Категория
Компании
Дата

СНБО называет ситуацию в «Укрзализныце» «угрозой государственной безопасности» и требует сменить руководство. Что случилось и как развернется ситуация в ближайшие дни

СНБО предлагает министру инфраструктуры Александру Кубракову возглавить «Укрзализныцю» /из личного архива

СНБО предлагает министру инфраструктуры Александру Кубракову возглавить «Укрзализныцю» Фото из личного архива

Секретарь Совета нацбезопасности Алексей Данилов дал внезапную новость: состояние «Укрзализныци» «критическое», необходимо срочно сменить руководство госкомпании. Возглавить железнодорожного госмонополиста СНБО предлагает министру инфраструктуры Александру Кубракову. Что спровоцировало кризис вокруг «Укрзализныци» и как будут развиваться события дальше

Як мотивувати команду не збавляти темп у надскладних умовах? Дізнайтесь 25 квітня на форумі «Надлюди» від Forbes. Купуйте квиток за посиланням!

Во время брифинга 30 июля Данилов анонсировал «кардинальные, в том числе кадровые решения» в «Укрзализныце» (УЗ). Позже, 4 августа, Министерство инфраструктуры через СМИ опубликовало протокол заседания СНБО, в котором Кабмину предписано назначить Кубракова временным главой «Укрзализныци» и сменить на должности так же временно исполняющего эти обязанности Ивана Юрика. Это решение одобрил и президент Владимир Зеленский, по словам председателя исполнительного комитета реформ Михаила Саакашвили.

Что не так с «Укрзализныцей»? Ввести на предприятии временную администрацию предложила Служба безопасности Украины, пишет «Европейская правда», ссылаясь на документ, который СНБО получил перед заседанием 30 июля. СБУ сообщила, что критическое состояние «Укрзализныци», которая управляет важной для страны инфраструктурой, «угрожает государственной безопасности». Среди основных проблем УЗ: долговые обязательства на 34,2 млрд грн, медленное обновление подвижного состава, потеря 100 млрд грн за последние четыре года из-за заниженных тарифов на грузоперевозки.

Компании грозит технический дефолт, утверждает СБУ и винит наблюдательный совет, председателя и членов правления. «Там достаточно опасные с точки зрения национальной безопасности процессы в финансово-хозяйственной деятельности», – сказал Данилов во время брифинга. Убыток компании в 2020-м – 12 млрд грн, а выручка – 75,2 млрд грн. «Из-за высоких убытков в 2020 году, технический дефолт у них был уже на конец года», – говорит Андрей Рязанцев, экс-директор по экономике и финансам в «Укрзализныце». По его словам, в международных кредитных договорах для железнодорожных компаний существует условие: соотношение чистого долга к EBITDA должно быть два к одному, а на конец 2020-го в УЗ этот показатель был 6,3 к одному.

«УЗ требуется постоянный руководитель и менеджмент, которые получат мандат на долгосрочные изменения», – сказал Forbes Иван Юрик. По его словам, назначение руководства – это совместная компетенция наблюдательного совета и акционера Правительства. «Как они решат – так и будет», – говорит Юрик.

Ситуация с кредитным портфелем полностью контролирована, – уверяет глава УЗ. «У компании достаточно легкий график погашений до конца 2022 года. После недавнего выпуска еврооблигаций и проведенного рефинансирования краткосрочного долга имеем временное окно для развития и наращивания прибыльности бизнеса», – говорит Юрик.

Основная проблема УЗ, по его словам, в необоснованных тарифах на грузоперевозки: компания действительно недополучила 100 млрд грн дохода из-за неправильной тарифной политики. Кто виноват? «Тарифы у нас регулируются государством… и зависят от решений целого ряда органов, – говорит Юрик. – Решения по тарифам должен принимать один орган – национальный регулятор». По словам экс-заместителя министра инфраструктуры Александра Кавы, изменение тарифов на внутренние грузоперевозки в компетенции Министерства инфраструктуры, но решение требует согласования со всеми центральными органами управления. «Это не единоличные решения министра или Кабмина, оно должно пройти через много кабинетов», – говорит Кава.

А что не так с тарифами? «Укрзализныця» зарабатывает на отдельных видах грузовых перевозок, а не на пассажирских. Для сравнения: ее выручка в 2020-м от грузовых перевозок – 65 млрд грн, а от пассажирских – 4,1 млрд грн. Во внутреннем и международном сообщении компания перевозит грузы четырех классов: внеклассные, 1-й, 2-й и 3-й. Чем выше класс, тем больше тариф. Правда, прибыль компании во внутренних перевозках приносят только грузы 2-го и 3-го класса (а также все без исключения транзитные перевозки). Железная руда и уголь перевозятся по первому классу. «Наши тарифы на внутренние грузоперевозки самые низкие в регионе и, скорее всего, самые низкие в мире», – говорит Кава. По его словам, в Украине тарифы ниже даже, чем в соседних странах – в два раза ниже, чем в России, и в 5-6 раз ниже, чем в Польше.

Министерство инфраструктуры планирует повысить тарифы с сентября – на 8% для 1-го и 2-го (зерно) классов. С января 2022 года они вырастут ещё на 20% и 6,5% соответственно. СБУ считает, что за счет грузоотправителей других классов «Укрзализныця» субсидирует перевозчиков руды, что выгоднее всего бизнесу Рината Ахметова – его компаниям ДТЭК и «Метинвест». Из грузов, которые перевозит «Укрзализныця», 40% – это руда и уголь, а эти компании крупнейшие перевозчики этих ресурсов, пишет «Зеркало недели». В интервью Forbes в сентябре 2020-го экс-глава «Укрзализныци» Евгений Кравцов подсчитал, что повышение тарифа на 1% обходится группе СКМ в 120 млн грн в год. Тариф на перевозку угля и руды, по данным Кравцова, приблизительно на 60% ниже, чем на зерно.

Будет ли назначен Кубраков? Наблюдательный совет «Укрзализныци» в ближайшие два-три дня проведет внеочередное заседание, чтобы принять решение по запросу СНБО, говорит заместитель главы набсовета Олег Журавлев. «Заседание точно пройдет на этой неделе, включая выходные, – говорит Журавлев. – Набсовет не будет игнорировать решение СНБО, указ президента и распоряжение Кабинета министров. Мы проведем заседание и рассмотрим вопросы, которые нам адресованы». Помимо назначения нового временного главы и обсуждения тарифов, СНБО просит набсовет обсудить поставку электроэнергии, модернизацию поездов и другое.

В назначении Кубракова есть юридическая коллизия: он не может совмещать должность главы «Укрзализныци» и быть министром инфраструктуры из-за конфликта интересов. Чтобы решить эту коллизию, «Укрзализныцю» могут переподчинить Мининфраструктуры, предположил в разговоре с LIGA.net экс-глава «Укрзализныци» Владимир Жмак.

На данный момент не ясно, действительно ли после заседания набсовета, новым главой «Укрзализныци» станет Кубраков, говорит один из его замов. Он не захотел, чтобы его имя упоминалось в этой статье. «Никто еще никого никуда не назначил, СНБО просто просит рассмотреть возможность собрать набсовет и предложить такой вариант. Это не готовое решение», – говорит собеседник Forbes.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине