет около 10–11%. Задача «Киевстара» – расти так же, как растет рынок.

2. КАКОЙ КУРС ГРИВНИ К ДОЛЛАРУ ВЫ ОЖИДАЕТЕ В 2021 ГОДУ?

Евгений Шевченко, генеральный директор Carsberg Ukraine:

Закладываем в план курс чуть больше 30 грн/$. Много факторов неопределенности. Непонятно, как будет развиваться сотрудничество с МВФ, что будет с экспортом, поступлением выручки от аграриев, транзитом газа и переводами от «заробитчан».

Сергей Шакалов:

Не хотелось бы в декабре 2021 года увидеть курс выше 30 грн/$. Но такая вероятность существует. Есть бюджетная дыра, а как ее закрывать – пока непонятно.

Юрий Рыженков, СЕО «Метинвест Холдинг»:

Мы ориентируемся на курс НБУ в 29,1 грн/$. Но в Украине слишком много факторов, каждый из которых может изменить этот прогноз. Например, в прошлом году аукционы по ОВГЗ неожиданно повлияли на курс гривни. Я не ожидаю провала, поскольку ключевые экспортно ориентированные отрасли Украины (аграрии, металлурги и IT) работают стабильно. Разве что Нацбанк захочет искусственно «подрастить» гривню.

Игорь Смелянский, «Укрпочта»:

Ориентируемся на курс 30 грн/$. Но работаем как на импорт, так и на экспорт: потеряем на одном – заработаем на другом.

3.НАСКОЛЬКО ВЫРАСТЕТ ЭКОНОМИКА УКРАИНЫ В 2021 ГОДУ? 

Юрий Рыженков, «Метинвест»:

Прогноз Мирового банка (1,5% роста в 2021 году) говорит о продолжении пандемии и ограничениях экспортно-импортных операций. В этом случае будет тяжело. Но это режим «черного лебедя». Я же предполагаю, что в 2021 году нас ждет рост в 4%.

Андрей Самусенко, генеральный директор Mondelez International в Украине:

Если в 2020 году экономика просела на 5–6%, то в 2021-м должна восстановиться хотя бы вполовину. До сих пор все прогнозы строились на предположении, что 2021 год станет годом полного восстановления после COVID-19. Сейчас видим, что этого не произойдет.

Евгений Шевченко, Carlsberg Ukraine:

Мы закладываем в план рост экономики в 3%.

Владимир Костюк, «Фармак»:

Мы ориентируемся на рост до 2%. До весны точно будут карантинные ограничения, покупательная способность расти не будет.

Сергей Шакалов, Kness Group:

Мы рассчитываем, что в 2021-м украинская экономика вырастет хотя бы на 3–3,5%. Это реалистично-оптимистичный сценарий.

4. КАКОЙ «ЧЕРНЫЙ ЛЕБЕДЬ» МОЖЕТ ПРИЛЕТЕТЬ В НОВОМ ГОДУ? 

Сергей Шакалов, Kness Group:

В 2019 году в наш сектор уже прилетел «черный лебедь» – начался кризис неплатежей, строительство остановилось. В 2021-м вряд ли произойдет что-то более серьезное в нашем бизнес-секторе, но от «черных лебедей» государственного масштаба застраховаться сложно.

Александр Комаров, «Киевстар»:

Правительство приняло план внедрения 5G, пока он декларативный, но планируется, что до конца 2021 года на аукционах начнут распределяться первые частоты. Это очень крупная инвестиция: сотни миллионов, может быть, миллиарды гривен на покупку частот.

Владимир Костюк, «Фармак»:

Перед фармацевтическими компаниями стоит задача обеспечить доступность лекарств. Во всем мире для лечения COVID-19 используют одни и те же лекарства, что создает дефицит – как сырья, так и готовых форм. Некоторые страны вводят ограничения на экспорт. Это большой вызов.

Материалы по теме

5.КАКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОТКРЫВАЕТ 2021 ГОД? 

Юлия Бадритдинова, генеральный диреектор «McDonaldʼs Украина»:

2021 год проверит бизнес на выносливость. Мы рассматриваем каждый новый ресторан как площадку, где можно эффективно настроить каналы продаж: для автомобилистов – McDrive, для пешеходов – экспресс-окна, в ресторанах – терминалы самообслуживания. Сейчас не так много бизнесов готовы инвестировать. Это наше время.

