«Укрзализныця» повышает тарифы: перевозить зерно и руду станет дороже. /Shutterstock
Категория
Новости
Дата

«Укрзализныця» повышает тарифы: перевозить зерно и руду станет дороже. Почему компания меняет цены и кого это коснется

2 хв читання

«Укрзализныця» повышает тарифы: перевозить зерно и руду станет дороже. Фото Shutterstock

Госкомпания «Укрзализныця» в два этапа повышает цены на грузоперевозки. По подсчетам министра инфраструктуры Александра Кубракова, это принесет железнодорожному монополисту 2 млрд грн уже в этом году.

За 12 років консалтингова компанія Franchise Group створила 600+ франшиз. Як масштабувати бізнес за допомогою франшизи в часи турбулентності? Отримайте інсайти і стратегії на Форумі підприємців від власниці та СЕО Franchise Group Мирослави Козачук. Купуйте квиток за посиланням.

Цены на грузоперевозки пойдут вверх с сентября — на 8% для грузов 1-го (руда и уголь) и 2-го (зерно) классов. С января 2022 года они вырастут ещё на 20% и 6% соответственно. С новой тарифной политикой «Укрзализныця» сможет заработать дополнительные 10 млрд грн в 2022-м. «Инициированное нами повышение – самое большое в истории Украины», – говорит Кубраков. Последний раз тарифы пересматривались два года назад.

Почему это важно? «Укрзализныця» (УЗ) – убыточная компания, в прошлом году она потеряла 12 млрд грн при выручке 75,2 млрд грн. При этом УЗ зарабатывает не на пассажирских перевозках, а на грузовых. Для сравнения: ее выручка в 2020-м от грузовых перевозок – 65 млрд грн, а от пассажирских в 16 раз меньше – всего 4,1 млрд грн. Но из-за действующих тарифов не все грузы прибыльно перевозить.

Компания доставляет грузы четырех классов: внеклассные, 1-й, 2-й и 3-й. Чем выше класс, тем больше тариф. Правда, прибыль компании во внутренних перевозках приносят только грузы 2-го и 3-го класса, а на перевозке руды, угля и других грузов 1-го класса и внеклассных компания теряет деньги – от 6 до 14 млрд грн в год, по подсчетам Андрея Рязанцева, экс-директора по экономике и финансам в «Укрзализныце». Новый и.о. главы УЗ Александр Камышин сказал Forbes, что после повышения тарифов, перевозка грузов 1-го класса станет прибыльной, но Рязанцев сомневается. «Пока поднимут тариф, цены на вагоны, ремонт, топливо и заработную плату вырастут тоже, – говорит он. – Это съест маржу».

ДТЭК и «Метинвест» – компании Рината Ахметова – крупнейшие перевозчики руды и угля и именно для них ситуация изменится больше всего. По подсчетам члена наблюдательного совета УЗ Сергея Лещенко, для «Метинвеста» эти изменения будут значить дополнительные 3,2 млрд грн в год, а для ДТЭК – 1 млрд грн. В интервью Forbes в сентябре 2020-го экс-глава «Укрзализныци» Евгений Кравцов подсчитал, что повышение тарифа на 1% обходится группе СКМ в 120 млн грн в год.

ДТЭК заплатит даже больше, чем рассчитывает Лещенко, – весь процесс теплогенерации подорожает на 2 млрд грн в год, говорит пресс-служба компании. Повышение тарифов при «аномально» низких ценах на электричество «только усугубит кризис в энергетической сфере, не решая при этом проблем УЗ», – говорит пресс-служба. – Нет данных про убыточность перевозок угля. Глубоко убыточны не грузовые, а пассажирские перевозки». ДТЭК просит отказаться от повышения цен. «Метинвест» не успел ответить на запрос Forbes.

Игроки сельскохозяйственной сферы восприняли тарифные изменения легче и в целом поддерживают «разумное» повышение цен, говорит основатель компании «Волынь-Зерно-Продукт» Евгений Дудка. «Но нужно учитывать, что в этом году были дожди и цены на зерно сейчас высокие, поэтому агросектор не почувствует увеличение тарифов – говорит Дудка. – Но когда будет кризисная ситуация – мы её прочувствуем». Конъюнктура рынка позволит пережить повышение в этом году, подтверждает Сергей Орловский, учредитель трейдинговой компании «Агрооилтрейд». «Но цены на зерно будут меняться и, возможно, снижаться, тогда как новые тарифы на перевозку с нами навсегда», – говорит Орловский.

УЗ повышает тарифы пять дней после назначения нового и.о. главы компании Камышина. Его назначили 11 августа после того, как Совет нацбезопасности объявил состояние УЗ «критическим» и анонсировал «кардинальные, в том числе кадровые решения». Заниженные тарифы на грузоперевозки были среди основных претензий СНБО. Госкомпания потеряла 100 млрд грн за последние четыре года из-за неправильной тарифной политики, по словам секретаря Совета нацбезопасности Алексея Данилова.

Бывший и.о. главы Иван Юрик перед уходом с должности тоже признал, что основная проблема УЗ как раз в необоснованных тарифах на грузоперевозки. Кто виноват? По словам Юрика, зарегулированность сферы не позволяла повысить тариф – принять решение должны сразу несколько органов. Сегодняшнее повышение тарифов уже согласовали все необходимые госорганы: Госрегуляторная служба, Минфин, Минэкономики и Минюст. По словам Кубракова, на это ушло два месяца.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине