Со средины 2020 года власти КНР начали активное давление на технологические компании страны – под ударом оказались гиганты из сфер онлайн-обучения, доставки, социальные сети и игровые бизнесы. В июле произошло крупнейшее с 2008 года месячное падение акций китайских технологических гигантов. Индекс Nasdaq Golden Dragon China, который отслеживает акции 98 китайских компаний, котирующихся в США, упал на 22%. Что происходит в стране
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
Экономические репрессии начались после июльского IPO на Нью-Йоркской фондовой бирже сервиса заказа поездок Didi, пишет Financial Times. Компания привлекла $4,4 млрд, чем вызвала недовольство Пекина. Там задумываются над тем, чтобы запретить компаниям с большой базой персональных данных размещаться на биржах в США. На фоне этого капитализация Didi упала с $70 до $40 млрд за первый месяц торгов.
Это не единственный бизнес, пострадавший от политического и регуляторного давления. Девять из десяти компаний, которые быстро теряли капитализацию в июле, – китайские. Наихудшей инвестицией месяца стал Tencent. Он потерял $170 млрд рыночной стоимости. На втором месте по потерям ($104 млрд) – Alibaba, на третьем ($88 млрд) – сервис доставки еды Meituan. В целом удар по китайским компаниям достиг $1 трлн, подсчитали в Bloomberg.
Внутри страны цензурируют неутешительные новости. Власти Китая заявили, что будут преследовать платформы за публикацию комментариев иностранных СМИ, которые выкладывают искаженные посты о китайской экономике. Публикации, которые «злонамеренно очерняют» финансовые рынки Китая и ошибочно интерпретируют внутреннюю политику и экономические данные, будут удалять. Какие же рынки и компании переживают сложные времена?
Сервисы онлайн-образования
В июле регуляторы атаковали отрасль частного образования. Власти запретили коммерческим организациям преподавать школьные предметы. Это объяснили тем, что частное обучение подрывает природу образования как общественного блага. За день образовательные компании TAL Education, Gaotu Techedu и New Oriental Education потеряли более половины стоимости, а за год подешевели на 90%, по данным CNBC.
New Oriental Education готовится к увольнению части преподавателей и меняет бизнес-модель – будет учить взрослое население. После того как банковский холдинг Morgan Stanley повысил рейтинг акций компании, они восстановились на 11%.
Как отреагировал рынок? Частные репетиторы ушли в тень и увеличили стоимость услуг. Учитель пекинской школы Джек Ван рассказал Bloomberg, что берет 500 юаней ($80) за занятие на дому. За месяц зарабатывает около 7000 юаней ($1100) – столько же ему платят в школе. С учениками общается с помощью псевдонимов, оплату получает на учетную запись друга в мессенджере WeChat, чтобы избежать внимания властей.
Сервисы по доставке еды
В начале августа 2021-го The Wall Street Journal писал, что китайский регулятор оштрафует службу доставки еды Meituan на $1 млрд. Компания с капитализацией $170 млрд стала новой жертвой власти. Это третья по величине после Tencent и Alibaba публичная компания Китая.
Регуляторы выпустили новые рекомендации по условиям труда курьеров. Самое жесткое – перенастроили алгоритмы своего программного обеспечения так, чтобы увеличить время доставки еды клиентам. Это даст курьерам больше времени на завершение доставки и сделает их труд менее тяжелым, утверждают регуляторы. И параллельно увеличит себестоимость заказа. Meituan, у которого 3 млн курьеров, потерял $30 млрд рыночной капитализации после того, как акции компании обвалились на 15% на бирже в Гонконге.
Изменить условия труда потребовали и от других техногигантов. Верховный суд Китая осудил трудовую культуру «996»: с 9:00 утра до 9:00 вечера шесть дней в неделю. «Сверхурочная работа в некоторых отраслях привлекает всеобщее внимание», – написал Верховный народный суд в своем заявлении, направленном Министерству кадров и социального обеспечения. Такую практику часто используют технологические компании, стартапы и другие частные предприятия, пишет CNN Business.
Игровые компании
В регулировании игровых компаний власти пошли еще дальше. Игровым онлайн-платформам запретили предоставлять услуги детям вне отведенного времени. Они обязаны проверять возраст пользователей, требуя при регистрации реальные имена и номера их телефонов. Ограничение ввели после статьи государственного информагентства «Синьхуа», в которой журналисты назвали компьютерные игры «опиумом для разума».
Несовершеннолетним разрешили играть в видеоигры только по пятницам, субботам и воскресеньям с 20:00 до 21:00 по местному времени. Акции компаний отреагировали мгновенно: Tencent упали на 3%, ее соперника NetEase – на 2,9% в день публикации новых правил.
Менее жесткие ограничения действовали еще с 2019-го – несовершеннолетние могли играть по 90 минут в день. Поэтому новые правила не сильно повлияли на игровую индустрию Китая, пишет CNBC. Несовершеннолетних геймеров в стране – более 110 млн. Они приносят игровым компаниям около 5% выручки, по данным американского инвестиционного банка Jefferies. Акции Tencent к концу дня после введения ограничений выросли на $34 – до $481.
Сколько уйдет на восстановление секторов
Давление власти сильно ударило по темпу развития китайского технологического сектора. В стране стало появляться гораздо меньше компаний-«единорогов», то есть стартапов с оценкой более $1 млрд. В первой половине 2021 года в мире появилось 250 новых «единорогов», 160 из них – родом из США и только 10 из Китая, подсчитали в Crunchbase. Всего в стране 276 стартапов-«единорогов», уверяет аналитическая платформа Dealroom.
«Негативную реакцию китайских рынков удалось остановить монетарной поддержкой – центральный банк страны просто влил деньги в экономику через банки», – говорит управляющий партнер HUGʼS Эрик Найман. Зачем власть создает себе проблемы? «Она хочет повести страну «немецким», а не «американским» путем и перевести ресурсы на стратегические индустрии и производство – полупроводников, батарей, биотехнологий, – а не пользовательский интернет», – цитирует Foreign Affairs аналитика Дэна Ванга. Среди других причин резкого наступления на технологический сектор издание SupChina называет корпоративные войны, публичное недовольство условиями труда в секторе.
На восстановление китайских техногигантов до исторического максимума уйдет от трех до шести лет, по прогнозам Наймана. «Инвестировать в них сейчас стоит, если это не последние деньги у вас, – советует он. – И если вы готовы посидеть в них не один год». В портфеле HUGʼS есть большие китайские компании. «Это рискованные инвестиции, поэтому они занимают незначительную долю, – объясняет подход Найман. – Все, что не европейское и не американское, имеет повышенный риск».
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.