Евгений Шевченко, Carlsberg Ukraine:

Если раньше все хотели быть цифровыми ради моды, то сейчас всем придется стать цифровыми, чтобы выжить. Наши возможности – в развитии цифровых каналов продаж. Нам необходимо подхватить этот тренд и взять из него максимум. Благодаря тренду на здоровый образ жизни есть возможности в категории безалкогольных продуктов: растут продажи кваса, безалкогольного пива.

Александр Комаров, «Киевстар»:

Я не верю в ситуативные возможности для большого системного бизнеса. Но есть несколько трендов. Один из них – глобальный пересмотр отношений между компанией и сотрудниками. Происходит смещение, с одной стороны, в сторону свободы, с другой – в сторону ответственности. Это будет влиять на конкурентные преимущества в 2021 году больше, чем что-либо другое. 

6. САМЫЕ ВОСТРЕБОВАННЫЕ НАВЫКИ И КОМПЕТЕНЦИИ

Евгений Шевченко, Carlsberg Ukraine:

Одна из самых редких и ценных компетенций – способность работать автономно, не теряя в эффективности. В 2021 году преуспеют автономные и дисциплинированные.

Ирина Староминская, Universal Bank:

В 2021 году будут востребованы способность нешаблонно мыслить, скорость принятия решений, умение безошибочно распознать и удовлетворить потребность клиента. А еще адаптивность. Это широкое понятие подразумевает и гибкость, и способность быстро меняться, и креативность, и умение общаться с людьми.

Юрий Рыженков, «Метинвест»:

Наиболее востребованным навыком в 2021 году станет готовность к изменениям. Для нормального климата и сплоченности в командах будет важна эмпатия – способность настраиваться на того, кто рядом, слышать и чувствовать друг друга, строить крепкие социальные связи.

Андрей Самусенко, Mondelez International в Украине:

Все большую роль в 2021 году будут играть ориентированное на рост мышление (growth mindset), а также способность быстро приобретать новые навыки. Мир быстро меняется: только комбинация адаптивности и желания добиться большего может обеспечить успех в 2021 году.

Игорь Беда, GlobalLogic:

Критическое мышление, креативность, когнитивная гибкость, умение коммуницировать – эти гибкие навыки составляют 85% успеха человека в профессии. Отдельная компетенция – умение обучаться на протяжении всей жизни: работодатели особенно внимательны к уровню LQ (learning quotient) соискателя. Это показатель его предрасположенности к обучению.

Александр Комаров, «Киевстар»:

Топ-навыки, которые будут актуальны в 2021 году, отсылают нас к личной зрелости и осознанности сотрудников. Большой спрос будет на готовность работать в условиях неопределенности и способность быстро учиться. Из-за сохранения удаленного формата работы продолжит расти важность ориентации на результат.

Юлия Бадритдинова, «McDonaldʼs Украина»:

Крайне важны будут такие компетенции, как любознательность, умение учиться новому и – очень важно – отучиваться от того, что больше не приносит результата. Еще одна топкомпетенция – эмпатия: учитывая нынешний уровень социального стресса, важно находить взаимопонимание и поддерживать коллег.

Сергей Шакалов, Kness Group:

В 2021 году будут выигрывать команды, поэтому в цене будут сильные командные игроки. На первый план выйдут такие навыки, как смелость в принятии решений, управление рисками, проактивность и широта видения.

Олег Коростелев, КБ «Луч»:

Актуальный навык – доскональное знание своего продукта и бизнес-сегмента. Поэтому мы делаем ставку на рост управленцев внутри компании – эти люди знают и чувствуют ДНК наших продуктов. Важны также креативность и нешаблонное мышление, умение находить новые способы решения задач. На стыке этих двух векторов – глубокого знания продукта и изобретательности – и лежит менеджерский успех. Пример такого подхода – Генри Форд. 

7.КАКИМИ БУДУТ КЛЮЧЕВЫЕ ЦЕННОСТИ 2020-Х? 

