Госкомпания «Укрзализныця» в два этапа повышает цены на грузоперевозки. По подсчетам министра инфраструктуры Александра Кубракова, это принесет железнодорожному монополисту 2 млрд грн уже в этом году.
Форум «Вільна» повертається 20 лютого, щоб стати вашим джерелом ідей, знайомств і можливостей. Долучайтеся до заходу за посиланням! 🎟
Цены на грузоперевозки пойдут вверх с сентября — на 8% для грузов 1-го (руда и уголь) и 2-го (зерно) классов. С января 2022 года они вырастут ещё на 20% и 6% соответственно. С новой тарифной политикой «Укрзализныця» сможет заработать дополнительные 10 млрд грн в 2022-м. «Инициированное нами повышение – самое большое в истории Украины», – говорит Кубраков. Последний раз тарифы пересматривались два года назад.
Почему это важно? «Укрзализныця» (УЗ) – убыточная компания, в прошлом году она потеряла 12 млрд грн при выручке 75,2 млрд грн. При этом УЗ зарабатывает не на пассажирских перевозках, а на грузовых. Для сравнения: ее выручка в 2020-м от грузовых перевозок – 65 млрд грн, а от пассажирских в 16 раз меньше – всего 4,1 млрд грн. Но из-за действующих тарифов не все грузы прибыльно перевозить.
- Категория
- Мир
- Дата
Компания доставляет грузы четырех классов: внеклассные, 1-й, 2-й и 3-й. Чем выше класс, тем больше тариф. Правда, прибыль компании во внутренних перевозках приносят только грузы 2-го и 3-го класса, а на перевозке руды, угля и других грузов 1-го класса и внеклассных компания теряет деньги – от 6 до 14 млрд грн в год, по подсчетам Андрея Рязанцева, экс-директора по экономике и финансам в «Укрзализныце». Новый и.о. главы УЗ Александр Камышин сказал Forbes, что после повышения тарифов, перевозка грузов 1-го класса станет прибыльной, но Рязанцев сомневается. «Пока поднимут тариф, цены на вагоны, ремонт, топливо и заработную плату вырастут тоже, – говорит он. – Это съест маржу».
ДТЭК и «Метинвест» – компании Рината Ахметова – крупнейшие перевозчики руды и угля и именно для них ситуация изменится больше всего. По подсчетам члена наблюдательного совета УЗ Сергея Лещенко, для «Метинвеста» эти изменения будут значить дополнительные 3,2 млрд грн в год, а для ДТЭК – 1 млрд грн. В интервью Forbes в сентябре 2020-го экс-глава «Укрзализныци» Евгений Кравцов подсчитал, что повышение тарифа на 1% обходится группе СКМ в 120 млн грн в год.
ДТЭК заплатит даже больше, чем рассчитывает Лещенко, – весь процесс теплогенерации подорожает на 2 млрд грн в год, говорит пресс-служба компании. Повышение тарифов при «аномально» низких ценах на электричество «только усугубит кризис в энергетической сфере, не решая при этом проблем УЗ», – говорит пресс-служба. – Нет данных про убыточность перевозок угля. Глубоко убыточны не грузовые, а пассажирские перевозки». ДТЭК просит отказаться от повышения цен. «Метинвест» не успел ответить на запрос Forbes.
Игроки сельскохозяйственной сферы восприняли тарифные изменения легче и в целом поддерживают «разумное» повышение цен, говорит основатель компании «Волынь-Зерно-Продукт» Евгений Дудка. «Но нужно учитывать, что в этом году были дожди и цены на зерно сейчас высокие, поэтому агросектор не почувствует увеличение тарифов – говорит Дудка. – Но когда будет кризисная ситуация – мы её прочувствуем». Конъюнктура рынка позволит пережить повышение в этом году, подтверждает Сергей Орловский, учредитель трейдинговой компании «Агрооилтрейд». «Но цены на зерно будут меняться и, возможно, снижаться, тогда как новые тарифы на перевозку с нами навсегда», – говорит Орловский.
УЗ повышает тарифы пять дней после назначения нового и.о. главы компании Камышина. Его назначили 11 августа после того, как Совет нацбезопасности объявил состояние УЗ «критическим» и анонсировал «кардинальные, в том числе кадровые решения». Заниженные тарифы на грузоперевозки были среди основных претензий СНБО. Госкомпания потеряла 100 млрд грн за последние четыре года из-за неправильной тарифной политики, по словам секретаря Совета нацбезопасности Алексея Данилова.
Бывший и.о. главы Иван Юрик перед уходом с должности тоже признал, что основная проблема УЗ как раз в необоснованных тарифах на грузоперевозки. Кто виноват? По словам Юрика, зарегулированность сферы не позволяла повысить тариф – принять решение должны сразу несколько органов. Сегодняшнее повышение тарифов уже согласовали все необходимые госорганы: Госрегуляторная служба, Минфин, Минэкономики и Минюст. По словам Кубракова, на это ушло два месяца.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.