Рациональные инвесторы видят разницу между «плохой компанией» и «паникующим рынком». Акции компаний, в которых помимо идеи есть надежный фундамент, стоит брать, несмотря на падение
Большие деньги и высокая прибыль неразрывно связаны с риском. Риски бывают двух типов: осознанный (основанный на анализе и прогнозе) и эмоциональный. Первый – для предпринимателей, инвесторов, которые продуманно строят свою финансовую карьеру. Второй – для авантюристов, которые привыкли зарабатывать больше деньги на повышении ставок.
Что такое управление риском в работе с активами? Хорошая иллюстрация этого — покупка упавших в цене акций компаний вопреки настроению рынка, которой предшествует аналитическая работа. Если это компании с серьезным понятным бизнесом, сильным топ-менеджментом, растущим рынком, их нужно брать, не оглядываясь на панику.
Это можно показать на примере мая 2021-го, когда произошло сильнейшее за последние несколько лет падение в growth-секторе. Акции growth-компаний (быстрорастущих компаний, связанных с инновациями), которые долго задавали тренд на рынке и были на слуху, упали на 20%–30%.
В то же время выросли value (или стоимостные, традиционные) компании: банки (12%–24%), нефтянка (8%–12%), ритейлеры (до 6%), FMCG-сектор (до 7%) и т.д.
Этот слом напоминает те, что уже происходили несколько раз, в том числе в 2003 году. Тогда после кризиса «доткомов» многие пузыри лопнули. Компании, взлетевшие на хайпе, не имели в качестве основы ничего, кроме востребованной идеи: ни выручки, ни клиентской базы. И капитал, который зашел на фондовой рынок, стал переходить в акции стоимостных традиционных компаний.
Инвесторы стали продавать акции growth-компаний, выходить из инвестиций, посчитав, что все они переоценены. Вот только между нынешней ситуацией и тем, что происходило во время предыдущих кризисов, есть существенная разница. В 2003-м многие growth-компании имели огромный нерыночный мультипликатор, не подкрепленный ничем, кроме идеи. Большинство из них упали во время кризиса, и больше о них никто не слышал.
В мае 2021-го акции growth-компании внешне выглядели так же. Но их отличало то, что у многих, помимо идеи, был надежный фундамент. Из чего он состоит.
1. Рост выручки (не прибыли). Высокая прибыль у такого рода компании говорит только о том, что менеджмент исчерпал идеи для инвестиций и дальнейшего развития.
У Amazon долго не было прибыли. Но это не мешало компании расти 20 лет подряд и в итоге показать прибыль в определенной фазе развития. С 2015-го по 2020-й ее выручка росла в среднем на 23,8% в год. Капитализация за это же время выросла в пять раз. А прибыли или не было, или она была на минимальных относительно выручки значениях.
2. Рост клиентской базы. Во время пандемии многие компании получили миллионы новых бесплатных клиентов, то есть лиды, на которых они не потратили ни копейки.
3. Технологические компании оцениваются по целевым рынкам сбыта. Топ-менеджмент инвестиционно привлекательной компании вкладывает либо в разработки новых продуктов и услуг, либо в покупку других бизнесов, которые открывают доступ на смежные рынки, где менеджмент знает, как делать деньги.
Рациональные инвесторы видят разницу между «плохой компанией» и «паникующим рынком». Они покупают подешевевшие акции сильных компаний, даже если клиенты, активами которых они управляют, испытывают стресс в условиях ограниченной информации. Потому что покупке предшествовал анализ сектора экономики, в котором работает компания, конкурентной среды, маркетинга, возможности экспансии на сопряженные рынки. Такая стратегия в мае 2021-го себя оправдала: с мая по июль акции «переоцененных» компаний выросли на 15%–20% и выше.
Например, Shopify и Crowdstrike просели на 18% за первую половину мая, после чего выросли на 36%. Потому что просели они не из-за внутренних проблем с бизнесом, неправильных действий, а из-за обычного рыночного падения.
Какие еще компании соответствуют критериям надежного фундамента?
1. Twilio – благодаря эффекту от покупки компании SendGrid за $2 млрд в 2019 году. Слияние позволило дополнить набор инструментов Twilio коммуникацией по электронной почте. В 2020 году компания принесла $1,1 млрд выручки. В 2020 году Twilio SendGrid обработал более 1 трлн писем, а активность пользователей электронной почты возросла на 200%.
2. Atlassian купил компанию Trello в январе 2017 года за $425 млн. Trello является приложением для совместной работы организации, которое насчитывает более 50 млн пользователей. После сделки количество клиентов Atlassian увеличилось почти на 13 тысяч.
3. Компания Salesforce в 2019-м за $14,6 млрд купила Tableau, разработчика ПО для интерактивной визуализации данных и бизнес-аналитики. Выручка компании в результате сделки за год выросла на 38%.
В каждом из приведенных примеров имеет место M&A, поскольку у growth-компаний покупка бизнеса зачастую приводит к эффекту Push and Pull. Купленную компанию интегрируют в цепочку стоимости, и она подталкивает основной бизнес вперед.
В случае с value-компаниями такой эффект достигается реже. Часто value-компании покупают не компании со смежных, развивающихся рынков, а идут туда, куда им не стоит идти.
Среди value-компаний в наши дни выигрывают те, которые инвестируют не ради удовлетворения амбиций, а ради будущего развития своего бизнеса. Тогда клиентская база, прибыль, продуктовый ряд основного бизнеса обеспечивают ресурс для экспоненциального роста новой технологической составляющей компании. Так, например, благодаря технологическим инновациям «олдскульный» Disney все чаще обыгрывает «модный» Netflix на его поле.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.