Евгений Шевченко, Carlsberg Ukraine:

Я вижу три главные ценности. Первая – жизнь и здоровье. Пандемия заставила задуматься об этом даже самых беспечных. Вторая – сотрудничество. Человечество может развиваться только сообща. Третья – новая этика и приватность. Люди все больше осознают свою беззащитность в онлайн-мире. В бизнесе ценностью №1 станет устойчивое развитие: люди будут покупать только у ответственных.

Игорь Беда, GlobalLogic:

Ключевыми ценностями станут командная работа, инновационность, открытость и справедливое отношение к людям.

Игорь Смелянский, «Укрпочта»:

Это будет непростое десятилетие. Его ценности определит исход противостояния между популизмом и непопулярными, но необходимыми решениями. Чтобы построить лучшее будущее, нужно прилагать усилия или отказываться от чего-то уже сегодня. А люди сейчас хотят социальных гарантий, а не личной ответственности. Это глобальный тренд, и Украина тут не исключение. Что мы выберем – эволюционный путь или популизм? Вопрос открытый.

Юрий Рыженков, «Метинвест»:

В 2020-х все более актуальной будет становиться самореализация. С развитием диджитализации и новым удаленным форматом работы индивидуальное будет все больше превалировать над коллективным. Люди станут еще больше ценить свое личное пространство – как онлайн, так и офлайн.

Александр Комаров, «Киевстар»:

Главная ценность нового десятилетия – человеческие отношения. Уходящий год резко ограничил нас в социальном смысле, и благодаря этому мы осознали, насколько важной частью нашей жизни является общение. Определяющими в новом десятилетии будут честность, оптимизм, любовь к людям, личная ответственность. Все это очень драйвит, особенно в непростые времена.

Владимир Костюк, «Фармак»:

В начале года я бы сказал, что ценностями нового десятилетия будут мобильность и ориентация на получение нового опыта и самореализацию. Сегодня же на первом плане – здоровье и безопасность. Откат к «базовым настройкам» кажется мне негативным трендом. Надеюсь, кризис не продлится долго и маятник вскоре качнется в обратную сторону. 

8. NEW YEAR`S RESOLUTION 

Юрий Рыженков, «Метинвест»:

У меня две цели на 2021 год. Завершить строительство очистительных сооружений на двух крупных объектах в Мариуполе и Кривом Роге. Открыть в Мариуполе университет «Метинвест Политехника».

Евгений Шевченко, Carlsberg Ukraine:

Нам важно снова поймать ветер в паруса и стать безоговорочным лидером на пивном рынке, окончательно оторвавшись от конкурентов.

Игорь Беда, GlobalLogic:

В свете актуальности тренда на «антихрупкость» в 2021 году я займусь консолидацией управления нашими офисами в Европе. За последний год к четырем восточноевропейским офисам GlobalLogic добавились представительства в Швеции и Германии, так что заняться будет чем.

Владимир Костюк, «Фармак»:

У меня две амбициозные задачи. Первая – запуск трансформации корпоративной культуры «Фармака». Вторая – выход с одним из препаратов на американский рынок. Это будет историческое событие как для нашей компании, так и для всей фармацевтической отрасли.

Андрей Самусенко, Mondelez International в Украине:

Одна из важнейших задач-2021 – сохранение и укрепление командного духа. Планирую также улучшить финансовые показатели и увеличить экспорт наших продуктов на международный рынок.

Александр Комаров, «Киевстар»:

Хочу найти общее хобби с 10-летней дочерью. Она увлекается TikTok и Instagram, но я постараюсь увлечь ее чем-то офлайн: походами с палаткой или большим теннисом. Готов даже танцевать. Обязательно пройду какой-нибудь обучающий курс и, возможно, вернусь к преподаванию в вузе.

Игорь Смелянский, «Укрпочта»:

До конца 2021 года хочу увидеть полностью оцифрованную компанию. Планируем запустить до 2500 передвижных цифровых отделений даже там, где нет связи, а также начать строительство первых за 40 лет автоматизированных логистических центров, как у Amazon. Если это получится сделать, я смогу спокойно уйти в отставку и проводить больше времени с семьей и детьми.

Опубликовано в шестом номере журнала Forbes (декабрь 2020)

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд