Категория
Лидерство
Дата

Какое домашнее задание должна выполнить нация, чтобы стать успешной и счастливой? Объясняет философ Андрей Баумейстер

2 хв читання

Марта Нуссбаум, мыслитель. /Getty Images

Марта Нуссбаум, мыслитель. Фото Getty Images

Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?

Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!

Измерить успешность и счастье нации не так просто. ВВП на душу населения не всегда отражает реальную картину жизни общества. Например, рост ВВП в авторитарном государстве сочетается с отсутствием базовых прав и свобод индивида. В международном индексе счастья (Happy Planet Index), рассчитываемом с 2006 года, наверху часто оказываются далеко на самые богатые и успешные страны (Коста‑Рика, Мексика, Колумбия, Вьетнам). Не свободен от недостатков и Индекс человеческого развития, рассчитываемый ООН.

Мне ближе подход Марты Нуссбаум – одного из наиболее влиятельных современных мыслителей. Если мы хотим узнать об уровне развития нации, нам нужно задать вопрос: чего может достичь обычный гражданин этой страны? Какие у него возможности для самореализации? Вместе с экономистом Амартией Сеном (лауреатом Нобелевской премии за 1998 год) она предложила список из 10 базовых возможностей (capabilities). Вот этот список: 1) жизнь (возможность прожить до старости); 2) физическое здоровье (возможность иметь нормальное питание и достойное жилье); 3) телесная неприкосновенность; 4) чувства, воображения и мысли (иметь возможность пользоваться органами чувств, воображать, мыслить и рассуждать как «полноценный человек», обладающий адекватным образованием); 5) эмоции (возможность испытывать привязанность к вещам и людям, любить, заботиться, испытывать страсти, благодарность и оправданный гнев); 6) практический разум (возможность формировать представления о благе и планировать собственную жизнь); 7) солидарность; 8) другие виды живых существ (возможность взаимодействовать с животным и растительным миром); 9) игра (возможность смеяться, играть, наслаждаться отдыхом и развлечениями); 10) контроль своей среды обитания (в политическом плане речь идет об ответственном гражданстве, а в материальном – о возможности иметь собственное дело и свободно формировать свое профессиональное развитие).

Нуссбаум считает, что недостаточно предоставить человеку права и свободы. Не менее важно, чтобы был предоставлен набор возможностей или «субстанциальных свобод», которыми люди могут воспользоваться или пренебречь.

Так какие же уроки должна выполнить нация, чтобы стать успешной и счастливой?

  1. В первую очередь осознать, что самый важный капитал нации – это ее граждане. Цель урока – научиться инвестировать в людей.
  2. Не менее важна честная самооценка. Понимание собственных преимуществ и недостатков, умение извлекать уроки из промахов и поражений. Этот урок учит честности, ведущей к успеху.
  3. С усвоением второго урока связан третий: не поддаваться соблазну сузить национальную идентичность. Украина – итог многих историй и разнообразных линий культурного развития, которые нужно научиться соединять в единое повествование. Цель данного урока – развивать единство в многообразии.
  4. Определение первоочередных задач. При ограниченных ресурсах нельзя заниматься сразу всем и «понемногу». Развитие каких направлений может стать началом успешного восхождения? Цель урока – рациональный расчет возможностей, ресурсов и приоритетов.
  5. Важно ставить амбициозные стратегические цели. Украина постепенно превращается в страну с очень скромными задачами и целями (практически сводящимися к выживанию). Отсутствие амбиций сказывается на самооценке. Цель урока – научиться желать быть успешными и счастливыми.
  6. Амбициозные цели и высокая самооценка вызывают уважение со стороны других наций, народов и стран. Мы невольно проникаемся уважением к человеку, который ставит перед собой сложные задачи и успешно их решает. Цель урока – уметь завоевывать уважение со стороны других.
  7. Выполнение указанных уроков невозможно без образованных, добродетельных, ответственных и честолюбивых элит. Как верно заметил выдающийся логик и мыслитель Юзеф Бохеньский, «общество, лишенное элиты, обречено на застой и скорую гибель».

Цель урока – работать над формированием национальных элит. На мой взгляд, именно такие уроки должна выполнить нация, чтобы стать успешной и счастливой.

Опубликовано в пятом номере журнала Forbes (ноябрь 2020)

Контрибьюторы сотрудничают с Forbes на внештатной основе. Их тексты отражают личную точку зрения. У вас другое мнение? Пишите нашей редакторе Татьяне Павлушенко – [email protected]

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд