«Мы готовились». Как работает во время войны один из самых больших производителей товаров для гигиены Украины. Интервью с совладельцем «Биосферы» /Александр Чекменев
Категория
Компании
Дата

«Мы готовились». Как работает во время войны один из самых больших производителей товаров для гигиены Украины. Интервью с совладельцем «Биосферы»

3 хв читання

Александр Чекменев

Украинский производитель и дистрибьютор товаров для дома и личной гигиены «Биосфера» с начала войны остановил производство всего на один день. У компании три завода в Украине и более десяти собственных брендов («Фрекен БОК», Smile, Novita, Vortex, Bambik). По словам совладельца «Биосферы» Андрея Здесенко, компания готовилась к войне и разработала план наперед. Как ей удается работать во время войны?

За 12 років консалтингова компанія Franchise Group створила 600+ франшиз. Як масштабувати бізнес за допомогою франшизи в часи турбулентності? Отримайте інсайти і стратегії на Форумі підприємців від власниці та СЕО Franchise Group Мирослави Козачук. Купуйте квиток за посиланням.

Предприятие работает? Оно не останавливалось ни на минуту?

Остановилось в начале войны. На один день.

Когда вы узнали о войне?

Меня разбудил мой охранник и сказал, что началось. Но дело в том, что у меня было ясное предчувствие начала войны.

И мы даже в Inspira (это объединение бизнесменов Днепра) создали клуб Inspirа – «Безопасность». И за неделю до войны мы встретились, собрались. У нас был брейншторминг по поводу того, что нужно делать. Какие будут сложности: бензин, связь, мародерство, безопасность. То есть, мы начали готовиться за неделю.

В этот вечер, 23 числа, я попросил охрану полностью отработать вопрос бомбоубежища в частном доме. Я подготовил свои вещи и в 5:30 мне позвонил охранник и сказал, что война началась.

Днепр сразу попал под удар. Был разбомблен аэропорт и несколько военных складов.

Мы этого ждали и мы готовились. Мы подготовили бомбоубежища. Мы подготовили все для этого моменты, которые были нужны для защиты людей. Поэтому не было паники, а было понимание того, что делать, как делать: а где это брать, а где это. Все было готово.

Самой большой ценностью были люди, потому что производство – большой комплекс цехов, логистика. Мы полностью обесточили производство, увели людей в бомбоубежища, потом поехали по домам.

Мы до этого несколько дней проводили учения по тому, кто, что и как отключает.

Люди пошли в бомбоубежища, потом пошли по домам. А мы со штабом по безопасности начали курировать все вопросы: где люди, все ли живы, где по Украине, где кто перемещается. У нас не было паники, мы были достаточно подготовлены к войне, в которую никто не верил.

В штабе – служба безопасности «Биосферы», HR, финансовая служба.

Вы заранее подготовились. Что это было – предчувствие, интуиция?

Это была интуиция, предчувствие. Это была сверхответственность за компанию. Я это понимал. Поэтому мы сделали эти все приготовления, эти инвестиции, которые сейчас здорово выручают.

Сколько у вас в компании работает людей?

Больше двух тысяч. Я вывез центральный офис за территорию Днепра, потому что мы работаем и на зарубежном рынке. Сформировал дублирующую команду. Она находится в более безопасном месте.

Какой день был самым тяжелым для вас за эти две недели?

Для меня был самый тяжелый день, когда разбомбили роддом в Мариуполе. И детскую больницу.

Это зверство. Это бесчеловечно. И, когда видишь такое, опускаются руки. Шоком является давление и угроза терактов на атомных станциях. Против такого аргумента и такого стрессового фактора очень сложно что-то противопоставить. Я знаю, что у некоторых моих друзей-бизнесменов разбомблены, разрушены производственные и складские мощности, которые создавались годами. Можно сказать – потеряно все. Каждый день – самый тяжелый день.

Что сейчас самое сложное для вашего бизнеса?

Страх людей и то, что люди уходят воевать. То есть люди и их безопасность. Второе – логистика. Сейчас практически невозможно найти фуры для развозки продукции. Те, кто имеет собственные, как-то справляются. Мы эффективная компания – мы себе фуры не покупали. Третье – наличие сырья. Сейчас внесли наши коды в критический импорт, для подгузников, влажных салфеток. Потому что это важно, как никогда.

Три момента: безопасность людей и их защита, чтобы люди выходили на работу. Их наличие, мобилизация. Потому что если золотые специалисты будут уходить, просто остановиться экономика.

И в том числе водители – они боятся ездить, чтобы не забрали фуры и их не призвали. И это будет коллапс логистики.

И четвертое – это отсутствие возможности покупать сырье. Я не говорю уже об уничтожении.

Сократили ли ассортимент?

Сократили. У нас был большой ассортимент для мирной жизни. Мы сейчас считаем, что у нас должен базовый ассортимент продукции. Многие сети заказывали свои марки, мы не можем производить весь спектр. Просто нет сырья или этикетки, всего.

Важнейший вопрос – это неплатежи. На сегодняшний момент розничные сети, за исключением АТБ, не платят деньги. То есть производитель не получает деньги, не имея возможности содержать своих сотрудников. У сетей есть приток денег. Да, мы все в одной лодке. Но они нам не платят. Нам не за что покупать сырье и нечего платить людям.

Если сети сейчас не начнут платить украинским производителям, у нас через месяц не останется производств.

Позиция сетей такая – если вы нам не даёте товар с отсрочкой в 80 дней, мы переходим к другим производителям. Нет других. Очень много мелких производителей закрыты.

Делать продукцию могут только крупные производители. А нам говорят – ну идите. А что дальше будет?

Я так понимаю, что сети сейчас аккумулируют свою выручку, высасывая все товары, которые есть в Украине, и не платя производителям. Но мы получим гигантскую гуманитарную дыру, которую нужно будет заполнить гуманитарным грузом.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине